программа внеурочной деятельности "Волшебная кисть"
материал (3 класс)

смышляева-якимова

программа внеурочной деятельности "Волшебная кисть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kist.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Программа внеурочной деятельности

«Волшебная кисть»  

Пояснительная записка 

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей школьного возраста.

Задачи

•        Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

•        Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

•        Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

•        Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

•        Формировать умение оценивать созданные изображения.

•        Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

•        Развивать творческие способности детей.

•        Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

•        Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.         

Планируемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Формы организаций занятий:

  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация;
  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1

Радужный мир

66

2

Выставка

2

Итого:

68

Тематическая разработка

1.        Радужный мир

Теоретическая часть.

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Календарно- тематическое планирование

Тема

Содержание урока

Дата

план

факт

1

1-2

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

4-7.09

2

3-4

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

11-14.09

4

5-6

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

18-21.09

47-8

«Изображать можно пятном и линиями».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

225-28.09

6

9-10

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.

2-5.10

7

11-12

«Силуэт дерева».

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

9-12.10

8

13-14

«Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

16-19.10

        15-16

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

23-26.10

        17-18

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

Обзорная экскурсия по посёлку «Здравствуй, мир!»

30.10- 9.11

1

19-20.

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

13-16.11

1

21-22.

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

20-23.11

1

23-24.

Рисуем дерево тампованием

 Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

27-30.11

1

25-26.

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

4-7.12

1

27-28.

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

11-14.12

1

29-30.

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

18-20.12

31-32.

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

21-25.12

1

33-34.

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

11-15.01

2

35-36.

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

18-22.01

337-38.                2

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

25-29.01

2

39-41.

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

1-5-8.02

242-43.

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

12-15.02

244-46.

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

19-22-26.02

247-49.

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

1-5-7.03

250-52.

«Цветы и травы».

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

12-15-19.03

353-54.

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

22.03-2-5.04

355-57.

«Волшебная полянка»

Декоративное рисование.

9-12-16.04

358-61.

«Орнамент из цветов, листьев и  бабочек для украшения коврика».

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

19-23-26.04

Д62-64

Вернисаж                

Выставка. Презентация.        Демонстрация просмотр

30.04-3-7.05

665-66  

«Всякий мастер на свой лад»

Декоративное рисование.

14-17.05

67-68  

Урок-выставка

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

21-24.05

Всего часов:

68ч.


Используемая литература

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
  7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
  10. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
  11. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
  12. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
  13. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
  15. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
  16. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
  17. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
  18. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

Приложение 1.

Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра  1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени  в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Программа кружка "Золотая кисть" 2 класс, Коррекционная школа 8 вида

Пояснительная записка Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Кисти и краски"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Кисти и краски"...

Программа кружка "Волшебная кисть"

Прогамма кружка "Волшебная кисть" разработана для дополнительных занятий с детьми в начальной школе....

Программа внеурочной деятельности по эмоционально-эстетическому воспитанию "Волшебная кисть"

Программа способствует формированию  у детей  доброте и культурной полноценности в восприятии мира ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»

Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....