Предметные недели в начальной школе
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Копчикова Елена Ивановна

Школьный проект

        Предметные недели в начальной школе

                  образовательного учреждения   

                                                

                                               Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.

         Предметные недели. Что это за проект? Как он возник?

         Мы все знаем, что требования общества к организации образовательного процесса изменились. Возникла необходимость поиска новых форм и видов работы.

В результате анализа деятельности нашего учреждения и изучения опыта  работы других образовательных учреждений появился проект Организация  предметных недель в едином образовательном пространстве современной коррекционной школы как залог успешного формирования социальных компетенций младших школьников с задержкой психического развития, утвержденный на педсовете в  2010 году.

Проект появился и начал развиваться в школе.

 

Цель проекта:

 

Введение в учебно-воспитательный процесс начальной школы предметных недель для  повышения познавательного интереса и формирования социальных компетенций младших школьников.

 

Суть проекта состоит в проведении в течение всего учебного года предметных недель с использованием проектной технологии с учетом специфических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают огромное количество трудностей  в учебной деятельности.   У таких  учащихся возникают риски  негативного восприятия  учебного материала  и отношения  к школе в целом.  Поэтому  большое значение для учащихся имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих  – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, что является основой для социализации личности.

Преимуществом  идеи проведения предметных недель является то, что проектные технологии формируют у учащихся универсальные навыки, которые можно применять  как на уроках, так и во внеурочной деятельно­сти.

 

Проект имеет системный характер: он  представляет собой методическую разработку  - концепцию -  межпредметной  деятельности  по развитию познавательных и социальных интересов с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.  

  • Предметные недели проводятся периодически в течение всего учебного года.
  • Координаторы предметных недель – мобильные группы, состоящие из педагогов учреждения;
  • В каждой предметной неделе есть место исследовательской и (или) проектной деятельности группового и индивидуального характера;
  • Время проведения мероприятий – вторая половина дня после уроков.

 

Все предметные  недели  четко  структурированы, что связано с особенностями контингента учащихся. В структуру каждой предметной недели входят следующие этапы:

1.Объявление о проведении недели.

Оно проходит в пятницу. Учащимся объявляют тему предстоящей предметной недели, демонстрируется слайд-шоу (или видеофильм). Учителя и воспитатели ГПД проводят  консультации для родителей. «Положение о проведении предметной недели» размещается на информационном стенде и в электронном журнале в разделе «Новости».

 

2.Конкурс умений по теме недели   -  первый день;

Ученики предоставляют индивидуальные проекты, творческие работы или поделки приготовленные дома самостоятельно или совместно с родителями.

3.Игра (или конкурс), организованная педагогами и родителями    -  второй день;

4.Творческий конкурс - проект с использованием изобразительной

деятельности  (рисунки,  иллюстрации и т.п.) Публичная защита проектов по теме недели в актовом зале – третий день и четвертый день.

5.Викторина (интересные разнообразные здания для участников, зрителей и учителей).

Награждение победителей – пятый день;

Для оценки деятельности ведется личный и классный зачет. Определение класса  победителя осуществляется подсчетом набранных за неделю бонусов  всеми учениками данного класса.

 Бонусы  выдаются за участие в каждой номинации и дополнительно за победу ( у каждого класса есть копилка).

План каждой недели обсуждается заранее с учетом возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, а также индивидуальных способностей контингента учащихся в этом учебном году.

Даже для учащихся со сложной структурой дефекта подбира­ются такие темы проектов и способы их реализации, которые дают  возможность достичь совместно поставленной с педагогом цели и помогают учащемуся оказаться в столь необходимой ему ситуации успеха. Мероприятия для каждого дня предметной недели подбираются таким образом, чтобы в них могли принять участие практически все ученики и родители.

Участие каждого ученика в предметных неделях в течение всего учебного года отражается в его личном портфолио.

В мероприятиях недели принимают участие все педагоги, причем  роль каждого определена заранее.  Учителя на общешкольном  и классных родительских собраниях проводят необходимые  консультации для  родителей,  готовят рекламный листок мероприятий в рамках недели.

После проведения каждой недели проводится анализ ситуации и результатов посредством анкетирования и обсуждения на совещании педагогического коллектива. 

Первым опытом в работе по организации предметных недель был практико-ориентированный проект, проводившийся в рамках Недели здоровья.

Результатом  исследовательской работы   «Можно ли играть в PSP на переменах?» стал  полноценный эксперимент по изучению  влияния  PSP на работоспособность на уроках.  Участниками   эксперимента стали  учащиеся школы. 

Анализ результатов был представлен в презентации  ученицей  4 класса Екатериной  Шабинской,  которая  участвовала в областном конкурсе исследовательских и проектных работ для младших школьников «Ломоносовские чтения» и стала лауреатом.

Затем были определены и другие направления работы над проектом. Так ежегодно у нас проводятся стандартные предметные недели:

 

 Неделя математики

Проведенные недели были посвящены знаменитым математикам:  Л.Ф. Магницкому, Перельману, С.Ковалевской.

Среди наиболее интересных мероприятий предметных недель следует отметить: конкурс - проект «Математическая сказка», конкурс «Человек-

калькулятор», игровая эстафета «Цифры и спорт».

 

- Неделя родного языка:

Эти недели были приурочены к юбилеям детских писателей. В рамках   Недели родного языка проводились   презентации «Жизнь и творчество К.И. Чуковского», «Жизнь и творчество Б. Житкова», «Жизнь и творчество В. Бианки», «Жизнь и творчество Л.Б.Гераскиной»

Интересные мероприятия в рамках Недели родного языка: конкурс чистописания «Мисс и мистер Буковка»,  театрализованные проекты по произведениям Б. Жидкова   В.Бианки, Л.Б. Гераскиной, мини проект «Оживи букву», спектакль «Доктор Айболит».

- Неделя естествознания (или окружающего мира):

С большим интересом ребята участвовали в проектах, проводившихся в рамках этих недель, таких как: конкурс «Садовод», игра «Поиск сокровищ»,

мастер класс по изготовлению мячиков, мини проект «Игры наших бабушек».

 

В апреле 2014 г в нашем образовательном учреждении проходил региональный семинар «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности на примере проведения предметной недели по окружающему миру для  обучающихся 1-4 классов», на котором был представлен проект «Пять ступенек здоровья» . Ребята узнали о здоровом образе жизни, правильном питании и  полезных напитках .

 

- Патриотическая неделя:

Включает в себя конкурс песни и заключительный турнир игры «Вышибалы». Эту игру ребята ждут с нетерпением и с удовольствием играют.

 

Кроме того проходят недели года, обусловленные значимыми событиями конкретного периода. В основном это творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетра­диционный подход к их выполнению и презентации результатов.

 

Такими проектами явились «Читательский марафон».

Результатом Недели «Читательский марафон» стал проект - видеофильм «История создания книг», проекты «Создай свою книгу», презентация прочитанной книги «Я рекомендую эту книгу», акция «Книжки-подарки детскому саду», конкурс для родителей «Детские книги для взрослых».

 

 

В феврале 2014 г. проходила  Олимпийская неделя.

 

 

 Неделя к юбилею г. Химки «Моя малая родина».

         В рамках недели проходил конкурс рисунков на асфальте, мини проект «Моя улица».

 

С 2014 проводится Неделя сказок и чудес, которая более продолжительна по времени  - длится две недели. Наиболее интересные предновогодние мероприятия в рамках этой недели: flashmob,  творческие семейные проекты «Самая креативная елка», «Снежинки», «Новогодние открытки»,  творческая гостиная –изготовление новогодних свечей и новогодних игрушек, игра-путешествие «Снегири», музыкальные конкурсы, теневой театр.

 Заканчивается  Неделя сказок и чудес  новогодним представлением.

 

На всех этапах реализации проекта отмечается  высокий уровень вовлеченности всех субъектов образовательной ситуации:

- воспитанников коррекционных групп детского сада;

- учащихся начальной школы;

- учителей начальной школы и воспитателей детского сада;

- педагога – психолога, социального педагога, учителей-логопедов и дефектологов;

- родителей учащихся.

В 2012 году  наш школа принимала участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области, где был представлен опыт работы по организации и проведению предметных недель.

Мы стали призерами .

Проведение предметных недель стало хорошей традицией в нашем образовательно учреждении. Ежегодно проводятся недели родного языка, математики, естествознания. Вот некоторые примеры:

  • неделя естествознания «Удивительный мир насекомых», 2017 г.;
  • с 16 марта по 23 марта 2018 года проводилась неделя математики «По тропинкам математики»;
  • с 6 ноября по 13 ноября 2018 года проводилась неделя любознательности «Необычные истории обычных вещей» ;
  • предметная неделя по естествознанию «Россия – Родина моя», 2019 г.

 

В заключении следует сказать, что проведение  в течение учебного года разнообразных предметных недель явилось самым значимым событием, по мнению всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.

 

В отношении учащихся учителя отметили, что:

  • повысился уровень знаний учащихся, их активность на уроках,
  • стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
  •  

Родители отметили, что дети:

  • идут в школу с желанием,
  • быстрее выполняют домашние задания,
  • задают много вопросов об окружающем мире.

Учащиеся в анкете говорили о том, что:

  • они узнали много нового,
  • наладили отношения с одноклассниками.

 

 

 

Самое главное: детей, не участвовавших в каком-либо проекте каждой предметной недели , в на­шей школе нет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_predmetnym_nedelyam_2016.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

                          Школьный проект

        Предметные недели в начальной школе

                  образовательного учреждения   

                                                 

                                               Учитель-дефектолог Копчикова Е.И.

        Предметные недели. Что это за проект? Как он возник?

        Мы все знаем, что требования общества к организации образовательного процесса изменились. Возникла необходимость поиска новых форм и видов работы.

В результате анализа деятельности нашего учреждения и изучения опыта  работы других образовательных учреждений появился проект Организация  предметных недель в едином образовательном пространстве современной коррекционной школы как залог успешного формирования социальных компетенций младших школьников с задержкой психического развития, утвержденный на педсовете в  2010 году.

Проект появился и начал развиваться в школе.

Цель проекта: 

Введение в учебно-воспитательный процесс начальной школы предметных недель для  повышения познавательного интереса и формирования социальных компетенций младших школьников.

Суть проекта состоит в проведении в течение всего учебного года предметных недель с использованием проектной технологии с учетом специфических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают огромное количество трудностей  в учебной деятельности.   У таких  учащихся возникают риски  негативного восприятия  учебного материала  и отношения  к школе в целом.  Поэтому  большое значение для учащихся имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих  – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, что является основой для социализации личности.

Преимуществом  идеи проведения предметных недель является то, что проектные технологии формируют у учащихся универсальные навыки, которые можно применять  как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

Проект имеет системный характер: он  представляет собой методическую разработку  - концепцию -  межпредметной  деятельности  по развитию познавательных и социальных интересов с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.  

  • Предметные недели проводятся периодически в течение всего учебного года.
  • Координаторы предметных недель – мобильные группы, состоящие из педагогов учреждения;
  • В каждой предметной неделе есть место исследовательской и (или) проектной деятельности группового и индивидуального характера;
  • Время проведения мероприятий – вторая половина дня после уроков.

Все предметные  недели  четко  структурированы, что связано с особенностями контингента учащихся. В структуру каждой предметной недели входят следующие этапы:

1.Объявление о проведении недели.

Оно проходит в пятницу. Учащимся объявляют тему предстоящей предметной недели, демонстрируется слайд-шоу (или видеофильм). Учителя и воспитатели ГПД проводят  консультации для родителей. «Положение о проведении предметной недели» размещается на информационном стенде и в электронном журнале в разделе «Новости».

2.Конкурс умений по теме недели   -  первый день;

Ученики предоставляют индивидуальные проекты, творческие работы или поделки приготовленные дома самостоятельно или совместно с родителями.

3.Игра (или конкурс), организованная педагогами и родителями    -  второй день;

4.Творческий конкурс - проект с использованием изобразительной

деятельности  (рисунки,  иллюстрации и т.п.) Публичная защита проектов по теме недели в актовом зале – третий день и четвертый день.

5.Викторина (интересные разнообразные здания для участников, зрителей и учителей).

Награждение победителей – пятый день;

Для оценки деятельности ведется личный и классный зачет. Определение класса  победителя осуществляется подсчетом набранных за неделю бонусов  всеми учениками данного класса.

 Бонусы  выдаются за участие в каждой номинации и дополнительно за победу ( у каждого класса есть копилка).

План каждой недели обсуждается заранее с учетом возрастных особенностей младших школьников с ЗПР, а также индивидуальных способностей контингента учащихся в этом учебном году.

Даже для учащихся со сложной структурой дефекта подбираются такие темы проектов и способы их реализации, которые дают  возможность достичь совместно поставленной с педагогом цели и помогают учащемуся оказаться в столь необходимой ему ситуации успеха. Мероприятия для каждого дня предметной недели подбираются таким образом, чтобы в них могли принять участие практически все ученики и родители.

Участие каждого ученика в предметных неделях в течение всего учебного года отражается в его личном портфолио.

В мероприятиях недели принимают участие все педагоги, причем  роль каждого определена заранее.  Учителя на общешкольном  и классных родительских собраниях проводят необходимые  консультации для  родителей,  готовят рекламный листок мероприятий в рамках недели.

После проведения каждой недели проводится анализ ситуации и результатов посредством анкетирования и обсуждения на совещании педагогического коллектива.  

Первым опытом в работе по организации предметных недель был практико-ориентированный проект, проводившийся в рамках Недели здоровья.

Результатом  исследовательской работы   «Можно ли играть в PSP на переменах?» стал  полноценный эксперимент по изучению  влияния  PSP на работоспособность на уроках.  Участниками   эксперимента стали  учащиеся школы.  

Анализ результатов был представлен в презентации  ученицей  4 класса Екатериной  Шабинской,  которая  участвовала в областном конкурсе исследовательских и проектных работ для младших школьников «Ломоносовские чтения» и стала лауреатом.

Затем были определены и другие направления работы над проектом. Так ежегодно у нас проводятся стандартные предметные недели:

 Неделя математики

Проведенные недели были посвящены знаменитым математикам:  Л.Ф. Магницкому, Перельману, С.Ковалевской.

Среди наиболее интересных мероприятий предметных недель следует отметить: конкурс - проект «Математическая сказка», конкурс «Человек-

калькулятор», игровая эстафета «Цифры и спорт».

- Неделя родного языка:

Эти недели были приурочены к юбилеям детских писателей. В рамках   Недели родного языка проводились   презентации «Жизнь и творчество К.И. Чуковского», «Жизнь и творчество Б. Житкова», «Жизнь и творчество В. Бианки», «Жизнь и творчество Л.Б.Гераскиной»

Интересные мероприятия в рамках Недели родного языка: конкурс чистописания «Мисс и мистер Буковка»,  театрализованные проекты по произведениям Б. Жидкова   В.Бианки, Л.Б. Гераскиной, мини проект «Оживи букву», спектакль «Доктор Айболит».

- Неделя естествознания (или окружающего мира):

С большим интересом ребята участвовали в проектах, проводившихся в рамках этих недель, таких как: конкурс «Садовод», игра «Поиск сокровищ»,

мастер класс по изготовлению мячиков, мини проект «Игры наших бабушек».

В апреле 2014 г в нашем образовательном учреждении проходил региональный семинар «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности на примере проведения предметной недели по окружающему миру для  обучающихся 1-4 классов», на котором был представлен проект «Пять ступенек здоровья» . Ребята узнали о здоровом образе жизни, правильном питании и  полезных напитках .

- Патриотическая неделя:

Включает в себя конкурс песни и заключительный турнир игры «Вышибалы». Эту игру ребята ждут с нетерпением и с удовольствием играют.

Кроме того проходят недели года, обусловленные значимыми событиями конкретного периода. В основном это творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к их выполнению и презентации результатов.

Такими проектами явились «Читательский марафон».

Результатом Недели «Читательский марафон» стал проект - видеофильм «История создания книг», проекты «Создай свою книгу», презентация прочитанной книги «Я рекомендую эту книгу», акция «Книжки-подарки детскому саду», конкурс для родителей «Детские книги для взрослых».

В феврале 2014 г. проходила  Олимпийская неделя.

 Неделя к юбилею г. Химки «Моя малая родина».

        В рамках недели проходил конкурс рисунков на асфальте, мини проект «Моя улица».

С 2014 проводится Неделя сказок и чудес, которая более продолжительна по времени  - длится две недели. Наиболее интересные предновогодние мероприятия в рамках этой недели: flashmob,  творческие семейные проекты «Самая креативная елка», «Снежинки», «Новогодние открытки»,  творческая гостиная –изготовление новогодних свечей и новогодних игрушек, игра-путешествие «Снегири», музыкальные конкурсы, теневой театр.

 Заканчивается  Неделя сказок и чудес  новогодним представлением.

На всех этапах реализации проекта отмечается  высокий уровень вовлеченности всех субъектов образовательной ситуации:

- воспитанников коррекционных групп детского сада;

- учащихся начальной школы;

- учителей начальной школы и воспитателей детского сада;

- педагога – психолога, социального педагога, учителей-логопедов и дефектологов;

- родителей учащихся.

В 2012 году  наш школа принимала участие в областном конкурсе образовательных учреждений муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области, где был представлен опыт работы по организации и проведению предметных недель.

Мы стали призерами .

Проведение предметных недель стало хорошей традицией в нашем образовательно учреждении. Ежегодно проводятся недели родного языка, математики, естествознания. Вот некоторые примеры:

  • неделя естествознания « Удивительный мир насекомых», 2017 г.;
  • с 16 марта по 23 марта 2018 года проводилась неделя математики «По тропинкам математики»;
  • с 6 ноября по 13 ноября 2018 года проводилась неделя любознательности «Необычные истории обычных вещей» ;
  • предметная неделя по естествознанию «Россия – родина моя», 2019 г.

В заключении следует сказать, что проведение  в течение учебного года разнообразных предметных недель явилось самым значимым событием, по мнению всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся.

В отношении учащихся учителя отметили, что:

  • повысился уровень знаний учащихся, их активность на уроках,
  • стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

Родители отметили, что дети:

  • идут в школу с желанием,
  • быстрее выполняют домашние задания,
  • задают много вопросов об окружающем мире.

Учащиеся в анкете говорили о том, что:

  • они узнали много нового,
  • наладили отношения с одноклассниками.

Самое главное: детей, не участвовавших в каком-либо проекте каждой предметной недели , в нашей школе нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметных недель в начальной школе.

Данный материал поможет председателям МО начальных классов организовать предметную деделю.И составить  полный отчёт о проделанной работе....

Предметная неделя в начальной школе.

Положение о предметной неделе в начальной школе . Отчёт....

Познавательная игра к проведению предметной недели в начальной школе

Этот материал оказывает большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, развивает их познавательный интерес, раскрывает творческий потенциал. Дает возможность самостоят...

Открытие предметных недель в начальной школе.

Открытие предметных недель в начальной школе....

Разработка программы для проведения предметной недели в начальной школе.

Данная разработка представляет подробный план проведения предметной недели в начальной школе. тема " Птицы -наши друзья, обижать их нельзя"...

Организация предметных недель в начальной школе: окружающий мир.

Предлагаю оригинальную форму подачи заданий для организации недели окружающего мира в начальной школе....

Предметная неделя в начальной школе "Всезнайка"

Для ознакомления представлены план  и отчет по предметной неделе в начальной школе "Всезнайка", проведенной с целью показа методических приёмов и форм организации  внеурочной деятельности уч...