Исследовательская деятельность младших школьников
статья

Огромное значение для интеллектуального развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна  помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skokova_e.e._issledovatelskaya_rabota.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е. Скокова

Исследовательская деятельность младших школьников

«Ребенок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Сегодня в условиях ФГОС вопрос об интеллектуальном развитии и формировании творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по - новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учениками.

Огромное значение для интеллектуального развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна  помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процессов выработки новых знаний. Исследование не предполагает  создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа это достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательскую деятельность можно развивать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Что исследовать?

Выбирая темы для исследования, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

Как исследовать?

Подготовка к исследованию. В первую очередь юному исследователю потребуется папка исследователя.

Проведение исследований. Теперь ребёнок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта старшего помощника. Задача ученика – самостоятельно собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить  проект или доклад по результатам исследования.

Технология исследовательской деятельности предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний исследовательского поиска её решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимости предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение методов исследования;  сбор информации; оформление конечных результатов; презентация полученного продукта; обсуждение и выводы.

Требования к исследовательской деятельности

  • Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок участвовал в ней с  желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская  работа – это не урок, который он обязательно должен  выучить для получения оценки, а интересная работа, которую  кроме него никто сделать не сможет.
  • Ученик должен постоянно чувствовать свободу выбора.
  • Опыт работы показывает, что многие дети не ограничиваются только выполнением заданий учителя, а делают «сверх программы» оригинальные рисунки, записи и т. п. У ребенка должен быть определённый выбор, в исследованиях каждого ученика чувствуется его индивидуальность.
  • Относитесь к любым наблюдениям детей серьёзно. Ученики должны чувствовать значение своей работы. Такое отношение учителя прекрасный стимул для них.
  • Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к работе школьников. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если ученик сделал ошибку, неправильный вывод на основе своих исследований, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребёнком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чём он не прав. Дети необыкновенно искренны в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием ошибок, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ученик не должен бояться ошибаться! К тому же в природе всё так неоднозначно: одни и те же явления можно рассматривать с разных точек зрения.
  • Старайтесь избегать назидательности, лозунгов типа «Дети! Мы должны охранять природу». Дети ничего не должны, это учитель должен незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения на природе.
  • Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребёнка, его любознательность, которая ещё характерна для этого возраста. Эти качества — залог успеха в исследовательской работе.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и ощущение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно использовать эмоциональное отношение.

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

Что представляет тренировочное занятие?

1. Подготовка к занятию. Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.

2. Выбор темы и методов исследования. Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали тему «ёж», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию о еже. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о еже?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.

 3. Сбор информации. Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не только с помощью записей, но и рисунками. В классе разместить специальный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами.

4. Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.

Что представляет самостоятельное исследование?

1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.

 Во-первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, математика и др. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования, т. е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, а предварительный характер. При этом тема должна быть не расплывчатой, а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

2. Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

Выдвигать гипотезы, строить предположения – один из главных, базовых умений исследователя. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.).

Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства. Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если…

3. Определение цели и задач. Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.

4. Составление плана.

 5. Сбор и изучение информации. Если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

 6. Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое. Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации и фотографии и др.

 7. Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Особое внимание обратить на речь докладчика. После выступления участники могут задать вопросы, поэтому докладчик должен быть готов на них ответить.

Исследовательская деятельность  приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.

Итак, применение учителем методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит ученика в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого, и пусть учащиеся не сделают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.

Субъективная новизна ученического исследования не изменяет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.- Самара, 2010
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – Москва. Народное образование, 2001.  
  3. Рассказова Ж.В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации /Ж.В. Рассказова// Молодой ученый. – 2014 - №4.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2011.
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников, 2007
  6. Феактистов В.Ф. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проект, 2010.
  7. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в обучении. – Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...