Главные вкладки

    Метапредметные связи в начальной школе.
    статья

    Балакина Лилия Валерьевна

    Метапредметные связи в начальной школе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metapred.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метапредметные связи в начальной школе.

      В настоящее время роль педагога, особенно в начальной школе, заключается в поиске методов и техник нахождения подхода к каждому ученику. Развитие гармоничной личности возможно лишь при условии восприятия ребенком окружающего его мира. И именно поэтому так важна метапредметность в обучении.

    К результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях.

    Именно учитель начальных классов способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, так как учителя начальной школы ведут большинство предметов сами. Решение проблем и достижение поставленных целей возможно, осуществить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в  обучении.

    Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут прийти к целостному обучению.

    Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщенно, если этому их учить.

    Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

    Федеральный государственный образовательный стандарт  чётко определил приоритетные направления развития образования. Метапредметный подход – это  средство достижения метапредметного результата.

    В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д.

            Главной целью метапредметного подхода в обучении  является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности,  и повышение качества образования.

    Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

    Метапредметный подход в обучении  способствует  уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом.  При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

    Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.

    Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности.

    Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

        Использование метапредметного подхода в обучении представляет учителю возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное  время и добиваться высоких результатов обученности  учащихся.

    Использование метапредметного подхода возможно через ведение метапредмета, во внекласнной работе, участие в дистанционных олимпиадах, интегрированное занятие. Задача учителя сформировать доступные учащемуся средства, используя методические приемы и техники, работа с гипотезами (предположениями) учащихся, использование эвристических заданий, игровые задания и т.д., направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее усваивают материал, легче обнаруживают взаимосвязь различных вещей и явлений, развивают умение учиться, а не получать готовые знания.

    Метапредметность - это  выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук (учебных предметов). Благодаря использованию учителем метапредметности в обучении, учащиеся смогут увидеть процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы. Одним из положительных моментов существования метапредметного подхода в современном образовании является возможность перейти от разделения знаний на предметы, при этом появляется целостное восприятие мира учеником. В сознании ребенка формируется целостная картина мира.

      Внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, который заложен в качестве методологической основы стандарта, позволяет воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям современного информационного общества, а также формировать способы деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.

    В качестве результативности опыта можно рассматривать:

    • уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

     Кроме того, современному педагогу необходимо правильно оценивать метапредметные результаты. Данная оценка предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, которая может проводиться в ходе различных процедур:

    -       итоговые проверочные работы по предметам,

    -       комплексные работы на межпредметной основе,

    -       портфолио учащегося,

    -       оценочные листы наблюдения учителя или психолога,

    -       рефлексивные задания,

    -       диагностические задачи,

    -       внешний рейтинг результатов на метапредметных олимпиадах и конкурсах.

    Основными методами оценки учебных действий являются:

    -       диагностика универсального учебного умения,

    -       организация комплексных метапредметных занятий,

    -       самооценка и рефлексия учащихся,

    -       оценка экспертов: ученых, педагогов,

    Делая вывод, следует отметить, что своевременное внедрение метапредметного подхода в обучении, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстроменяющегося общества.


    Список литературы

    1.  Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З и др. Планируемые результаты начального общего образования./Л.Л. Алексеева// -  М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

    2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов// - М.: Просвещение, 2008 -151 с.

    3. Громыко Ю. В.Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

    4. Громыко Ю. В.Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

    5. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ М.Ю. Демидова//- М.: Просвещение, 2009.

    6. Кокарева З.А. Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения./ З.А. Кокарева// Управление начальной школой. -2013. -№11. –С. 21-26.

    Балакина Л.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

    У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

    Метапредметная олимпиада в начальной школе

    В данной работе я рассуждаю о том, почему мы стали проводить метапредметные олимпиады. Ниже привожу содержание работы.Содержание:ВведениеПочему олимпиада в начальной школе метапредметная?Методические ...

    Метапредметный подход в начальной школе

    Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от тр...

    Метапредметный подход в начальной школе

    Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...

    Технологии реализации межпредметных связей в начальной школе

    В статье идет речь о технологиях, позволяющих реализовать межпредметные связи в начальной школе...