Главные вкладки

    Программа "Один мир на всех"
    консультация (3, 4 класс)

    Николаева Елена Викторовна

    Программа просветительской и профилактической работы с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_prosvetitelskoy_i.docx22.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

    Программа просветительской и

    профилактической работы с родителями

     «Один мир на всех»

    Составила программу:

     Николаева Елена Викторовна

    Смоленск 2017

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.

           ЗАДАЧИ:

    1.  Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

    2.  Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

    3.  Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

    4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

    Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

    – профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    – профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха  дома;

    – оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

     - выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    – подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

    Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

    2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

    3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

     4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

    Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Организационные формы помощи родителям

    Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

    При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

    Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

    - индивидуальное консультирование;

    - обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

    - этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

    В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

    Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

    Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

    Второй этап  -  подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

    Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

    Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

    Перспективное планирование работы с родителями

    Тема

    Форма работы

    1

    «Школа здоровья»

    1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

    2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»;

    3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

    4. Беседа: «Немного о режиме».

    Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»;

    5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

    6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким».

    Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

    «Составляющие здоровья»;

    8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

    9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей).

    2

    «Игра – это серьезно»

    1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

    2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

    3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

    4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;

    5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

    6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

    7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

    8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

    9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).

    3

    «Научите меня говорить правильно»

    1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

    (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»;

    2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»;

    3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

     «Комплекс упражнений для глаз»;

    4. Консультация: «Азбука общения с малышом»

    обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

    5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

    6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

    7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом.

    8.Консультация: «Взрослые и дети»

    9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей).

    4

    «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

    1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика»

    2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.

    3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

    4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

    5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой).

    Оформление выставки «Мой папа – солдат»

    6. Практическая работа: «Печенье для бабушки».

    7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы).

    Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

    8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги.

    9. Семейный кукольный театр: «Три медведя».

    Ожидаемый результат:

    - повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

    - создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

    - создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    Список использованной литературы:

    1.  Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.

    2.  Медико-психолого-педагогическая служба: Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    3.  Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред., – М.: ВЛАДОС, 2008.

    4.  Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

    5. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)

    [Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина

    Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"

    Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!»  Игра-путешествие  "Вместе весело шагать…"   «...

    Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

    Собрание для родителей и детей....

    Игровая программа для мальчиков "Свистать всех наверх!

    Игровая программа для мальчиков "Свистать всех наверх" приурочена к 23 февраля. В моем классе 18 мальчишек, и мы постоянно придумываем различные игры-соревнования, ведь для них так важен дух соперниче...

    День всех матерей

    На основе данной презентации можно провести прекрасный праздник для мам! Яркие иллюстрации и добрые слова вызовут, у приглашённых мам, «бурю» положительных эмоций о проведённом мероприятии....

    Лицей, лицей, начало всех начал!

    19 октября 2011 года в МОУ «Лицей №1 поселка Львовский» отмечал свой шестидесятилетний юбилей  в ДК «Металлург»....

    Научное общество "Совет всех существ"

    В данном материале рассмотрены экологические проблемы района и взгляд детей на данную ситуацию....

    Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

    Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...