Доклады, мастер-классы
статья


Предварительный просмотр:

Метапредметные результаты обучения по ФГОС

Суть метапредметных результатов обучения по ФГОС

Задача метапредмета в целом — способствовать воспитанию современной всесторонне развитой личности, которая сможет найти себя в мире

Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет. Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).

Предполагаемые итоги образования детей по систему.

Умение ставить перед собой задачи — один из ключевых метапредметных результатов

Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты: способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях; формирование коммуникативной компетенции; умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного; способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели; умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах; рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации; умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки. Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог

Виды метапредметных результатов

В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем.

Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок. Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д. Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике. Развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов; осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств; выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию; осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.); сделать электронную презентацию.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми. Владение монологической и диалогической формами речи. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. 

Виды активности

При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.

Виды активности, определяющие успешность какждого уровня метапредметных результатов, представлены 5 позициями:

  1. Личностные. Их основополагающим критерием является ответ на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.
  2. Связанные с познанием. То есть умение поставить задачу обучения, выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.
  3. Связанные с логикой. Определяются способностью анализировать, устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение. Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.
  4. Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).

В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников. Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы. Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов); трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках отдельных уровней метапредметных результатов; замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель). Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.

Порядок проверки метапредметных результатов

Метапредметные результаты каждого ребёнка суммируются, начиная с начальной школы.

Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии). Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС). Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов. Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.

Распределение оценивающей деятельности

Проверка метапредметных результатов включает также и уровень владения детьми ИКТ в рамках изучаемого предмета

Оценивающая деятельность ученика заключается в выполнении заданий, полученных от учителя (тестового характера или создании проектов, интегрирующих знания, умения и навыки из разных предметов); ведении дневника или листа самооценки; выставлении оценок своей работе, а также работе одноклассников. Оценивающая деятльеность педагога сводится к проектированию заданий для учеников; наблюдению за ходом их деятельности (с занесением в специальный журнал/карту наблюдений); выбору формы проверки (фронтальной, групповой, индивидуальной, письменной, персонифицированной, неперсонифицированной); выставлению баллов и комментированию ответов. Оценивающая работа методистов заключается в разработке методических указаний для составления заданий для учащихся; составлении карты оценивания учащегося; анализе работы конкретного класса на основании персонифицированных или неперсонифицированных проверок.

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? Как практически совместить формирование предметных результатов и формирование метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

    ФГОС  НОО: Глава II, пункт 9,11

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования:

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий
(УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
   Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

   Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК
(«Планета Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100»),
т.е. всех учебных предметов базисного плана.
      Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

     К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень);
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).

     К коммуникативным УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

    К познавательным УУД:
- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .

    В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция -
«умение учиться», которое - предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

   Методы оценочной деятельности:

  • наблюдение,
  • тестирование,
  • практические работы,
  • рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос. 

Методы контроля:

  • наблюдение,
  •  проектирование,
  • тестирование.

Инструментарий контроля:

  • лист самооценки,
  • задания, отражающие формирование УУД,
  • карта наблюдений, тест,
  • мониторинг.

     Лист самооценки
Конец урока
Название предметов.
Знаю все
Знаний стало больше
Ничего нового не узнал
Могу рассказать другим
   Устная самооценка
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Больше
всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, …

         Для формирования личностных УУД   используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД   подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД  предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД  подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

 

Карта наблюдения за развитием

универсальных учебных действий (УУД)

 в начальной школе
Фамилия, имя учащегося ____
______________________________
 

УУД

Учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

 

 

Личностные

Внутренняя позиция школьника

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

М отивация учебной деятельности

 

 

 

 

Соблюдение правил поведения в школе и общественных местах

 

 

 

 

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

 

 

 

 

Умение выделить нравственный аспект поведения

 

 

 

 

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

 

 

 

 

Регулятивные

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

 

 

 

 

Умение сохранять  учебную задачу

 

 

 

 

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

 

 

 

 


 
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
 

Оценка метапредметных результатов
Модель системы оценки достижений метапредметных результатов в начальной школе.

 
Она включает в себя несколько этапов:
Организационный момент.
Актуализация знаний (мотивационный момент).
Целеполагание (метод исследования, групповая фронтальная работы).

Планирование.
Реализация плана.
Контроль и оценка.
Итог урока. Рефлексия.


                                        
ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»  
                                     Содержание
                   1.Пояснительная записка.
                   2.Контрольная работа.
                   3.Критерии оценки.  
 

Пояснительная записка

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

обобщенных способов деятельности;

коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Цель предлагаемой контрольной работы – оценка уровня подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения обучающихся работать с незнакомым текстом. 

Порядок проведения контрольной работы 

К каждому заданию теста дано несколько вариантов ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий надо указать номер верного проведения ответа. Все задания примерно равнозначны по сложности. Необходимо предоставить каждому ученику текст работы, дополнительный лист и черновик. Все необходимые записи для выполнения заданий делаются на дополнительном листе. Рассчитана контрольная работа на 40-45 минут.

                              Акимушкин И.И.

«У кого язык длиннее тела»

Прочитай текст

У жирафы длинный язык — захлестнёт жирафа листья языком, словно петлёй, и обдирает их.

У муравьеда язык тоже длинный. Он язык свой в муравейник положит и ждёт. Когда муравьи весь язык облепят, муравьед его в рот тянет вместе с муравьями.

Языки у жирафы и муравьеда хоть и длинные, но не длиннее самих зверей.

У кого же язык длиннее тела?

У хамелеона.

Живёт он в жарких странах и ловит насекомых языком. Увидит муху медленно-медленно начнёт к ней подбираться. Одним глазом смотрит хамелеон на муху, а другим по сторонам, чтобы самого враги не захватили врасплох. Подберётся хамелеон к мухе поближе и стреляет языком. Ещё недавно учёные думали, будто мухи прилипают к языку хамелеона. Но выяснилось, что не так дело обстоит. Язык хамелеона, оказывается, не клеевая, а пневматическая ловушка.

Добычу удерживает маленькая присоска на конце языка.

Прикоснётся язык к мухе — она и попалась! Через четверть секунды язык уже в рот возвращается и тянет за собой муху.

Хамелеон длиной сантиметров в двадцать может достать языком муху, которая сидит на расстоянии тридцати сантиметров от его носа.

Вот какой у него язык — в полтора раза длиннее тела!

 

1) Определить жанр текста:

а) рассказ                 в)   научно-познавательный

б) сказка                   г) легенда

1 балл

2) Раздели текст на части и озаглавь каждую одним словом.

Ответ:___________________________________________________

2 балла

  1. Выясни значение каждого слова

захлестнет

подбираться

врасплох

3 балла

4) У кого язык превращается в петлю:

а) у жирафы

б) у муравьеда

в) у хамелеона

1 балл

5) У кого язык является «тарелкой»?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

6) Чей язык называют «пневматической ловушкой»?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

7) Чей язык длиннее:

а) муравьеда

б) хамелеона

в) жирафы

1 балл

               8) Заполни таблицу «Кто, чем питается»:

листьями                               насекомыми

1 балл

9) Кто одновременно охотится и защищает себя?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

10) Найди и спиши отрывок об охоте хамелеона:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

1 балл

 

11) Составь и запиши предложение о муравьеде.

________________________________________________________

________________________________________________________

1 балл  

12) Запиши количество звуков и букв:

Язык- ___________________________________________________

Листья- _________________________________________________

2 балла

13) Выпиши 3 слова, укажи грамматические признаки:

Существительное___________, нач. форма___________, род____,            склонение_____, число______, падеж______ .
Прилагательное_______________, нач. форма_________________,                     число______, род в ед.ч._____, падеж _______.
Глагол ______________, нач. ф. ______________, спряжение______,           лицо ____, время _______, число _____, род в прош.в. ед. ч._______.

3 балла

14) В словосочетании найди существительное, в котором нужно дописать окончание «-е».

Обведи букву около выбранного тобой ответа.

а) достать язык-                                               б) смотрит по сторон-

в) подберется к мух-                                       г) прилипают к язык-

1 балл

15) Выпиши из текста по одному слову на каждое правило.

Орфограмму подчеркни.

Безударная гласная в корне слова-

Безударная гласная в окончании имен прилагательных-

Безударная гласная в приставке-

Безударная гласная в окончании глагола-                                       4 балла

16) Соедини стрелками кто, чем питается:

Жирафа                                              Муравьи

Муравьед                                            Мухи

Хамелеон                                            Листья

1 балл

17) Выпиши из текста числительные

Ответ:___________________________________________________

1 балл

18) Кто поглощает пищу меньше, чем за секунду?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

19) Найди длину языка хамелеона, если он в полтора раза длиннее тела?

Ответ:___________________________________________________

1 балл

20) Сколько мух поймает хамелеон за 1с? За 1мин?

Ответ:___________________________________________________

2 балла

21) Какое животное произвело на тебя самое большое впечатление?

Ответ:_________________________________________________

1 балл

                                        Критерии оценки.

За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный – в 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

       31 балл – 100% - «5»

       22 балла – 70% - «4»

       15 баллов – 50% - «3»

        Меньше 15 баллов – «2»

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Лего – технологии на уроках в начальной школе»

- Добрый день, уважаемые коллеги.

-Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча принесёт вам максимум положительных эмоций. Я  думаю всё то, что сегодня здесь получите, обязательно будет переработано в знания.

Давайте серьёзно подумаем вместе

Как детство друг другу лицом повернуть

Чтоб дети играли  в серьёзные игры

Чтоб вместе хотелось им горы свернуть. МУЗЫКА ВЫКЛ.

-Тема моего мастер-класса «Лего – технологии на уроках в начальной школе».   СЛАЙД  

- Давайте обратимся к словам Гёте (К СЛАЙДУ)

Знать мало – надо применять.

Хотеть мало – надо делать.  

 - Эти слова ярко отражают веяния нового времени.

- Моя цель! Представить свой опыт работы по использованию Лего – технологий в начальной школе.

- А ваша цель? 

- Вы с какой целью пришли на мой мастер – класс? Что вы хотите получить от этого мастера – класса. Обозначим целеполагание нашей встречи. (мнения ………)

- Спасибо. Ваша цель понятна. Попробуем ……….

- Чем можно удивить сегодняшнего ученика? Как мотивировать на достижение новых образовательных результатов? 

- Я также как и вы, искала ответ на этот вопрос. И выходом для меня стал один из способов использование на уроках  конструктора Лего.

Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применение новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно - деятельностного подхода.

Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO школьники учатся, играя. Обучение в игре, что помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит результат. А любой успех побуждает желание учиться.

- Лего представляет собой целую серию игрушек, являющихся наборами деталей моделирования. Комплект Лего состоит из Кирпичиков  разных цветов (показывать). Каждый набор  включает в себя плату (показать) Плата – это то, на чём выкладываются кирпичики. В наборы также могут входить множество других деталей: фигурки людей и животных, и т.д.

-  Успешно использую Лего в образовательном процессе как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

- Как и где его можно использовать?

- Например, на уроках математики     СЛАЙД МАТЕМАТИКА

- устный счёт

- решение задач

- графические и  математические диктанты

- построение логических цепочек, закономерностей

- Уважаемые участники мастер – класса, возьмите КОМПЛЕКТ № 1. (КОМПЛЕКТ № 1) (плата, 8 кубиков одного размера)

- Обратите внимание, что кубики должны быть одного размера.

- Начинаем с верхнего левого угла!

-  1 кирпичик вправо по горизонтали

- с левого края 1 кирпичика кладём 2 кирпичика вниз по вертикали.

- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего.

- 2 кирпичика вниз по вертикали.

- Положите 1 кирпичик влево по горизонтали.

- Какую фигуру вы получили? (цифр 5)

- Продемонстрируйте!

- Также при проведении устного счёта удобно использовать цветовую гамму ЛЕГО-кирпичиков.

- Положите перед собой комплект №2.

 На СЛАЙДЕ записан  ряд чисел, которые являются ответами математических выражений. Над каждым из чисел прикреплена  карточка с определённым цветом. 

- Ваша задача: выложить кирпичики соответствующего цвета в определённой последовательности.

- Предлагаются выражения (найти сумму чисел 1 и 3, 4-2, 4-3, 2+ 1)- Проверьте по образцу!

- Сейчас предлагаю творческое задание.

- Используя комплекты 1   выполните следующее задание.

- Вам необходимо проиллюстрировать условие задачи: «На первой полке стояло  6 книг, а на второй полке на 4 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?» 

 (выкладывают кирпичики соответственно условию). (На плате появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 4 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие.

- Покажите, какие варианты у вас получились!

- Также Лего оказывает большую помощь при изучении долей, дробей.

- Понадобится КОМПЛЕКТ №3

- Например, Папа собрал 3 корзины грибов ( я кладу наглядно), а сын 1 корзину грибов. Сколько всего корзин они собрали? Какую часть всех грибов собрал сын? 1/4

- Пришла бабушка и принесла ещё 1 корзину грибов.

- Теперь какую часть всех грибов собрал сын? 1/5

- Какую часть всех грибов собрали сын и бабушка вместе? 2/5

- А сколько собрал папа? 3/5.

- А теперь предлагаю задания для групп

-Придумать задачу и наглядно показать условию.

- Послушаем ……… группу

-

-Давайте посмотрим, как можно применить ЛЕго на уроках русского языка.

СЛАЙД  Русский язык

- звуко — буквенный анализ,

-схема предложений,

-при ответе на устные вопросы.

-…

- Поработаем со словом БУКВАРЬ. СЛАЙД

- Разделим это слово на слоги, используя КОМПЛЕКТ №1.

- Покажите кирпичиками количество слогов.

- Покажите количество кирпичиков, которые соответствуют количеству гласных звуков в этом слове.

- Покажите количество согласных звуков в этом слове.

- Необходим для работы КОМПЛЕКТ 4. Постройте из кирпичиков 2 столбика и обозначьте количество твёрдых и мягких согласных звуков в этом слове.

- А теперь предлагаю выполнить самостоятельно звуко – буквенный анализ слова

ВЕЛОСИПЕД 

- Продемонстрируйте свою работу.

- Посмотрим, как можно применить Лего – технологии на уроках окружающего мира.

- Мною проведены уроки в форме проектных задач, на которых я использую конструктор Лего, по темам: «Эти удивительные животные» при изучении раздела «Живая и неживая природа».

- В этом случае прошу детей принести конструктор Лего из дома и используем Лего, которое в Гимназии.

- Часть экспозиции представлено на СЛАЙДЕ (фото)

- На слайде показаны следующие профессии: каскадёр, полицейский, спасатель, программист……….

- На плате организуется групповая работа. На ней  дети строят мир одной - двух профессий соответствующим реквизитам, рассказывают об этой профессии, разгадывают кроссворды, отвечают на вопросы викторины.

- Лего – технологии активно использую во внеурочной деятельности. Недавно авторы конструктора Лего изобрёли наборы «Построй свою историю» (ПОКАЗАТЬ КНИЖЕЧКУ).

-«Построй свою историю» - это практико – ориентированный образовательный инструмент, позволяющий ученикам получить бесценный опыт в создании и в рассказе истории.

- Данный набор поможет ребятам использовать своё творческое мышление в полную силу, научит их правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи, разовьёт их навыки чтения, письма, речи и аудирование.

- Самый простой вариант я бы вам хотела показать (ВИДЕОРОЛИК)

- Я постаралась показать вам лишь некоторые варианты использование  ЛЕГО в образовательном процессе.

- Закончить свой мастер – класс я бы хотела одним из приёмов технологии развития критического мышления через чтения и письмо - 6  шляп мышления. (СЛАЙД)

Даю шляпу и предлагаю высказаться (обратиться к слайду)

- Может быть ещё кто – то хочет высказаться кому не хватило шляпы.

-  Я благодарю вас за сотрудничество. - Большое всем спасибо!


- Как же я отношусь к слову «МАСТЕР» (СЛАЙД)   ТОЛЬКО БУКВЫ

М – мудрость, она приобретается с годами.            ПОТОМ по ЩЕЛЧКУ

А – активность, в ней сила, здоровье, успех.

С – счастье, А.С.Макаренко писал «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!»

Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

-  Ну а сейчас я хотела бы обратиться к словам Гёте СЛАЙД.

- Давайте попробуем проанализировать его в рамках проведённого мастер-класса (мнения……..)

- Уважаемые коллеги, вы были участниками мастер – класса.

- Просьба сделайте свой выбор. СЛАЙД (раздать каждому карточки)

- Спасибо. Сделали свой выбор.

- В заключении хотелось бы сказать:

Учить детей сегодня трудно

И раньше было нелегко,

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви

Здоровья вам и творческих успехов

Век - инноваций, новизны.

-  Я благодарю вас за сотрудничество.

- Большое всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме "Использование технологии развития критического мышления
на уроках в начальной школе
"

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

ХОД      МАСТЕР-КЛАССА:

Организационный момент:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех.

 

Эпиграф: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

1 этап: Мотивация

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамических изменений главным становится, умение учится самостоятельно.

- Я себе задавала вопросы: А как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научит отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?

Познакомившись с технологией «Критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?

Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

Что же такое ТРКМ?

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы.

Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, уроках окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности.

        Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

             Что же дает ученику и учителю данная технология?

Я хочу сегодня поделиться своим умением пользоваться данной технологией при работе с художественным текстом. Тема моего мастер- класса "Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах"

2 этап: Теоретическая часть

Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

3 этап. Практическая часть.

Я бы хотела,  чтобы  вы  на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.

Итак, вы ученики 3 класса.

I часть

На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.

1) Метод «Аквариумные рыбки»

Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)

-Подберите синонимы к слову         РАДОСТЬ?    а антоним?

- Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

- Кто нам дарит радость?

2) метод «Ассоциативная карта»

 Напишите слова – ассоциации к слову «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ».

3) метод «Ключевые слова»

 Давайте попробуем восстановить события из отдельных слов: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, БЕДА,ЗИМА, РОДИТЕЛИ, СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ

- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?

(1- «Аквариум», 2 – Ассоциативная карта 3 - «Ключевые слова»,.)

II часть

Давайте посмотрим приёмы на стадии осмысления, где идёт знакомство с текстом.

Из предложенных букв составьте фамилию писателя (СЛАДКОВ).

Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?

 Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стихотворение)

Перед вами лежит текст произведения. Мы будем читать его с паузами.

Метод «Чтение с остановками»

-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.(слайд)

У всех день рождения − радость.

 А у клестят − беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают)

Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения.

-А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) 

МЕТОД «КОРЗИНА ИДЕЙ»

-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы.

Читаем с пометками метод «Инсерт»

Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

-Что же вы знали, что удивило( о чем думали иначе), что новое для вас ,о чем вы хотели бы узнать дополнительно?

-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.

- А что же родители?  

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

-Проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью «Метода 6 шляп». Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.

И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы)

Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).

В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)

А ЧТО ПО - ВАШЕМУ ПРОИЗОЙДЕТ ДАЛЬШЕ?

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.

Только вижу, что сами клестята живут,  не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

-А теперь я предлагаю обратиться вам к детской энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты

-Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.

Продолжим читать рассказ

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

-Изменилась  ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)

-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

III этап Рефлексия

- Понравился ли вам РАССКАЗ? А главные герои?

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда.

-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?

-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)

- А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

- Какими приёмами мы пользовались при работе с текстом? (Чтение с остановками, инсерт, прогнозирование, метод 6 шляп).

- Сделайте вывод: Что же нужно для счастья детям?

 1 команда: Напишите  письмо –письмо без остановки. День рождения всегда радость!

Метод ЭССЕ (Написание эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому опыту).

2 команда: Составьте  СИНКВЕЙН

- Какие приёмы мы использовали на стадии рефлексии

4 этап: Подведение итогов.

Проанализируйте мастер-класс  на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.

Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская СОШ»

Будаева Баярма Бадмаевна, учитель начальных классов

Мастер – класс «Методические основы обучения каллиграфии»

Цель мастер класса: предложить практические советы, как можно преодолеть трудности в обучении каллиграфии

Я вас приветствую на своём мастер – классе « Методические основы обучения каллиграфии»

Шёл охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, он долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьём, всё его тело было сильно напряжено.

Охотник подошёл поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

- По – моему, ваша пила совсем затупилась!, - обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?

- Что вы! - воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, я должен пилить! И дровосек снова принялся за работу.

Не заточив пилу, человек тратит своё время, силы и энергию напрасно. Я надеюсь, что сегодня каждый из присутствующих сможет «заточить свою пилу», возьмёт на вооружение методы и приёмы, которые можно использовать в работе при обучении каллиграфии.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Навык письма - это двигательный навык, и формируется он одновременно с умственным развитием. Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”.

Работу над каллиграфией надо начинать в дошкольном возрасте.

Как это делать?

  • овладение навыками самообслуживания: застёгивание пуговиц, кнопок, молний, завязывание шнурков. Всё это должен делать ребёнок сам!
  • игры: мозаика, кубики, пазлы
  • перекладывание мелких предметов (аппликация из пластилина и гороха, крупы)
  • выкладывание фигур из спичек, счётных палочек
  • шитьё, бисер, работа с пластилином, рисование, раскрашивание (но не фломастерами)
  • учите правильно держать ручку

Поделюсь методами, которыми пользуюсь при обучении детей правильно держать ручку или карандаш.

1.Метод пинцета

Положите перед ребёнком карандаш перпендикулярно к телу, заточенным концом от ребёнка. Возьмите карандаш за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставьте на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш.

2.Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

3.Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

4.Можно приобрести специальный тренажер, который надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для левшей, так и для правшей.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я примусь.

Часто дети сидят так, как удобно или так, как сидит сосед Вася, а не так, как надо.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Сидим прямо.
  • Ноги вместе.
  • Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
  • Оба локтя лежат на столе.
  • Тетрадь расположена под углом 30 градусов.

Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, но если ребенок «левша»- тетрадь надо располагать зеркально.

Существует несколько особых правил при обучении леворуких детей письму. Эти правила касаются положения тетради на столе, способа держания ручки и освещенности рабочего места при письме.

  • Тетрадь наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке.
  • Леворукий ребенок должен держать ручку чуть выше, чем праворукий (на расстоянии 3–4 см от кончика ручки; при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцем).
  • Свет при письме должен "падать" справа (в классе ребенок должен сидеть у окна, где больше света).

Руки ребёнка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых фаланг мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Необходимо помнить, что все привычные праворукому ребёнку правила должны быть противоположными – для леворукого: источник освещения, расположение тетради, положение рук.

В моём классе мы заучили маленькое стихотворение, которое повторяем каждый раз перед началом письма. Оно помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

Сели прямо, ноги вместе,
под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте
 //опираемся о край стола //,
Правая рука на месте // опираемся о край стола //.
Можно начинать писать!

Чтобы совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальчиковую гимнастику.   Вот несколько упражнений пальчиковой гимнастики в стихах:

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(
Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(
Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(
Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(
Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(
Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(
Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(
Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(
Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

  Белка

(В самом начале кулачок сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(
Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

А сейчас пальчики расскажут сказку "Курочка ряба". (Упражнения выполняют вместе с ведущим).

Пальчиковые игры влияют на развитие речи, мгновенно переключают внимание ребёнка.

Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

Хочу порекомендовать вам пальчиковые кинезиологические упражнения, которые разработали американский психолог Пол Деннисон и его жена Гейл Деннисон. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

С помощью таких упражнений активизируется работа левого полушария мозга. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться, и частота их выполнения должна расти.

  • «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ухо – нос» -  левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  • «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз, мяч и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
  • «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.

Общие рекомендации по формированию сложнокоординированных движений руки.

  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
  • Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Эти упражнения способствуют развитию внимания, мышления, памяти, оказывают благоприятное влияние на речь ребенка.

Одна из ошибок, которые совершают дети при письме – несоблюдение интервала. Это происходит из – за недостаточного уровня развития пространственного восприятия.

Мне, как учителю, очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Существует огромное количество упражнений для развития пространственного восприятия. Остановлюсь на некоторых из них:

Показать действия, о которых говорится в стихотворении.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать:

И под шкафом,

и за шкафом,

и в шкафу,

и на шкафу.

Не люблю я пыли! Фу!

Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»

«Что перепутано?»

 Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

 «Наоборот» (назвать противоположный предлог).

Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – … В ящик – … Перед школой – … Перед машиной – …

Моделирование сказочных историй

«Зима»

 Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.

Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.

Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.

Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.

Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.

Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.» 

 Игра «Стань по заданию».

Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Упражнение «Регулировщик».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Игровой материал: свисток.

Методика проведения: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

Упражнение «Справа – Слева».

Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

Оборудование: мяч

Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело освоить эту нелегкую науку – каллиграфию! Давайте вместе работать над проблемой каллиграфии.

Основные элементы письменных букв и их названия

Способ письма основных элементов

Занимательный материал

1.

 

Большие и малые прямые наклонные линии.

Большие - немного отступив от верхней рабочей линейки, малые - от пунктирной линии (середина рабочей строчки) – письмо элементов «на себя», к середине своей груди.  

А найдете вы меня

В чистых капельках дождя

В ярких солнечных лучах

В циферблате на часах

А, к, ж, Т, т, П, п, Н, н, р, ф, ю

В этих буквах я живу.

Графическое упражнение:

1) Я пишу, пишу, пишу,

    15 линий напишу,

     Если вы не верите,

     Возьмите и проверьте.

        Я 17

2) Летняя картинка.

    У солнца руки горячи,

    Работают с охотой.

    Всю землю кисточки лучи

    Покрыли позолотой!

    А серый дождик озорник

    Тихонько подошел

    И все зачиркал – чик – чик – чик –

    Простым карандашом.

                   Я 18

2.

Прямая линия с закруглением внизу

Начало как у прямых наклонных линий, но внизу закругление.

 

Загадка.

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу (вешалка)

А ещё меня найдешь

В черной ручке у зонта.

Я похожа на крючок,

Напиши меня, дружок.

В букве а и в букве ш,

Ты всегда найдешь меня.

А, И, и, Й, й, Л, л, М, м, Ч, ч, Т, т, П, п, Ш, ш, Щ, щ.

3.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

Малые – чуть ниже середины рабочей строки. Большие чуть выше середины рабочей строки.

Стебельком представляются

У весеннего цветка.

Я прямая линия

С закруглением вверху.

В букве т и в букве з

Я давно уже живу.

4.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

Соедини способы написания уже изученных элементов.

Я похожа на гуся

Напиши, дружок, меня

Букву Г и букву И,

Букву Р и букву П,

Букву Т и букву Ш,

Не напишешь без меня.

5.

Большой и маленький овалы.

Начинай малый овал чуть ниже середины рабочей строки, а большой – чуть выше. Движение руки направляй влево-вниз и вправо-вверх.

Желудь с дерева упал

Я его нарисовал.

Огурец растет на грядке,

Вот овал и все в порядке.

В А, Б, В и в Д, и в О

Я живу уже давно

А ещё найдешь меня

В Ф и в Ю и даже в Я.

6. Большие и малые полуовалы

Начало как у овала, направление руки влево-вверх,-вниз,- вверх. Вправо-вверх,-вниз,-вверх.

По часовой стрелке и против часовой стрелки.

Словно месяц в небе светит,

Ночью все меня заметят.

7.

 

 Линия с петлей вверху и внизу.

Линию с петлей внизу начинаем писать с середины рабочей строки и по направлению.

Линию с петлей вверху – чуть ниже середины рабочей строки.

Я красивая петля

В букве В встречай меня,

В букве З и в букве Д,

И меня ты в букве Н

Нарисуешь без проблем.

А найдете вы меня В букве Ц и букве Щ.

8.

Малая и большая пламевидные прямые.

Снизу элемент пиши,

Вверх и вправо поведи.

Буквы А, М, Л, и Я

Начинай писать с меня.

9.

Петля на линии строки.

Начинай выше середины рабочей строки.

В букве Д у мышки хвост

Ты напишешь в полный рост

Мышка хвостиком шуршит

На строке петля лежит.



Предварительный просмотр:

Рефлексия на уроках в начальной школе

Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта. Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников оценивать самих себя, но наиболее ёмким и содержательным является рефлексия.

Латинское слово «reflexio» дало название термину «рефлексия», которым апеллируют и психологи, и лингвисты, и педагоги. Что касается определения понятия, то в методической литературе оно трактуется как этап самоанализа и оценки результатов учебной деятельности.

Цели применения приёма на уроке следующие: приучение ребят к самоконтролю; развитие навыка самоменеджмента (способности прорабатывать собственные ошибки в той или иной сфере жизни); формирование осмысленного подхода к действительности; стимуляция критического мышления. Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет: определить цели работы; скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом; сформировать универсальные коммуникативные учебные действия, которые в своей совокупности и составляют педагогический опыт.

Английский политический деятель Б. Дизраэли говорил: «Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше». Рефлексия традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако некоторые её виды могут быть очень эффективным инструментом контроля усвоения материала на любом этапе занятия. Чтобы эффективнее построить процесс обучения, рефлексию можно и нужно проводить, начиная с 1 класса.

Виды и типы рефлексии. Существует несколько классификаций самоанализа. Первая опирается на сферы человеческой сущности: физическая рефлексия (оценивает активность ребёнка на уровне «успел-не успел»); сенсорная (определяет, насколько ребёнку комфортно, как он себя чувствует в процессе урока); интеллектуальная (направлена на выявление затруднений в процессе обучения, связанных с пониманием/непониманием материала); духовная (показывает, произошли ли какие-то положительные или отрицательные изменения личности в процессе урока или цикла занятий). Если говорить о видовых отличиях рефлексии, то есть более общая классификация, которая используется психологами: личностная рефлексия, объектом анализа которой для человека являются собственные поведенческие характеристики; коммуникативная рефлексия направлена на оценку поступков другого человека и его внутреннего мира; когнитивная отражает знания о теме или проблеме и способах работы с ней. На уроке представлены все три вида: учитель проводит коммуникативную рефлексию, а ученики — личностную и интеллектуальную. Выделяется несколько типов самоанализа. По количеству участников: индивидуальный тип, способствующий выработке реальной самооценки (достигается вопросно-ответной работой — За что ты можешь себя похвалить? Почему ты добился именно таких результатов? Что можно изменить?); групповой — проводится для акцента на личном вкладе каждого из участников рабочего коллектива (в этом случае детям предлагаются вопросы из разряда «А смогли бы вы добиться таких результатов, если бы не Петров, Васин и другие?»). В школе, как правило, используется типология, основанная на функциональном назначении рефлексии: диагностика эмоционального состояния и настроения; оценка деятельности на уроке; критический подход к содержанию учебной информации.

Способы проведения в начальной школе. О своём настроении во время урока ученики могут сигнализировать с помощью смайлов. При проведении рефлексии в начальной школе используется целый комплекс приёмов. Например, для проверки настроения ребят можно применить такие: карточки со смайликами (грустным, весёлым, серьёзным); «Покажи палец» (для положительной оценки эмоционального состояния ребёнок направляет большой палец вверх, при отрицательной — вниз); «Моё солнышко» (дети выбирают одно из трёх изображений: солнце – «у меня всё получилось», солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения», тучка – «сегодня у меня не получилось ничего»); «Гномик» (фигурка с улыбкой — урок прошёл отлично, грустный старичок — было скучно и неинтересно).

Чтобы малыши могли оценить свою работу на уроке, особенно на этапе проверки домашнего задания или после защиты проектов, можно предложить следующие варианты для проведения рефлексии: «Лестница успеха». На листе А3 нарисована лестница. У ребят есть по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю ступеньку крепит человечка с опущенными руками. Если были какие-то проблемы, но в целом удалось справиться с заданиями, на середину лестницы помещается человечек с руками, разведёнными в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками. «Украшаем ёлку». У доски стоит небольшой макет ёлочки (можно заменить рисунком), в случае правильного ответа ребёнок берёт шарик, лежащий около деревца, и вешает его на ветку. Если решение предложено неверное, то шарик остаётся под ёлкой. «Поезд впечатлений». На доске располагается поезд с вагончиками, которые символизируют этапы урока. У детей есть по два смайлика (весёлый и грустный). Каждый малыш должен распределить их по вагончикам, отметив понравившееся задание и непонравившееся. Такой приём также помогает воспитывать в детях свободу выбора.

«Полянка». Это альтернатива предыдущему способу: на доске картинка с поляной цветов — этапов урока. Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся заданию. При анализе критического подхода к учебной информации педагоги считают эффективным применять такие виды работы, которые бы выявили уровень осознания содержания пройденного материала. Такая рефлексия, как правило, проводится в конце урока, чтобы дети смогли оценить свой личный вклад в достижение целей, активность и работу всего класса, а также увлекательность заданий, которые выполнялись в процессе занятия. Для младших школьников очень важно красочно оформлять материалы для самоанализа «Скажи одним предложением». Детям предлагается набор фраз, которые они должны дополнить: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось.

«Таблица де Боно». Эдвард де Боно из Кембриджского университета предложил оценивать урок глазами ученика с помощью таблицы «Плюс, минус, интересно»: + — Интересно Всё, что на уроке было для тебя полезно Что было скучным, неинтересным, нудным, бесполезным. Что любопытно, какие вопросы учителю хотел бы задать.

Синквейн — пятистрочное нерифмованное стихотворение, позволяющее кратко и быстро охарактеризовать результат анализа той или иной информации. Узнать больше о применении этого приёма и ознакомиться с примерами его использования можно в статье «Правила составления синквейна по литературе в разных классах».

Примеры организации этапа рефлексии в младших классах

Математика. Оценить свою работу на уроке математики дети могут с помощью отметок на линейках. На уроках математики уже с 1 класса можно применять приём «Волшебные линеечки» для оценки деятельности на занятии. После выполнения каждого примера ребятам нужно поставить крестик на одной из трёх шкал: чем выше значок, тем выше оценка своей работы.

Русский язык. Не секрет, что письмо требует от маленьких учеников серьёзной и сосредоточенной работы, связанной иногда с внутренней борьбой, так как именно в этот момент ребёнку хочется бегать, прыгать или петь. Учителю стоит заранее подбирать такие задания для урока, которые не дадут малышам заскучать. Для диагностики в начале занятия можно предложить детям выбрать один из предметов: самолёт — «хочу отправиться в полёт за знаниями», машина — «не хочу». В конце урока обязательно спросите малышей, не хотят ли они теперь поменять транспорт. Кроме того, дети могут закрашивать кружочки в тетради после выполнения каждого задания, оценивая свою работу. Цвета можно подобрать на усмотрение учителя, но менять их в дальнейшем нельзя. В конце урока преподавателю нужно будет проанализировать, кружочки каких оттенков преобладают в тетрадях учеников.

Физкультура. На физкультуре рефлексию в конце урока можно сделать подвижной. Например, использовать метод «Полянка» или «Поезд впечатлений», а после выполнения того или иного задания дать детям оценить свою работу приёмом «Покажи палец».

Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Доклад на педчтения (мастер-класс)

Тема: Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности.Цель мастер-класса: формирование представление у участников мастер-класса о дидактических играх, как о средстве формирован...