рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"
рабочая программа (3 класс)

Колесникова Елена Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" разработана для учащихся 3 класса.  В приложении к программе дается методический и дидактический материал, который можно использовать на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty_3_klass.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЩМЧ. КОНСТАНТИНА БОГОРОДСКОГО»

(ЧОУ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. К. БОГОРОДСКОГО»)

   

УТВЕРЖДАЮ

Исп. директор гимназии

                                                                    ___________________(С.В. Соколова)

«___»_____________________20___г.

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

3 «Б» класс

Составитель: Колесникова Елена Михайловна

 

Ногинск  

2018 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1  Общая характеристика программы

Программа учебного предмета «Шахматы» предназначена для учащихся 3 «Б» класса   ЧОУ «Православная гимназия им. К. Богородского»

Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта на основе программы «Шахматы – школе» И.Г.Сухина, утвержденной Министерством образования Российской Федерации , Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения ЧОУ «Православная классическая гимназия им. Константина Богородского» .

Программа рассчитана на 4 года обучения.  На реализацию курса отводится:

 1 класс – 33 ч.  в год (1 часа в неделю)

 2 класс – 34 ч. в год (1 час в неделю)

3 класс – 34 ч. в год. (1 час в неделю)

4 класс - 34 ч. в год. (1 час в неделю)

Продолжительность занятия 30 минут.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником  И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. (М.: Просвещение, 2007), включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Актуальность программы обусловлена тем, что  происходящие  в начальной школе изменения,  ставят  на первый план  развивающие  функции обучения, которые в значительной степени способствуют  становлению личности младших школьников,  наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

1.2 Цель и задачи программы

Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • развитие внимания и мотивации школьника;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
  • целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

  • Установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий на занятии.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

 Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 Слушать и понимать речь других.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, на улице, дома и следовать им.

 Учиться выполнять различные роли в группе (команде). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  • Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие.
  • Уметь ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
  • Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Раздел I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

Раздел II. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Принципы игры в дебюте:

  1. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
  2. Борьба за центр.
  3. Безопасная позиция короля. Значение рокировки.    
  4. Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.

Классификация дебютов.

Дидактические задания.

     «Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

     «Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

     «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

     «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

     «Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

     «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

     «Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

     «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

     «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

     «Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

     «Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

     «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

Раздел III. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Дидактические задания.

     «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

     «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

Раздел IV. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания.

     «Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

     «Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.

     «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

     «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

     «Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.

     «Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.

     «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

     «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.    

5 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

5 ч.

II.

Основы дебюта.    

13 ч.

13 ч.

III.

Основы миттельшпиля.    

5 ч.

5 ч.

IV.

Основы эндшпиля.    

9 ч.

9 ч.

V.

Обобщение.    

-

2 ч.

2 ч.

ИТОГО

34 часа

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.   5 часов

1/1

Повторение пройденного.  Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

1

06.09

2/2

Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

1

13.09

3/3

Повторение пройденного материала. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыг-рывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

Игровая практика.

1

20.09

4/4

Повторение пройденного материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахмат-ной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).

1

27.09

5/5

Три стадии шахматной партии. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

1

04.10

II. Основы дебюта.     13 часов

6/1

Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

 Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).

1

11.10

7/2

Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

1

18.10

8/3

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.            Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

1

25.10

9/4

Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.           Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебю-те. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

 Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».

1

08.11

10/5

Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

1

15.11

11/6

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

Дидактическое задание «Выведи фигуру».

1

22.11

12/7

Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

1

29.11

13/8

Основы дебюта. Борьба за центр.           Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»

1

06.12

14/9

Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.           Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокирован-ному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если

рокируют?».

1

13.12

15/10

Принципы игры в дебюте. Гармонич-ное пешечное расположение.           Принципы игры в дебюте. Гармонич-ное пешечное расположение. Какие бывают пешки?

Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

1

20.12

16/11

Основы дебюта. Связка в дебюте.           Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки».

1

27.12

17/12

Основы дебюта. Классификация дебютов. Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1

10.01

18/13

Как изучать дебюты. Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

1

17.01

III. Основы миттельшпиля.     5 часов

19/1

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Правила миттельш-пиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1

24.01

20/2

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.           Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

31.01

21/3

Основы миттельшпиля. Двойной удар. Тактические приемы. Двойной удар.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

07.02

22/4

Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

1

14.02

23/5

Основы миттельшпиля.           Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

1

21.02

IV. Основы эндшпиля.     9 часов

24/1

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).           Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

 Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

1

28.02

25/2

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

 Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

1

07.03

26/3

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).           Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

1

14.03

27/4

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».           Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

Дидактическое задание «Квадрат».

1

21.03

28/5

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

 Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

1

04.04

29/6

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизон-тали. Король ведет свою пешку за собой.

 Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

1

11.04

30/7

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

 Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

1

18.04

31/8

Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.        Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

 Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».

1

25.04

32/9

Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле .Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

1

16.05

V. Обобщение.     2 часа

33/1

Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1

23.05

34/2

Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

1

30.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

 __________________________________________

от _________________________№_____________

                        СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР _________(Н.В. Волкова)

«____»____________________________20_____г.

Используемая литература

Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

Приложение к программе

Дидактические шахматные сказки

  • Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  • Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  • Сухин И. От сказки – к шахматам.
  • Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  • Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  • Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
  • Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  • Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов

  • Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
  • Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  • Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  • Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  • Добрыня, посол князя Владимира (былина).
  • Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  • Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  • Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  • Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
  • Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
  • Остер Г. Полезная девчонка.
  • Пермяк Е. Вечный Король.
  • Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  • Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
  • Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
  • Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

  • Берестов В. В шахматном павильоне.
  • Берестов В. Игра.
  • Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  • Ильин Е. Средневековая легенда.
  • Квитко Л. Турнир.
  • Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  • Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  • Булычев К. Сто лет тому вперед.
  • Велтистов Е. Победитель невозможного.
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  • Крапивин В. Тайна пирамид.
  • Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Надь К. Заколдованная школа.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  • Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
  • Раскатов М. Пропавшая буква.
  • Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  • Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  • Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  • Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
  • Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

  • Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).
  • Шахматная матрешка.
  • Шахматные пирамидки.
  • Разрезные шахматные картинки.
  • Шахматное лото.
  • Шахматное домино.
  • Кубики с картинками шахматных фигур.
  • Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
  • Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
  • Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
  • Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
  • Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы:И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разрабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших ш...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

урс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших шк...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Азбука здоровья".

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука  содержания животных" составлена для младших школьников 9-10 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности". 3 класс....