Связь учебной мотивации с успеваемостью
статья

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной внутренней мотивации к учебной деятельности.

  Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_uchebnoy_motivatsii_s_uspevaemostyu.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Связь учебной мотивации с успеваемостью.

Одна из задач образования: находить информацию из различных источников и уметь оперировать ею. Но в современной школе этому вопросу уделяется ещё не достаточно внимания, отсюда вытекает проблема: несоответствие общей подготовки обучающихся и требований, предъявляемых к современному ученику. Поэтому обучение должно состоять не в накачке информацией, а в представлении обучающимся максимальных возможностей для её самостоятельного изыскания и усвоения, а также стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной внутренней мотивации к учебной деятельности.

  Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. Если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

 Мотив является источником побуждения к действию, а младший школьный возраст — благоприятный период для формирования максимально высокого уровня школьной мотивации. Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая влияет на качество учебного процесса. Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка. Е. П. Ильин утверждает, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Процесс развития личности младших школьников тесно связан с их ведущей деятельностью — учебной, результаты которой, во многом, зависят от уровня школьной мотивации учащихся. Исследование проблемы мотивации предоставляет возможность понять движущие силы, причины и внутренние механизмы деятельности человека. Говоря о детях младшего школьного возраста, хочется отметить, что в этот период они знакомятся с основными видами учебной деятельности и осваивают их. Однако мотивация, с которой ребенок приходит в школу, в большинстве случаев является игровой. Именно в этот период происходит формирование учебных мотивов и смена игровой деятельности на учебную. Но не все дети готовы мириться с тем, что отношение к игре становится менее важным. А все, что связано с учебной деятельностью, оказывается значимым. Проблема школьной мотивации остается актуальной потому, что она касается всех аспектов поведения и играет значимую роль в организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации ребенка. Согласно системе В. Д. Шадрикова, мотивация обуславливается потребностями и целями личности, уровнем притязания и идеалов, знаниями, умения и способностями, которыми владеет личность. О готовности детей к школе говорит отношение к процессу обучения как важной деятельности в их жизни, желание выполнять требования, выдвигаемые школой, учителем и родителями, познавательный интерес к окружающему миру, желание научиться чему-то новому.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.

Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  2. Хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
  5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Как же изменяется мотивация учения школьников в течение младшего школьного возраста?

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные дети высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.

Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

При появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит. Изменения в учебной мотивации более ярко видны к подростковому возрасту.

Литература:

Вачков И. В., Аржакаева А. Т., Попова А. Х. «Психологическая азбука» (1–4 классы), М., 2005, «Ось 89», 143 с.

Вачков И. В. Основные идеи программы «Психологическая азбука» М., 2005, «Ось 89», 76 с.

Дубровина И. В., Данилова Е. В., Прихожан А. М. Психология, 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003. – 464 с.

Ильин Е. В. Психология для педагогов, — Санкт-Петербург, 2012, «Питер», 638 с.

Ромицына Е. Е. Практикум по психодиагностике, Санкт-Петербург, 2006, «Речь», 110 с. ФГОС НОО:

Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591-593. — URL https://moluch.ru/archive/129/35835/ (дата обращения: 30.05.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы"

Тема:«Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы»1Цель:Изменение связей и отношений между учебной и внеучебной деятельностью учащихся через внедрение компетентностного подхода в пр...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей

10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...