Методическая разработка по литературному краеведению для учеников 3-4 классов по книге А. Бобринского «Эрмиты»
методическая разработка (4 класс)

Козлова Елена Григорьевна

Методическая разработка составлена с применением технологии развития критического мышления.  Структура занятия включает в себя три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова педагог использовала игровую методику «Верите ли вы?», в ходе которой были актуализированы знания об истории Санкт-Петербурга, а также вызван интерес к книге А.Бобринского «Эрмиты». На стадии осмысления предлагались формы работы с учетом различных  типов интеллекта  обучающихся (вербально-лингвистического, аудио-музыкального, визуально-пространственного, внутриличностного).  Особый интерес у обучающихся вызвала такая форма работы с сюжетным текстом как «Дерево предсказаний», что позволит педагогу в дальнейшем после прочтения книги отделить фантазии обучающихся от обоснованных доводов. На стадии рефлексии был использован методический прием «Синквейн».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто такие эрмиты? Где живут?

Методическая разработка педагога дополнительного образования Козловой Е.Г. по литературному краеведению  для учеников 3-4  классов по книге А. Бобринского «Эрмиты»

  1. (слайд№1)  Картинка Эрмиты

             Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня с вами здесь для того, чтобы разгадать одну из самых интересных и загадочных, самых старых тайн нашего замечательного города! А помогут нам в этом – книги!

Давайте сыграем с вами для начала в игру, которая называется «Верите ли вы?»

1.  Петербург был основан Екатериной Великой?

2. Петербург был столицей Российской Империи?

4. На Елагином острове до XVIII века обитали медведи?

5. Нева вытекает из Финского залива?

(Река Нева в Санкт-Петербурге, вытекая двумя рукавами  Ладожского озера, огибает небольшой остров Орешек (Ореховый) с Шлиссельбургской крепостью и впадает в Невскую губу Финского залива Балтийского моря.)

6. Верите ли вы, что  Исаакиевский собор 3 раза строился?

7. Верите ли вы, что  Летний сад раньше называли «царев огород»?

7. В СПб живут такие человечки -  эрмиты и они охраняют все музеи и дворцы?

8. Верите ли вы, что  эрмиты вяжут шарфы  из шерсти эрмитажных котов?

Насколько вы были правы, мы узнаем, прочитав с вами книгу, которую я

сейчас хочу вам представить: А. Бобринский «Эрмиты».

Ребята, а где живет Алиса? (В Англии)

  • А Пиноккио где живёт? Тот, которого у нас Буратино зовут. -В Италии!
  • Где живёт Карлсон? -На одной из крыш Стокгольма!
  • Где живут Муми Тролли? -В Финляндии!
  • Где живут лепреконы? -В Ирландии!
  • Где живут Бременские музыканты? -В Бремене, конечно!
  • А где же живут Эрмиты? -В сказочном Петербурге!

Эрмиты - петербургские домовые с европейскими корнями, населяют Петербург со времён его основания. Эрмиты произошли от европейских эльфов и гномов, которых в своём багаже привёз Пётр I некоторое время живший в Европе и обучавшийся там ремёслам. Попав в Россию, эльфы и гномы перемешались с местными домовыми. Так и образовался сказочный народец. Как и подобает домовым, эрмиты живут скрытно, предпочитая оставаться невидимыми для людей. Они заняты своими делами и не любят вмешиваться в чужие. Поэтому многие петербуржцы и гости города о них не подозревают. Но некоторые дети встречают эрмитов и эрмитесс в музеях, старинных особняках, в парках и скверах города. Дети, став взрослыми, продолжают с эрмитами дружить и знакомят с ними своих детей и внуков.

Эрмиты любят Санкт-Петербург и, в меру сил, берегут город от злых сил и стихий. Они учат этому детей. Сказочные экскурсии (маршрут есть в книжке), выставки в библиотеках, празднование Дня эрмитажного кота и Дня рождения русской тельняшки - везде успевают тайные жители города.

 (слайд№2)

  1. А теперь я вам раздам тексты, и мы будем слушать аудиосказку Эрмиты  (8 мин) и находить в тексте  слова, которые обозначают достопримечательности нашего города, затем сосчитаем, кто отметил большее число достопримечательностей. (Работа с ключевыми словами)

(слайд № 3)

  1. Давайте посмотрим с вами видеоролик по книге (4 мин)

А теперь мы выполним задание – нарисуем с вами дерево предсказаний, в котором предположим,  что же произойдет дальше?img2

Ствол дерева” - это тема, "листочки” - прогнозы, "веточки” - аргументы.

           

          Вместе с героями книги мы будем путешествовать по нашему городу и создадим карту нашего путешествия. Первой точкой какая достопримечательность города у нас будет? Откуда начинают развиваться события этой сказочной повести? Правильно, Петропавловская крепость.

Слайд № 4.

4. Синквейн (Задание выполняем в парах)

1.   В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.    Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя  прилагательными).

3.    Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).

4.    Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.      

5.    Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)

План занятия №2

Петропавловская крепость- Эрмитаж- Нева- Медный всадник-Адмиралтейство- Александровский сад- Исаакиевский собор-Смольный собор – Инженерный замок – Мойка – Синий мост – Фонтанка – Летний сад – Троицкий мост – Аврора- Биржа-

                                       Викторина:

1.Как растет дерево в пещере под Исаакиевским собором?

2. Чей это дом?

3. Как можно попасть к бабушке? (дернуть за ннур и дверца в дереве откроется)

4. Что бабушка могла восстановить после того, как она разбилось? (Фарфоровая посуда)

5. Кто привозил почту? (грифончик)

6. Как звали змея? (Баламут)

7. Из чего эрмиты вяжут шарфы? (Из шерсти эрмитажных котов)

8. В какое время года происходили все события? (середина июня, белые ночи)

9. Какого цвета были коты у дедушки (Фасад) эрмитов? (рыжий, белый, черный)

10. Во что они играли? (шашки, шахматы, домино)

11. Как звали львов около Адмиралтейства? (Дафин, Авер)

12. Как звали ворону? (Карла)

13. Что готовила бабушка Солея? (солила огурцы)

14. Кого изображала мама эрмитов Розалия в Летнем саду? (Цереру-богиню плодородия)

15. Какой картофель выращивали эрмиты? (в виде букв, звезд, животных). Круглая картошка- скукотище!

16.Кто держит Заячий остров на плаву? (Кит)

17. Куда отправится крейсер «Аврора» в секретную операцию? (на Луну)

18. Как выглядят горгульи?

19. Ядро – что же это было? (Ключ, где на Охте заперты темные силы)

Понтон-(Троицкий мост), Парапет – папа в Инженерном замке, Розалия- мама в летнем саду изображала Цереру. Агаша – эрмитесса, ангел два раза спасает – в Мойке и в Неве, Норд –дядюшка на Авроре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка развивающей игры для учеников 1 класса «Школа пиратов» (сценарий к 23 февраля)

Самая сложная школа в мире – пиратская. Школа пиратов начинает свою работу и приглашает вступить в неё. Во время игры дети учатся внимательности, тренируют память, внимание и наблюдательность, учатся ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка внеклассного занятия по общественно полезному труду "Живи, книга!"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Юрий Коринец. Из книги «Там, вдали, за рекой» «Подарки под подушкой»

Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею                 произведения, составлят...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по летописному произведению "Деятельность Ярослава. Похвала книгам"

Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС. Она раскрывает опыт автора по использованию современных технологий (продуктивного чтения, проблемного диалога) и методически...

Методическая разработка "Весёлые старты" для учеников 3-4классов

Развивать у ребят интерес к спорту, понимать значение спорта в жизни человека. Приучать учащихся к здоровому образу жизни....

Методическая разработка:классный час"Здоровый образ жизни" 4класс

Методическая разработка:классный час"Здоровый образ жизни" 4класс...