Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
материал (3 класс)
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на игровых занятиях внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
Лукьянцева Оксана Фёдоровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12» г.Байкальск
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. На уроках не всегда есть возможность дать необходимые знания о безопасном поведении на улицах и дорогах. Поэтому возникает необходимость вводить в расписание внеурочные занятия, где дети изучают правила дорожного движения.
Программа внеурочной деятельности «Правила дорожного движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Программа решает следующие задачи:
● сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
● обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
● привитие умения пользоваться общественным транспортом;
● ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
● воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
● воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
● тематические занятия
● игровые тренинги
● разбор дорожных ситуаций на настольных играх
● экскурсии
● конкурсы, соревнования, КВН, викторины
● изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
● выпуск стенгазет
● разработка проектов по ПДД
● встреча с работниками ГИБДД
● просмотр видеофильмов
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются:
Личностными результатами
● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
● объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
● в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
● осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Регулятивные УУД:
● определять цель деятельности;
● учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
● устанавливать причинно-следственные связи;
● вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
● навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
● добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
● перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
● высказывать и обосновывать свою точку зрения;
● слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
● задавать вопросы
Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Именно поэтому надо вводить в работу как можно больше игровой деятельности.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка, служить формированию его способностей.
Так, например, мы играем на занятиях в настольные игры стандартного образца, занимаемся инсценированием дорожных ситуаций, ролевыми играми «Я инспектор», «Мы пошли гулять в парк». Дидактические и сюжетно-ролевые игры содействуют решению задач нравственного воспитания, развивает коммуникативные компетенции детей. Дети с удовольствием проигрывают различные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Даже такая серьёзная деятельность, как проект, может стать элементом игры. Дети в ходе работы могут создать уже свою настольную игру, где сами могут менять условия, создавать различные ситуации, давать задания и совместно искать пути их решения. Они не только получают новые знания, закрепляют ранее полученные, но и учатся работать коллективно, слушать и слышать других, высказываться сами. В процессе игры становятся более дружными. Так, например, в 2017 – 2018 учебном году учащиеся 3 класса создали макет перекрестка, который успешно защитили на научно – практической конференции «Я познаю мир». Что дала работа учащимся? Она приучила детей работать в команде, развила креативные способности. Учащиеся коллективно решали ситуативные задачи, учились друг у друга, прислушивались к советам, узнали много правил и применили на практике. Познавательные, коммуникативные, регулятивные действия формировались в процессе созидательного коллективного труда. Личностный рост на лицо. Они стали взрослее, серьёзней относятся к дорожным правилам, знают многие правила, которые применяют в ежедневной практике.
Используемые материалы: Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519784-1415457923.jpg)
Сценарий занятия в рамках внеурочной деятельности «Правила дорожного движения», 1 класс
Цель: закрепить знания правил дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-28576-1426933768.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1047245-1541922939.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1047245-1541922939.jpg)
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Разработчикучитель начальных классов Басс Наталья МихайловнаЦель Профилактика детского ...
Совместное занятие учащихся кружка внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" и родителей
Мама, папа и Я –знатоки дорожного движения!(совместная игра родителей и детей кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»)Цель:• довести до родителей требования п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/21/picture-1165689-1569073015.jpg)
Конспект по внеурочной деятельности "Правила дорожного движения" во 2 классе
Конспект занятия внеурочной деятельности по ПДД для 2 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1438076-1669541007.jpg)
Занятие внеурочной деятельности "Правила дорожного движения"
Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста, может быть использована учителями общеобразовательных учреждений для организации и про...