Программа "Один мир на всех"
консультация (3, 4 класс)

Николаева Елена Викторовна

Программа просветительской и профилактической работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prosvetitelskoy_i.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Программа просветительской и

профилактической работы с родителями

 «Один мир на всех»

Составила программу:

 Николаева Елена Викторовна

Смоленск 2017

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.

       ЗАДАЧИ:

1.  Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2.  Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3.  Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха  дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

 - выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

 4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные формы помощи родителям

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

- индивидуальное консультирование;

- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап  -  подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Перспективное планирование работы с родителями

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;

3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

4. Беседа: «Немного о режиме».

Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;

5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».

Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Составляющие здоровья»;

8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).

2

«Игра – это серьезно»

1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;

5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).

3

«Научите меня говорить правильно»

1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;

2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;

3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

 «Комплекс упражнений для глаз»;

4. Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.

8.Консультация: «Взрослые и дети»

9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).

4

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»

2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.

3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой).

Оформление выставки «Мой папа – солдат»

6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».

7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы).

Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги.

9. Семейный кукольный театр: «Три медведя».

Ожидаемый результат:

- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованной литературы:

1.  Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

2.  Медико-психолого-педагогическая служба: Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.  Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред., – М.: ВЛАДОС, 2008.

4.  Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

5. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)

[Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина

Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"

Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!»  Игра-путешествие  "Вместе весело шагать…"   «...

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Игровая программа для мальчиков "Свистать всех наверх!

Игровая программа для мальчиков "Свистать всех наверх" приурочена к 23 февраля. В моем классе 18 мальчишек, и мы постоянно придумываем различные игры-соревнования, ведь для них так важен дух соперниче...

День всех матерей

На основе данной презентации можно провести прекрасный праздник для мам! Яркие иллюстрации и добрые слова вызовут, у приглашённых мам, «бурю» положительных эмоций о проведённом мероприятии....

Лицей, лицей, начало всех начал!

19 октября 2011 года в МОУ «Лицей №1 поселка Львовский» отмечал свой шестидесятилетний юбилей  в ДК «Металлург»....

Научное общество "Совет всех существ"

В данном материале рассмотрены экологические проблемы района и взгляд детей на данную ситуацию....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...