Методическая разработка внеклассного занятия по общественно полезному труду "Живи, книга!"
материал (3 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zhivi_kniga.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного занятия по общественно полезному труду.
Тема: «Живи, книга!»
Цель – организация занятости детей в общественно полезном труде.
Задачи:
- Расширение знаний детей об истории книги, закрепление трудовых навыков при реставрации книг.
- Воспитание бережного отношения к книгам.
- Развитие мелкой моторики, двигательной моторики, глазомера, познавательного интереса, устной речи.
Ход занятия:
- Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о книгах: как они создаются, как нужно относиться к книгам, отремонтируем порванные книги, сделаем закладки.
- Работа над темой
Ребята, посмотрите, какие перед вами книги: яркие и красочные, но всегда ли они были такими?
Давным-давно, когда люди ещё не знали бумаги, они высекали слова-значки (иероглифы) на камне. В Древнем Египте писали на папирусе, сделанном из тростника. Он больше всего походил на бумагу. В России простые люди писали на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывается в трубочки – свитки.
Но люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Люди изобрели бумагу.
А как вы, думаете, ребята, из чего делают бумагу? (ответы детей)
Правильно, из дерева. Но, для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги нужно потрудиться очень многим людям (лесорубы, металлурги, машиностроители, шахтёры, энергетики и многие другие). Поэтому книга – очень ценная вещь.
Послушайте какое стихотворение написал С.Я.Маршак.
Как печатали вашу книгу
Взяла машина лист простой
И наложила краску
И вот писатель – Лев Толстой
Рассказывает сказку
Хоть у машины нет ума
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплётчик их сошьёт
Края обрежет мигом
Потом оденет в переплёт
И вот пред вами – книга!
Приятно книжки почитать
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
И требует учёбы.
Люди не мыслят своей жизни без книг. Ведь книга – это знания, хорошие мысли, помощь в учёбе и труде, дружеская беседа и поддержка.
Вот что говорил С.Я. Маршак о значении книг в жизни человека: они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас сердце забьётся сильнее, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть и на всю жизнь. Из книг вы узнаёте, как живут народы разных стран; о звёздах и планетах; о растениях и животных. Чтобы вы не делали, чем бы вы не занимались вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга…»
- Физминутка
Вы, наверное, устали?
Да
И поэтому все встали
Дружно вытянули шеи и как гуси зашипели «ш-ш-ш»
Пошипели, помолчали, и как зайки поскакали
И за кустиком пропали.
Топай Мишка, хлопай Мишка
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись!
Книга – наш друг. А всегда ли мы с уважением и любовью относимся к книге? Давайте побеседуем о бережном отношении к книге. Ребята, а как вы думаете, чего боится книга?
- дождя и снега - книга не должна мокнуть; от этого она портится, у неё коробятся страницы, разбухает расслаивается переплёт
- Грязных рук – они оставляют на страницах книги жирные пятна, делают её неопрятной. Особенно трудно отчистить жирные пятна. А они появляются если вы кладёте книгу рядом с тарелкой. Нельзя читать во время еды. Перед началом чтения книгу нужно обернуть бумагой или одеть специальную обложку. А ещё книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте книгу, не оставляйте её вверх переплётом, не загибайте уголки страниц, пользуйтесь закладками.
Ребята, вам не кажется, что речь идёт о живом существе? Собственно говоря, относиться к книге, как к живой – это естественно.
Ирина Линкова в своей книге: «Ты и твоя книга» пишет: «… В блокадном Ленинграде многие люди, умирая от холода, всё-таки сохраняли жизнь своим любимцам (кошкам, собакам, птицам). И многие люди, умирая от холода, всё-таки сохранили жизнь своим книгам - не разорвали на части, не сожгли, не пустили на растопку…»
Да, книгу надо беречь – она источник знаний, радости и красоты.
А теперь давайте послушаем стихотворение:
Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете,
Это книга лучший спутник наш и друг!
Книга друг наш и товарищ
Мы берём её везде
Ведь она нам помогает
И в учёбе и в труде!
Говорит она беззвучно
Но понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней
Будешь лучше и умней.
Кроме того, книга - это результат коллективного труда людей, и этот труд нужно беречь. Конечно это относится к каждой книге, но больше всего к учебникам. Ведь эти книги, ребята, вы получаете бесплатно и отношение к книге, учебнику – это ваш первый и главный читательский экзамен.
А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько практических заданий: изготовить закладку для книги, обернуть книгу бумагой, аккуратно подклеить порванные книги.
Дети выполняют практические задания
- Закрепление знаний
В конце практического занятия стук в дверь. Заходит почтальон и приносит письмо, в котором находится «УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА КНИГИ» ребята благодарят почтальона, открывают и читают его.
- Подведение итогов
Ребята, сегодня наше с вами занятие подходит к концу. Спасибо вам за внимание!