Методическая разработка внеклассного занятия по общественно полезному труду "Живи, книга!"
материал (3 класс) на тему

Попова (Бахарева) Оксана Николаевна

Данная методическая разработка предназначена для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zhivi_kniga.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного занятия по общественно полезному труду.

Тема: «Живи, книга!»

Цель – организация занятости детей в общественно полезном труде.

Задачи:

  1. Расширение знаний детей об истории книги, закрепление трудовых навыков при реставрации книг.
  2. Воспитание бережного отношения к книгам.
  3. Развитие мелкой моторики, двигательной моторики, глазомера, познавательного интереса, устной речи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о книгах: как они создаются, как нужно относиться к книгам, отремонтируем порванные книги, сделаем закладки.

  1. Работа над темой

Ребята, посмотрите, какие перед вами книги: яркие и красочные, но всегда ли они были такими?

Давным-давно, когда люди ещё не знали бумаги, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне. В Древнем Египте писали на папирусе, сделанном из тростника. Он больше всего походил на бумагу. В России простые люди писали на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывается в трубочки – свитки.

Но люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором  можно было бы писать. Люди изобрели бумагу.

А как вы, думаете, ребята, из чего делают бумагу?     (ответы детей)

Правильно, из дерева. Но, для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги нужно потрудиться очень многим людям (лесорубы,  металлурги,  машиностроители, шахтёры, энергетики и многие другие). Поэтому книга – очень ценная вещь.

Послушайте какое стихотворение написал С.Я.Маршак.

Как печатали вашу книгу

Взяла машина лист простой

И наложила краску

И вот писатель – Лев Толстой

Рассказывает сказку

Хоть у машины нет ума

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплётчик их сошьёт

Края обрежет мигом

Потом оденет в переплёт

И вот пред вами – книга!

Приятно книжки почитать

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое – печать

И требует учёбы.

Люди не мыслят своей жизни без книг. Ведь книга – это знания, хорошие мысли, помощь в учёбе и труде, дружеская беседа и поддержка.

Вот что говорил С.Я. Маршак о значении книг в жизни человека: они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас сердце забьётся сильнее, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть и на всю жизнь. Из книг вы узнаёте, как живут народы разных стран; о звёздах и планетах; о растениях и животных. Чтобы вы не делали, чем бы вы не занимались вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга…»

  1. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Да

И поэтому все встали

Дружно вытянули шеи и как гуси зашипели «ш-ш-ш»

Пошипели, помолчали, и  как зайки поскакали

И за кустиком пропали.

Топай Мишка, хлопай Мишка

Приседай со мной братишка

Руки вверх, вперёд и вниз

Улыбайся и садись!

Книга – наш друг. А всегда ли мы с уважением и любовью относимся к книге? Давайте побеседуем о бережном отношении к книге. Ребята, а как вы думаете, чего боится книга?

  1.  дождя и снега  - книга не должна мокнуть; от этого она портится, у неё коробятся страницы, разбухает расслаивается переплёт
  2. Грязных рук – они оставляют на страницах книги жирные пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно отчистить жирные пятна. А они появляются если вы кладёте книгу рядом с тарелкой. Нельзя читать во время еды. Перед началом чтения книгу нужно обернуть бумагой или одеть специальную обложку. А ещё книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте книгу, не оставляйте её вверх переплётом, не загибайте уголки страниц, пользуйтесь закладками.

Ребята, вам не кажется, что речь идёт о живом существе? Собственно говоря, относиться к книге, как к живой – это естественно.

Ирина Линкова в своей книге: «Ты и твоя книга» пишет: «… В блокадном Ленинграде многие люди, умирая от холода, всё-таки сохраняли жизнь своим любимцам (кошкам, собакам, птицам). И многие люди, умирая от холода, всё-таки сохранили жизнь своим книгам - не разорвали на части, не сожгли, не пустили на растопку…»

Да, книгу надо беречь – она источник знаний, радости и красоты.

А теперь давайте послушаем стихотворение:

Кто на все вопросы нам ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете,

Это книга лучший спутник наш и друг!

Книга друг наш и товарищ

Мы берём её везде

Ведь она нам помогает

И в учёбе и в труде!

Говорит она беззвучно

Но  понятно и нескучно

Ты беседуй чаще с ней

Будешь лучше и умней.

Кроме того, книга  - это результат коллективного труда людей, и этот труд нужно беречь. Конечно это относится к каждой книге, но больше всего к учебникам. Ведь эти книги, ребята, вы получаете бесплатно и отношение к книге, учебнику – это ваш первый и главный читательский экзамен.

А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько практических заданий: изготовить закладку для книги, обернуть книгу бумагой, аккуратно подклеить порванные книги.

Дети выполняют практические задания

  1. Закрепление знаний

В конце практического занятия стук в дверь. Заходит почтальон и приносит письмо, в котором находится «УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА КНИГИ» ребята благодарят почтальона, открывают и читают его.

  1. Подведение итогов

Ребята, сегодня наше с вами занятие подходит к концу. Спасибо вам за внимание!