Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука содержания животных" , 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Акохова Жанна Васильевна

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина.  Разработана для обучающихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

Асбестовского городского округа

ПРИНЯТО:                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

методическим советом                                                                  Директор МАОУ СОШ № 21

МАОУ СОШ № 21                                                                         ____________Е.П.Смирнова

Протокол № 1                                                                                 приказ №  110\1 - ОД

от «02» сентября 2013г.                                                                 от «02» сентября 2013г.

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» 

                                      начальное общее образование

                                               (Ступень образования)  

                                                           3 класс  

                                          на 2013-2014 учебный год    

                                                     

                                                                                                 Составитель:

                                                                                                 Ф.  Акохова           

                                                                                                 И.  Жанна              

                                                                                                 О.  Васильевна          

                                                                                                  Первая категория        

Асбестовский городской округ

2013г.

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Учебно – тематический план.

3. Содержание программы.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

5. Планируемые результаты освоения предмета.

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

7. Календарно – тематическое планирование.

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

                                              Пояснительная записка.

            Рабочая программа курса «Азбука содержания животных»  составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации  от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);  
  • Приказ Министерства образования и науки РФ   от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;  
  • Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год  (согласован с Управлением образованием Асбестовского городского округа);
  • Устав МАОУ СОШ  № 21, утвержден распоряжением Управления образованием Асбестовского городского округа от 18 апреля 2013 года № 21;
  • Основная образовательная программа  начального общего образования на 2011-2015 годы;
  • Протокол заседания педагогического совета от  30.08.2013 года  № 14.

        Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности доктора педагогических наук В.А. Ясвина. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию  экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста.

Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных.

Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.

Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными,  привитие любви  ко всему живому.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

Задачи :

  • формировать  у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
  • воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно - деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;

- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.

Традиции содержания животных. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство.

Основы практической кинологии – науки о собаках. Основы практической фелиологии – науки о кошках. Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунова в природе. Особенности содержания и разведения. Основы аквариумистики. История аквариумистики. Типы аквариумов. Аквариум как модель природного водоема. Правила покупки и транспортировки рыб. Типичные ошибки.

Основы воспитания и дрессировки животных. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Лечение животных.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.  Законы, регулирующие правила содержания животных.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

-улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

-укрепление здоровья воспитанников;

-развитие творческой активности каждого ребёнка;

-укрепление связи между семьёй и школой.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1-4 классов.  Занятия проводятся 2 раза в неделю (всего 68 часов в год).

                            Учебно – тематический план.

№ п\п

                              Название раздела

Кол-во часов

1.

Как животные оказались в нашем жилище

2

2.

Почему мы любим животных

4

3.

Собаки – самые верные друзья

5

4.

Кошки, которые не гуляют сами по себе

5

5.

Пернатая радуга в комнате

8

6.

Хомка и его ближайшие родственники

7

7.

 Рыбы – самые тихие соседи

7

8.

Школа для ваших любимцев

9

9.

Взрослые, которые всегда готовы нам помочь

10

10.

Мы в ответе за тех, кого приучили

10

                                                         

                               Содержание курса.

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Тема 2.Почему мы любим животных.

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.

Тема 3. Собаки – самые верные друзья.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Тема 5. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование:  грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Тема 8. Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних  животных различным трюкам.

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Итоговое занятие.

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

                                            Требования к уровню подготовки учащихся.

Первый уровень результатов:

- приобретение школьниками социальных знаний:

  • Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.  Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
  • Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
  • Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
  • Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
  • Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
  • Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
  • Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
  • Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
  • Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

Второй уровень результатов

- получение школьниками опыта переживания  и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия).
  • Формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования, гуманного отношения к животным, сопереживания.
  • Формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных

Третий уровень результатов

- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений:

  • Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными.
  • Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту.
  • Использовать терминологию, связанную с разведением животных.
  • Выполнять правила воспитания и дрессировки животных.
  • Фотографировать животных.
  • Организовывать фотовыставки.

                      Планируемые результаты освоения предмета.

   У обучающихся будут сформированы:

личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование

 следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

Называть условия, необходимые для жизни животных.

Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

Приводить примеры домашних животных своего края.

Анализировать тексты писем.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

         Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Формы подведения итогов:

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.

Достижения обучающихся фиксируется в «Портфолио».

                      Календарно – тематическое планирование.

                                     

№ п\п

   Дата

                                                  Тема

Как животные оказались в нашем жилище - 2 ч.

1

Традиции содержания животных.

2

Животные – помощники.

Почему мы любим животных – 4 ч.

3

Красота животных.

4

Животные, с которыми можно дружить.

5

Животные помогают сохранить здоровье.

6

Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство.

Собаки – самые верные друзья – 5 ч.

7

Кинология – наука о собаках.

8

Выведение различных пород. Выставки.

9

Профессии собак.

10

Как выбирать собаку. Воспитание щенка.

11

Как ухаживать за взрослой собакой.

Кошки, которые не гуляют сами по себе-5 ч.

12

Фелиология – наука о кошках

13

Особенности поведения кошек.

14

Породы кошек.

15

Как выбирать кошку. Воспитание котят.

16

Как ухаживать за взрослой кошкой.

                                             Пернатая радуга в комнате– 8 ч.

17

Основы содержания комнатных птиц

18

Основные группы комнатных птиц.

19

Волнистый попугай. Канарейка.

20

Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.

21

Корма и правила кормления птиц.

22

Разведение птиц в неволе.

23

Почему не стоит ловить птиц в природе.

24

«Говорящие» птицы

                                     Хомка и его ближайшие родственники -7ч.

25

Основы содержания мелких грызунов.

26

Особенности жизни грызунов в природе.

27

Хомяки. Морские свинки.

28

Ручные крысы. Мышевидные.

29

Бурундук.

30

Клетки для грызунов и их оборудование.

31

Особенности содержания и разведения грызунов.

                                           Рыбы – самые тихие соседи – 7 ч.

32

Основы аквариумистики.

33

Выбор и покупка аквариума.

34

Основные группы рыб.

35

Основные группы рыб.

36

Правила покупки и транспортировки рыб.

38

Корма и кормление рыб.

39

Уход за аквариумом.

                                             Школа для ваших любимцев – 9 ч.

40

Основы воспитания и дрессировки животных.

41

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

42

Представление об условных рефлексах.

43

Поощрение и наказание.

44

Основные команды и правила дрессировки собак

45

Животные в цирке.

46

Знаменитые животные артисты.

47

Методика дрессировки династии Дуровых.

48

Обучение домашних  животных различным трюкам.

                                    Взрослые, которые всегда готовы нам помочь – 10 ч.

49

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями.

50

Выбор товаров для содержания животных

51

Покупки в зоомагазинах

52

Приобретение животных у любителей.

53

Городской птичий рынок

54

Лечение животных.

55

Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы.

56

Клубы любителей различных животных.

57

Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных

58

Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных

                                             Мы в ответе за тех, кого приучили – 10ч.

59

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

60

Как достигать успеха в своем увлечении животными.

61

Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи.

62

Как правильно фотографировать домашних животных.

63

Рисование животных.

64

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

65

Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

66

Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных.

67-68

Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения:

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • персональный компьютер с принтером;

- телевизор;

  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран размером 150x150 см.

Экранно-звуковые пособия:

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Учебно-практическое оборудование:

  • простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
  • материалы: бумага (писчая).

Оборудование класса:

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;
  • настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.

Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

Круковер  В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

Мередит  С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

Пайере  X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.

М., 2000.

Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

Старк  К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

Фрей  Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...