Мастер-класс
материал

Бондаренко Светлана Валентиновна

Мастер-класс  "Мудрость русского народа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mudrost_russkogo_naroda.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  "Мудрость русского народа" (слайд 1)

Бондаренко С.В.,                                                                                                  

учитель начальных классов.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение пословиц и фразеологизмов в речи.

Задачи:

1.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи;

2.Прививать навыки работы со словарями,

3.Воспитывать внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: презентация,  конверты с рисунками, проектор, компьютер, словари фразеологизмов.

Ход занятия

  1. Организационный момент  

– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни.

Вспомнили?

Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…

Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс. (ручки, словари)

II. Вступительное слово. Слайд 2

Тема мастер-класса «Мудрость русского народа».

- Как вы понимаете выражение «Мудрость русского народа»? (пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы и многое другое)

Слайд 3.

- Обратите внимание на записи и сравните их.

- Что между ними общего, чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)

- Сегодня мы выясним: 

  • Нужны ли пословицы и фразеологизмы?
  • Украшают ли они нашу речь?

Слайд 4: - Выведем гипотезу.

Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

Слайд 5: цели, задачи

   

ΙII. Практическая работа

  1. Работа в парах.

- Давайте проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи

 -Предлагаю поработать в парах.

- Уважаемые участники мастер-класса возьмите рабочий лист. Прочитайте внимательно задания.  Выполните задания в рабочих листах. Если возникнет необходимость, пользуйтесь словарями.

  1. Работа с залом.

- Уважаемые зрители, пока участники мастер-класса заняты,

предлагаю нам не сидеть сложа руки, а выполнить тоже задания и определить лучшего знатока народной мудрости. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

  Слайд 6

  1. Расшифруй пословицу.

Слайд 7

  1. Замените фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями

Слайд 8

  1. Вставьте в пословицы пропущенные слова.

Слайд 9

  1. Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.

Слайд 10

  1. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.

Слайд 11

  1. Вспомните русские пословицы,

схожие по смыслу.

Слайд 12

  1. Физкультминутка

- Я вижу, что некоторые зрители уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять:

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

- Побъем друг другу челом.

- Разведем руками.

- А теперь - руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.

- Что интерсного заметили в физминутке?

- Подведем итог и выясним, кто из зрителей стал лучшим знатоком фразеологизмов и пословиц.

VΙΙ. Проверка работы в парах с использованием слайдов

- Предлагаю  вернуться к участникам мастер-класса и проверить их работу.

Слайд 13 - 16

- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.

- Мы научились этому?

Вернемся к вопросам:

  • Нужны ли пословицы и фразеологизмы в речи?
  • Украшают ли они нашу речь?

Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь,

делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли.

VIΙΙ. Этап рефлексии. 

Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык, его историю, что особенно актуально в год российской истории.  

Продукт деятельности участников. (степлировать)

- разрешите на память о нашей встрече взять ваши фразеологические словарики, а вам на память подарить свои.

Обмен словариками ( учитель  – участникам, а участники свой словарик дарят учителю)

 

Раздел 1.

В скобках около каждого фразеологического  оборота напишите, что же он означает.

Если ВЫ повесили нос (……………..), то зарубите себе на носу (………….) и хоть кровь из носу (………) выполняйте правило первое: выше нос (……)! Если кто-то суёт нос в ваши дела (………….) и пытается водить вас за нос (…………..) и даже оставить с носом (……………), то, встретившись с ним нос к носу (…………….), скажите ему: «Мне это не по ноздре» (……………..). И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос (…………..).

Раздел 2.

Запишите предложения правильно.

         Дождь лил               как снег на голову.

         Скоро дело наладилось и пошло      как сивый мерин.

         Я  знал городские переулки       как рыба в воде.

         Гости свалились      как свои пять пальцев.

         Он всегда врёт         как по маслу.

         У себя во дворе Мишка был       как из ведра.

                                       .

Раздел 3.

Подберите к каждому фразеологизму в левой колонке антоним из правой. Соедините стрелкой.

   Лясы точить

Не покладая рук

   Держать ухо востро

Держать язык за зубами

   Сидеть, сложа руки

Воды в рот набрать

Кричать во всю Ивановскую

Ворон считать

   На чужой шее сидеть

Держать в ежовых рукавицах

   От рук отбиться

Своим горбом жить

Раздел 4.

         Вспомните и запишите русские пословицы, схожие по смыслу.

Верблюда под мостом не спрячешь.                 (Афганистан)

Маленький горшок хорошо нагревается.         (Англия)

Все хорошо в свое время.                                   (Англия)

Сын леопарда – тоже леопард.                           (Африка)

Куда лопата ведет, туда вода потечет.              (Тибет)

Ошпаренный петух от дождя убегает.              (Франция)

После обеда приходится платить.                     (Англия)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...