Добро и зло
план-конспект урока (4 класс)

Знакомство с этическими категориями добра и зла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_6_urok.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Технологическая карта урока

 Класс: 4 «Б»

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 6 урок

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: закрепление новых знаний и выработка умений

Тема

 Добро и зло

Цель

 Знакомство с этическими категориями добра и зла. Создать условия для ознакомления с понятиями добро и зло, доброта, забота, жадность, тактичность, сдержанность.

Задачи

Образовательные: формировать знания о понятиях   добро и зло, умение рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта.  
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли развить логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности.
Воспитательные: формировать положительное отношение к нравственным поступкам, навыки   доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Личностные УУД: формирование позитивной «Я-концепии», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценке своего поведения.

Регулятивные УУД: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать и оценивать результат.

Коммуникативные УУД: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими детьми.

Познавательные УУД: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать суждения о   поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные: 

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её

результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

Межпредметные связи

 Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Методы обучения

Проблемно-поисковые, практические, словесные

Формы организации познавательной деятельности

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая

Технология

 Дифференцированного обучения, игровая, Личностно-ориентированного, технология деятельностного метода. ИКТ

Основные понятия

 Добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Ресурсы:

Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин –М.:Русское слово,2012, презентация, притча «Два волка»

п/п

Этапы урока/Время

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Круг радости

Звучит спокойная мелодия. Учитель предлагает учащимся встать в круг и условным жестом показать свое настроение. Если настроение хорошее – большой палец правой руки поднят вверх, если не очень хорошее – большой палец направлен параллельно полу, плохое – палец вниз.

Учитель шепчет на ушко рядом стоящему ученику фразу: «Ты самый лучший, самый добрый человек». Эти слова нужно шепотом передать другому учащемуся.

Учитель спрашивает учеников, изменилось ли их настроение от этих слов и, если изменилось, нужно хлопнуть в ладоши.

-  Как вы думаете, почему изменилось у нас настроение?

Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.

Встают в круг

Эмоциональный настрой

2

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

-выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося;

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 

– Конечно же, настроение улучшается от добрых, ласковых слов.

- В сердцах людей зажигается огонек доброты. И сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы этот огонек всегда согревал наши сердца и сердца окружающих нас людей.

- На предыдущем уроке мы с вами, ребята, рассматривали понятия о добре и зле, распространенные проявления зла. Выясняли, почему нужно стремиться к добру. Давайте вспомним определения - что такое добро и что такое зло.

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами дали определение этим понятиям.

- Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла?

- Давайте посмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро и зло в Толковом словаре.  

Группа 1. Работа с Толковым словарём.

«Добро–всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

Группа 2. Работа с Толковым словарём. «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Обсуждают в группах, делают выводы

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование 

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

3

III. Постановка проблемы.

Цели:

 обсуждение затруднения.

- Ребята, так какая тема нашего урока?

 Верно:  «Добро и Зло»

Назовите цель нашего урока?

1. Отличие добрых поступков от злых.

- Хорошо или плохо быть добрым? Почему?

- В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит?

- Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что Вам представляется? Что вы чувствуете?

-Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы чувствуете при этом?

 - С каким словом вам комфортнее, приятнее?

Приведите примеры, что можно назвать добром, а что злом?

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

IV. Совместное открытие нового знания

Цель: устранение возникшего затруднения

     Создание  проблемной ситуации

 - Наши ребята приготовили инсценировку Притчи, предлагаю вам ее посмотреть.        

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком. 
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека  к доброте. А тёмная сторона олицетворяет зло . Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? 
Старый индеец едва заметно улыбнулся: 
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, как вы думаете, в чем заключается мораль этой притчи?

 - Так чем мы кормим волка, представляющего зло? А представляющего добро?

- Распределите следующие понятия как «корм» для каждого из волков.

Слова (примерный перечень): любовь, жадность, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, уважение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие.

Вывод: добро и зло существует в каждом человеке, но каким нам быть зависит от нашего выбора.

Инсценировка

Притчи о добре и зле

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Размышляют

Ответы детей:

( понять что такое добро и зло?

Отличать добрые поступки от злых?)

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4

Физкультминутка 

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

- Встаньте, ребята, возьмите зеркало.  Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД: - самоопределение

5

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Учитель:

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. 

-Мы всегда находимся перед выбором, чтобы не допустить зла.

-Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

-У добра и зла много лиц!

Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа

– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 
– Задание в группах. Собери пословицы.

- Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 

- За недобрым пойдешь - на беду набредешь.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, 

- Не одежда красит человека, а его добрые дела

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

-Вы  к этому готовы?

Работа в группах

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование 

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

- Давайте составим цветок добра. Чтобы человека считали добрым, какие качества должны у него быть?

- Я желаю вам в жизни совершать только добрые поступки (любить родителей, помогать маме, любить природу, хорошо учиться, не жадничать, выручать товарища в беде, уважать старших.

Записывают слова

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на урок

Личностные УУД:

- самоопределение

8

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

9

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

Сегодня я узнал(а)

  1. Я понял(а)…
  2. Я почувствовал(а)…
  3. Я научился(ась)…
  4. Было интересно…
  5. Мне захотелось…
  6. Урок дал мне…

Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

Ответы учащихся

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...