Ступеньки мудрости
рабочая программа (1 класс)

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupeni_mudr_1-4_kl.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Ступеньки мудрости»

I. Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Перспективная начальная школа».

Программа рассчитана на 4 года обучения для 1-4 классов.

Данный курс разработан  на основе экспериментального материала В. Г Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», который является частью учебно-методического комплекса для обучения учащихся 1-4 классов по системе «Школа Жизни», разработанной академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили.

Во главу угла ставится речевое развитие как основа воспитания личности школьника как устное, так и письменное.

Традиционное представление о возникновении письменной речи опирается на наивное предположение о том, что письменная речь есть процесс графического оформления содержания устной речи, где действует формула: «устная речь + навык письма = письменная речь».

Природа письменной речи резко отличается от природы устной речи. Письменную речь следует специально выращивать в младших школьниках, задавать и воспитывать мотивы письменноречевой деятельности, учить формам общения с помощью письменной речи, открывать в них содержание письма и благодаря всем этим условиям давать импульс для более высокой, качественной, богатой жизненной культуры и личностного развития.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса развитие способности удивляться и восхищаться красотой природных форм, красок, звуков, цветов…, приобщение ребенка к прекрасному; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать

Задачи курса:

Обучающие:

  • добывать и сообщать информации о необычных природных явлениях (цветках, животных и т. д.);
  • формировать читательский кругозор и учиться представлять  воображаемые картины,  уметь рисовать их с помощью слов;
  • - формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с людьми;
  • воспитывать в детях духовно-нравственные качества: доброту, уважение к окружающим, справедливость, чувства благодарности, терпение.
  •  Развивающие:
  • приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  •  развивать способности к сочинительству (в стихотворной и прозаической форме).

     III.  Особенности программы  «Ступеньки мудрости »

  1. Письменная речь есть речь в мыслях, представлениях, она лишена звучания, интонирования, зкспрессии, что характерно для устной речи.
  2. Письменная речь монологична, она оторвана от собеседника и конкретной ситуации, чего не скажешь об устной речи.
  3. Письменная речь есть замедленная речь, тогда как устная речь все речевые образования пропускает незамедлительно; при письме те же самые преобразования должны быть остановлены до их графического изложения на бумаге, однако возникшие мысли не терпят задержки, они часто улетучиваются.
  4. Письменная речь есть качественная речь: так как рядом нет собеседника, необходимо полно, логично, простпранно изложить содержание письма, постоянно исходя из позиции читателя.
  5. Мотивы письменной речи крайне отдалены от жизненных запросов ребенка, тогда как мотивы устной речи постоянно руководят подсознанием говорящего.

Способность письменноречевой деятельности как личностное качество ребенка открывает перед ним широкие возможности для проявления и утверждения многих творческих возможностей, для расширения и качественного возвышения сферы общения, обращает его на самопознание и самовоспитание.

Письменноречевая деятельность выращивается и развивается в детях с помощью специфических знаний, особо организованных упражнений, создания стимулирующей и мотивирующей среды.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • духовная направленность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, взвращивать их духовный мир, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

IV. Формы проведения занятий

  • беседы;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, философских мудростей, рифмовок.
  • Слушание и анализ и текста;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая
  • Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное письмо, сочинение рассказа, сказок

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах.

VI.  Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать свои поступки и поступки других людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по составленному плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в дополнительных источниках, из реальной жизни;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • задерживать мысли в уме до их написания;
  • составлять предварительные наметки будущего текста;
  • составлять план изложения;
  • чувствовать логику изложения;
  • переживать муки творчества, чувствовать выразительность слова, словесного образа;
  • чувствовать читателя;
  • уметь быть читателем текста;
  • стремиться к образному выражению мыслей на письме.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате индивидуальной или  совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-й класс

Личностные результаты

  • заботиться о полноте и ясности текста;
  • адекватно описывать и излагать;
  • чувствовать стиль и целостность текста;
  • желать выпускать книжки, заниматься творчеством;
  • находить и исправлять допущенные ошибки в тексте, править текст;
  • стремиться создавать выразительные образы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно подбирать слова для текста;
  • вырабатывать нравственную чистоту текста – красоту, мудрость и искренность мыслей;
  • уметь излагать мысли от первого лица, от третьего лица.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, рисунок);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

4-й класс

Личностные результаты

  • заботиться о полноте и ясности текста;
  • адекватно описывать и излагать;
  • чувствовать стиль и целостность текста;
  • желать выпускать книжки, заниматься творчеством;
  • находить и исправлять допущенные ошибки в тексте, править текст;
  • стремиться создавать выразительные образы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • осознавать целостность природы письменной речи;
  • вырабатывать нравственную чистоту текста – красоту, мудрость и искренность мыслей;
  • уметь излагать мысли от первого лица, от третьего лица.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, рисунок);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Объем целостного текста в среднем:

в 1 классе 5 и более предложений;

во 2 классе 8 и более предложений;

в 3 классе 12 и более предложений;

в 4 классе в зависимости от содержания.

VII. Тематическое планирование. Содержание программы.

1-й класс   

Тематическое планирование   (33 часа)

Тема занятия

Дата

1

Понятие устной и письменной речи.

2

Письменная речь  и мы, первоклассники.

3

Интонирование.

4

Интонирование.

5

Соотношение словесного образа с художественным.

6

Перенесение звуковой речи в графические знаки.

7

Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте.

8

Работа над деформированным текстом. Интонирование.

9

Развитие воображения.

10

Воображаемые действия как подготовка к письменноречевой деятельности.

11

Не так просто быть всегда добрым.

12

Работа над деформированным текстом. Интонирование.

13

Знакомство с понятием «опорные слова».

14

Попытка самостоятельного написания словосочетаний.

15

Знакомство с многозначностью слова.

16

Работа над переносом интонационного рисунка устной речи на письмо с помощью знаков препинания.

17

Составление рассказа с помощью опорных слов и предложений. Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников.

Развитие способности наблюдать различные явления и уметь передавать свои наблюдения в речи.

18

Развитие сообразительности и смекалки детей.

19

Способы интонирования на письме. Развитие умения самоконтроля письменной работы.

20

Углубленное осмысление слов нравственного плана.

21

Сравнение действий героев из различных художественных произведений с действиями самих учеников.

22

Интонация и интонирование устной и письменной речи в практических действиях детей.

23

Подведение детей к самостоятельному чтению.

24

Беседа о весне и зиме, о борьбе между ними; создание воображаемых образов весны и зимы.

25

Урок посвящается улыбке, хорошему настроению, песне, обогащению речи детей добрыми, светлыми словами, умению осмысленно оформлять в письменных знаках образцы устной речи.

26

Обогащение речи; постепенное увеличение объема разнообразных письменных работ на уроке; прстое списывание заменяется развитием умения самостоятельного письменного оформления высказывания.

27

Расширение кругозора детей: обогащение словаря; преодоление барьера списывания; самостоятельное написание новообразованных слов.

28

Обсуждение человеческих поступков по рифмованным текстам о добре, чуткости, отзывчивости.

29

Сравнение поступков героев художественных произведений с собственными поступками. Умение обсуждать их.

30

Повторение текстов с добрыми словами и дорбрыми поступками. Осознание понятий «вежливость» и «воспитанность2 по художественному произведению.

31

Обогащение речи путем обрастания «снежного кома».осознание расхождений между внешней (показной) и внутренней воспитанностью.

32

Приобщение детей к самостоятельному чтению художественных текстов. Рассмотрение поступков героев рассказов с нравственной точки зрения.

33

Работа над стишком «Игра слов» как способ проникновения в суть слова.

Итого 33 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

речь бывает устная и письменная;

как создаются письменные тексты;

зачем нужно людям письмо;

история возникновения письменной речи;

что люди делают с помощью письменной речи.

Обучающиеся должны уметь:

завершать предложения, последовательность слов, правильное построение предложения;

ставить знаки препинания в конце предложения;

чувствовать, переживать впечатления – источник содержания письменной речи;

писать предложения, отражающие личные впечатления.

2-й класс

Тематическое планирование      (34 часа)

Тема занятия

Дата

1

Мы учимся преодолевать трудности

2

Обогащение речи, развитие умения излагать материал образно, красочно не только в устной речи, но и в письменной форме.

3

Интонирование речи по смысловым знакам. Осознание детьми важности делать хорошее другим.

4

Развитие в детях умения мечтать, фантазировать, изобретать, творить не только в устной речи, но и в письменной форме.

5

Осознание детьми многозначности слов как проявление богатства, образности речи.

6

Дальнейшая работа над словом. Возможность написания рассказа, в котором все слова бы начинались с одной буквы.

7

Дальнейшее углубление (заглядывание) в слово, когда изменение одной буквы меняет его смысл.

8

Научиться читать выразительно, каждый раз по-разному интонируя одно Ито же содержание в зависимости от ситуации.

9

Научиться читать выразительно, каждый раз по-разному интонируя одно Ито же содержание в зависимости от ситуации.

10

Развитие воображения, фантазии, умения изобретать, и все это делать с юмором.

11

В. Солоухин «Солнце»

12

«Прометей»

13

Сделать переход от «Прометея» к «Рассказу о неизвестном герое» С. Я. Маршака.

14

Научиться читать выразительно, каждый раз по разному интонируя одно и то же содержание в зависимости от ситуации.

15

Стихотворение Б. Заходера «Где поставить запятую?»

16

Рассказ по картинкам «Зебра в клетку»

17

Стихотворение Р. Сефа «Добрый человек». Вывод по стихотворению.

18

Рассказ «Злая мать и добрая тетя», стихотворение «Доброта»

19

Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»

20

С. Михалков «Подушечка». Рассказ в картинках «Спать пора»

21

Рассказ Кузнецова «Силач»

22

Рассказ А. Кузнецова «Вот так навестили»

23

Стихотворение В. Лифшина «Школьные товарищи»

24

Рассказ «Что натворила пуговица»

25

Беседа вокруг сказки Андерсена «Ель».

26

Подготовка юмористического сборника.

27

Басни Эзопа (перевод Л. Н. Толстого).

28

Басни Эзопа (перевод Л. Н. Толстого).

29

С. Козлов «Падал мелкий снежок, была оттепель»

30

О беззащитности и ранимости души человека перед грубостью, равнодушием, бессердечностью.

31

Добро. Помощь.

32

В Солоухин «Подворотня». Рассказ в картинках «Клумба»

33

Характер героя. Н. Носов «Телефон»

34

Сильнейшая победа – это победа над самим собой.

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

различие собеседника и читателя;

смысл авторских комментарий и пояснений;

наличие особых речевых форм и дополнительных знаков;

полнота и завершенность текста;

знание каллиграфии при письме: опрятность, чистота, стройность букв.

Обучающиеся должны уметь:

задерживать мысли в уме до их написания;

составлять наметки будущего текста;

составлять план изложения;

переживать муки творчества, чувствовать выразительность слова, словесного образа;

уметь готовить газету;

стремиться к образному выражению мыслей при письме.

3 класс    

Тематическое планирование. (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Развитие умения в письменной форме выражать свои впечатления о лете.

2

Развитие воображения детей; работа над их творчеством, умением письменно излагать воображаемые ситуации.

3

Развитие умения видеть Прекрасное раскрытие смысла понятий, связанных с Красотой.

4

Рассуждения о значении героических поступков в жизни человека.

5

Развитие умения из слов строить предложения в письменной форме.

6

Развитие в детях умения писать о воображаемых ситуациях, явлениях.

7

Развитие умения домысливать, дописывать рассказ по началу и последнему предложению.

8

Развитие умения додумывать и дописывать рассказ по началу и концу.

9

Развитие умения подбирать разнообразные авторские комментарии к реплике, выраженной в форме прямой речи.

10

Осознание важнейших жизненных проблем по рассказу «Ржавчина»

11

Определение и уточнение того, что каждый ребенок осмысливает понятия: Война, Мир,. Подбор материала для газеты.

12

Эмоциональное восприятие рассказа В. Сухомлинского: «Потому что я – человек»; постепенное вхождение в проблему воспитания человечности в человеке.

13

О человеческих поступках в реальных жизненных ситуациях детей: наблюдение и обогащение; личностное осмысление понятия «человечности в человеке».

14

Развитие умения сопереживать героям художественных текстов.

15

Потому что я – человек!

16

Углубление в тему о воспитании человечности в человеке.

Развитие умения вникать в смысл мудрых изречений и извлекать из них пользу для себя.

17

Практическое освоение способа постижения характера, внутреннего мира человека через его внешний облик.

18

Развитие в детях умения строить план своего сочинения, по которому можно последовательно раскрывать содержание темы.

19

Развитие умения «читать» мысли героев читаемых произведений. Осознание значения смысловых знаков в письменной речи.

20

Развитие умения чувствовать юмор, воспринимать шутки; осмысленно употреблять пунктуационные знаки.

21

Настраивание детей на необходимость оказания помощи тем, кто в этом нуждается; понимание большого значения юмора в жизни человека.

22

Развитие в детях умения творчески воспринимать картинку-рассказ, видеть то, чего нет на ней, что происходило до видимого кадра, после кадра.

23

Развитие в детях умения восстанавливать рассказ по кульминации.

24

Развитие в детях умения распространять, художественно обогащать сжатую форму басни, широко использовать различные формы письменной речи.

25

Развитие способности постижения духовного мира человека через внутреннюю речь; наблюдение за художественным текстом, за тем, как писатель справляется с этой задачей.

26

Развитие умения готовить газету, подбирать нужный материал, организовывать группы детей в процессе работы; осмысление идеи «За зло не платят злом» - по рассказу и случаям из собственной жизни.

27

Чувствовать красоты поэтического слога, особенности стихосложения. Осмысление понятия «друг» и его значение в судьбе другого человека

28

 Осознание и чувствование детьми нравственных проблем, связанных с вниманием, чутким отношением к другим, с оказанием помощи, с ответственными действиями окружающих.

29

Развитие в детях умения осознавать и чувствовать глубинный смысл пословиц, уметь толковать их; воспитание в детях нравственных качеств через восприятие художественных текстов.

30

Развитие способности понимать и постигать нравственные человеческие истины, связанные с помощью, обязанностью, благодарностью.

31

Развитие в детях чувства ответственности за каждый прожитый день, понимание того, что добрые поступки влекут за собой ответные  добрые действия.

32

Развитие в детях умения заглядывать во внутрь слова.

33

Развитие в детях способности чувствовать красоту природы, которая человеком может быть выражена по-разному: в словотворчестве, в красках и формах, в звуках.

34

Развитие в детях умения в речевой форме передавать свои чувства и отношения к самому родному человеку – маме; по наброскам с помощью опор создавать художественные образы.

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

полнота и завершенность текста и описанных в нем ситуаций;

ясность и образность выражений;

нравственная чистота текста;

углубление знаний об авторских комментариях;

монолог и диалог в тексте

форма изложения содержания – от первого лица, от третьего лица.

обучающиеся должны уметь:

видеть позиции читателя при письме;

заботиться о полноте и ясности текста;

адекватно описывать и излагать;

чувствовать стиль и целостность текста;

находить и исправлять допущенные в тексте ошибки;

править текст;

стремиться создавать выразительные образы.

4 класс  

Тематическое планирование     (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Приобщение детей к Прекрасному в Природе. Развитие в них способности удивляться и восхищаться красотой цветов, форм, красок, уметь сочинять тексты, аналогичные прочитанным.

2

Дети совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки при написании текста стихотворения.

3

Привитие детям вкуса к прекрасному, к высокой поэзии; развитие умения рисовать словами воображаемые картины.

4

Развитие творческих способностей детей, проявляемых в письменной форме: сочинение сказки по конкретно заданной теме.

5

Обогащение письменной речи путем использования ее разных форм при сочинении рассказа.

6

Умение различать жанры литературных произведений (басня, притча, рассказ). Побуждение детей быть соавторами, сочинителями притчи.

7

Работа над активизацией, стимулированием способности стихотворчества по опорным рифмующимся словам.

8

Развитие способности воображать ситуации, героев художественных произведений и уметь рисовать все это с помощью слов.

9

Осознание и конкретизация понятия «великодушие». Активизация творческих поисков детей в нахождении путей проявления мощи сердца.

10

Развитие в детях умения осмысленно подходить к творческому процессу, предварительно продумывать и ставить перед собой задачи – о чем писать, с чего начать, как строить изложение и т. д.

11

Продолжение работы над темой «великодушие». Умение обсуждать жизненную ситуацию с противоположных позиций.

12

Развитие в детях умения по рифмующимся конечным словам каждой строчки сочинять стихотворение, подбирать к басне нравоучение и обосновывать свой выбор.

13

Развитие в детях способности к сочинительству в стихотворной форме.

14

Развитие способности понимать и объяснять поступки других людей, сопереживать им.

15

Обогащение речи и чувств детей такими понятиями как благородство, высоконравственность, честность, немногословие. Понимание того, что добрые дела совершаются без шума.

16

Развитие творческих способностей детей в процессе сочинения басни по пословице.

17

Дальнейшее раскрытие значения языка в жизни человека; работа над пунктуацией как отражением смысла и интонационного рисунка устной речи в письменной; умение строить рассказ от лица его героя.

18

Дальнейшее погружение Дальнейшее углубление

19

Дальнейшее наблюдение за человеческими недостатками, представленными в басне в образа животных; умение выводить мораль из содержания басни.

20

Работа над содержанием басен Крылова, помогающая определять характеры людей.

21

Творческая работа над темой «Великодушие».

22

Упражнение детей в понимании сути проявления мощи сердца. Умение вести редакторскую работу над текстом, разумно используя смысловые знаки.

23

Умение ставить вопросы к тексту и обсуждать характеры героев.

24

Развитие умения осознанно расставлять смысловые знаки, пользоваться разными формами речи для обогащения текста, обыгрывать одинаковые по звучанию, но разные по значению слова.

25

Развитие а) творческого воображения детей придумывать рассказ по афоризму или по картинкам, б) умение контролировать и проверять написанное.

26

Дальнейшее углубление понимания значения Слова а жизни человека. Осознание детьми по легенде той истины, что мир, счастье и благополучие на свете зависят от способности людей, народов понимать друг друга.

27

Дальнейшее углубление в тему «Великодушие». Информационный материал о братьях Третьяковых как основателях художественной галереи.

28

Развитие в детях способности делать объектом наблюдения каждое слово, особенно такие значимые, как Россия, Русь. Настраивание детей на работу с толковым словарем.

29

Развитие в детях способности домысливать, додумывать текст, прослушиваемый не до конца.

30

Дальнейшее углубление в тему «Великодушие», развитие умения домысливать, завершать рассказ, притчу, легенду.

31

Осознание детьми простой истины: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни.

32

Осознание определяющего значения книги в жизни человека.

33

Попытка детей заглянуть в такое важное понятие как «Счастье».

34

Итоговый праздничный урок в 4 классе, посвященный родителям.

Итого 34 часа

        

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

осознание целостности природы письменной речи;

трудности письменной речи и их преодоление;

красота и филигранность письменной речи;

логика и завершенность письменной речи.

учащиеся должны уметь:

адекватно излагать содержание;

постоянно учитывать позицию читателя;

адекватное использование письменной речи в разностороннем общении с людьми.

  1. Литература

  1. Ниорадзе В. Г. Пути выращивания Письменноречевой деятельности. 1-4классы.  – М.:  

Издательский Дом Шалвы Амонашвили.

  1. Лопатина А., Скребцова М.. – 3 – е изд., исп. И доп. – М.: Амрита-Русь, 2007. с. – (Серия

«Образование и творчество»)

3. Сборники художественных текстов. 1-4 классы. I, II, III, IV четверти. Сост. В. Ниорадзе. –  

    М.:  Издательский Дом Шалвы Амонашвили. М.:  2007

4.  Рассказы в картинках. 1-4 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Ступеньки мудрости"

Цели: приобщение детей к народному творчеству; приви­тие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....

Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"

Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....

Ступеньки мудрости

Программа для внеурочной деятельности...

ступеньки мудрости

Календарно-тематическое планирование...

ступеньки мудрости

внеурочная деятельность...