Программа " Капли радуги" (доп.образование)
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Хохлова Светлана Александровна

Прграмма по " арт-терапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapli_radugi.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                                                 дополнительного образования детей

«Гатчинский центр дополнительного образования детей»

                «Принято»                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

   Педагогическим советом                                            Директор МОУ ДОД «ГЦДОД»

   протокол № _________                                                       _____________________

   от «___» ___________200  г.                                             от «___» _____________200  г.

 

 

Дополнительная образовательная программа

 

«Капли радуги»        

для детей   7 - 10 лет

срок реализации 2 года

 

                                                          Разработана творческой группой:

                                                 

                                                                    Хохловой  Светланой Александровной-

                                                                    педагогом дополнительного образования                                                                                            

                                                                           

 

г. Гатчина

1.Пояснительная записка

  Введение

в дополнительную образовательную программу  

«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею работы объединения «Капли радуги». Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам его реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

Изобразительное творчество позволяет получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Художественные методы позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

      Направленность

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Капли радуги» имеет художественно-эстетическую направленность.

       Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. Развитие  художественного восприятия  и  практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на  обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

Новизна

дополнительной образовательной программы

       Программа носит модифицированный характер. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что изобразительное творчество удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...

    Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

   Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.      Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображащего суть внутриличностного состояния.

             В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 

Актуальность

 дополнительной образовательной программы

        Стратегической направленностью школы XXI века  становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.  

       Данная программа отвечает этим задачам.

.

 

Педагогическая целесообразность

       В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.

    В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются рисовать, а постигают как, посредством изобразительной деятельности, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

   

 

Цель программы

 Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительного искусства.

Задачи программы

Первый год обучения

   

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

-воспитания эстетического отношения  к действительности;

- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе, окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

  Обучающие:

-углубление и расширение знаний  об в области изобразительного искусства;

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения, лепки;

 Развивающие:

- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

         

Второй год обучения

   

    Воспитательные:

- формировать осознанную необходимость определённого поведения в коллективе, со сверстниками, со взрослыми;

- формировать понимания ценности труда;

- воспитания эстетического отношения  к действительности;

   Обучающие:

- обучить грамотно компоновать предметы в листе.

- обучить различать планы в композиции листа.

- обучить основам композиции, цветоведения, лепки

- расширить знания о пропорциональном изображении фигуры человека.

- углубить знания о строении животных, растений;

- расширять знания  обучающихся о достижениях русской  и западноевропейской художественной культуры;

   Развивающие:

- развивать умение фантазировать, передавать на листе бумаги прочувствованные образы;

- развивать способность к эмоциональной художественной передаче увиденного, задуманного.

- развивать художественный вкус;

      - реализация творческого потенциала.

 

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для обучающихся  7 – 10 лет

 

Сроки реализации программы

Содержание программы реализуется за  2 года обучения:

Первый год – 138 часов

Второй год – 144 часа

   Форма и режим  занятий

 

Форма занятий - групповая

Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

    Ожидаемые результаты и способы  их проверки

В конце первого года обучения  

 Обучающиеся будут знать:

  1. Виды художественной техники.
  2. Основы композиции.
  3. Основы понятия «пропорции».
  4. Методику наблюдения за окружающим миром.
  5. Культуру поведения в коллективе, культуру труда.

   Обучающиеся будут уметь:

  1. Писать акварелью, гуашью, мелками, смешанной техникой.
  2. Композиционно оформить лист.
  3. Пропорционально изображать окружающий мир.
  4. Отражать свои наблюдения в творческих работах.
  5. Ответственно относиться к своему делу и доводить его до конца.
  6. Вести себя в коллективе на основе моральных норм и нравственных принципов.

 

 В конце второго  года обучения  

 Обучающиеся будут знать:

  1. Правила поведения в коллективе со сверстниками и с взрослыми.
  2. Нравственную ценность труда.
  3. Компоновку листа.
  4. Плановость композиции.
  5. Основы цветоведения, лепки, театрального мастерства.
  6. Более детально пропорции фигуры человека.
  7. Более подробно о строении животных, растений.
  8. Более широко достижения русской  и западной художественной культуры.

   Обучающиеся будут уметь:

  1. Вести себя в коллективе, со сверстниками и с взрослыми.
  2. Бережно относиться к своему труду.
  3. Грамотно компоновать предметы в листе.
  4. Различать планы в композиции листа.
  5. Пользоваться знаниями по основам цветоведения, лепки, театрального мастерства.
  6. Более пропорционально изображать фигуру человека.
  7. Применять знания о строении животных,растений.
  8. Использовать знания по достижению русской и западноевропейской  художественной культуры в своём творчестве.
  9. Передавать эмоции в рисунке.

Способы проверки ожидаемых  результатов

- беседа;

- устный опрос;

- викторина;

-инсценировка;

- выставка.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки;

-викторины;

-тематические игры;

- педагогическая диагностика образовательного процесса.

2. Учебно - тематический план

Первый год обучения

 

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

« Познай себя в искусстве».

10

2,5

7,5

3

« Мир вокруг нас».

12

3

9

4

Работа с песком и манкой.

16

4

12

5

«Путешествие в волшебный мир».

22

5,5

16,5

6

«Сказка в нашей жизни».    

16

4

12

7

«Леплю себя сам».

14

3,5

10,5

8

Рисуем вместе!

10

2,5

7,5

9

« Театр в нашей жизни».

10

2

8

10

« Я и моя жизнь».

4

1

3

11

Организационные работа.

22

___

22

                                        Итого:    138           30          108

 

Второй год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение в дополнительную образовательную программу.

2

2

-

2

« Этот прекрасный мир».

14

5

9

3

« Поэзия в картинках».

16

4

12

4

«Мой любимый город».

14

3,5

10,5

5

«Зима-волшебница».

20

5

15

6

«Рисуем музыку».    

6

1,5

4,5

7

«Ты мой друг, и я твой друг».

10

2,5

7,5

8

«Сказка за сказкой».

14

3,5

10,5

9

« Я- актер».

14

3

11

10

« Я и все,все,все».

12

3

9

11

Организационные работы.

22

___

22

                                        Итого:   144             31        113

  3. Содержание программы

Первый год обучения

Тема

Содержание темы

Введение в дополнительную образовательную программу

(2 часа)

Теория (2 часа): 

Цель и задачи работы объединения.      

Организация рабочего места.

Правила техники безопасности.

« Познай себя

в искусстве».

(14 часов)

Теория(4,5часа):

История развития художественного творчества со времен античности до наших дней.

История развития изобразительного искусства .

Знакомство с различными видами изобразительного искусства.

Практика (9,5 часов ):

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Освоение основ рисунка.

Передача настроения

в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

« Мир вокруг нас»

(14 часов)

Теория( 3 часа):

История развития художественного искусства в отображении мира человеческих взаимоотношений.

Знакомство с творчеством  художников  эпохи Возрождения.

Практика( 11 часов):

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Рисование с натуры и рисование по памяти. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Произведения живописи, их связь с жизнью.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

Работа с песком и манкой

(20 часов)

Теория( 4 часа):

История развития декоративно-прикладного искусства.

Практика(16 часов):

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка, акварель, гуашь, клей.

«Путешествие в волшебный мир».

(24 часа)

Теория(5,5 часов):

История развития устного народного творчества.

История развития декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников

Практика(18,5 часов):

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

«Сказка в нашей жизни»

(18 часов)

Теория(5,5 часов):

Знакомство с творчеством российских и зарубежных сказочников.

История развития взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Рисование с натуры и рисование по памяти. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников, писателей.

Практика(16,5 часов):

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна.

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношения к природе, человеку и обществу.

«Леплю себя сам»

(18 часов)

Теория(3,5 часов):

История развития декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с великими мастерами скульптуры от античности до наших дней.

Практика(14,5 часов):

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению.

Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер.

Рисуем вместе !

(12 сасов)

Теория(2,5 часов):

История развития декоративно-прикладного искусства, мозаичного творчества.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Практика(9,5 часов):

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

Отработка техники коллективной работы над произведением.

« Театр в нашей жизни»

(8 часов)

Теория(2часа):

История развития театрального творчества.

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

Практика(6 часов):

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

Техника изготовления театральных масок, костюмов.

« Я и моя жизнь»

( 6 часов)

Теория(1час):

История развития изобразительного искусства, автопортреты художников.

Практика(5 часов):

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Второй год обучения

  Тема

Содержание темы

Введение в дополнительную образовательную программу.  

(2 часа)

 Теория(2часа):

План работы на новый учебный год.

Особенности построения программы.

 Инструктаж по технике безопасности.

     

« Этот

прекрасный

мир».

( 14 часов)

Теория(5 часов):

Выдающиеся произведения живописи на тему времён года.

Художники: Б.Кустодиев, И.Остроухов.

Композиция.

Плановость в композиции пейзажа.

 

 Практика(9 часов):

Изображение природы разных времён года: осенний сад, осенний натюрморт, дары леса.

Иллюстрации поэтических произведений о временах года: «Есть в осени первоначальной…»      

« Поэзия

в картинках».

(16 часов)

 Теория(4 часа):

Художники: Е.И. Ковригин, В.Коровин,Е.Волков.

Иллюстрации к стихотворениям.  

Портреты великих литераторов.

 

Практика(12 часов):

Анализ художественных произведений.  

Иллюстрирование стихотворений..

«Мой любимый город».

( 14 часов)

 

Теория(3,5 часа):

Углубление и расширение знаний по истории Гатчины и её парковым ансамблям

Практика(10,5 часов):

 Закрепление теоретического материала.

Создание работ, связанных с Гатчинским парком, зимней Гатчиной, весенней Гатчиной

  

«Зима-волшебница».

(20часов)

  Теория(5 часов):

Художники: Шишкин И.И., Г. Доленджашвили.

Произведения художников, рисовавших русскую зиму.  

 

Практика(15 часов):

Анализ работ  художников.  

Иллюстрации зимних пейзажей.         

«Рисуем музыку».    (20 часов)

 Теория(1,5 часа):

Художники: Беллини, Перуджино.

Произведения художников, рисовавших эмоции.  

Практика(4,5 часов):

Анализ работ  художников.

Иллюстрации к музыкальным произведениям.

«Ты мой друг, и я твой друг».

(10 часов)

 Теория(2,5 часа):

История развития декоративно-прикладного искусства, мозаичного творчества.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

Практика(7,5 часов):

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция.

Отработка техники коллективной работы над произведением.

«Сказка за сказкой».

(14 часов)

Теория(3,5 часа):

Выдающиеся живописные «сказочники»: В.Васнецов, М.Врубель, А Рябушкин.

Произведения художников – «сказочников».

 

Практика(10,5 часов):

Анализ работ русских художников – «сказочников».

Создание сказочных сюжетов: бабушкины сказки

« Я- актер».

(14 часов)

 Теория(3 часа):

История развития театрального творчества.

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

Практика(11 часов):

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни.

Техника изготовления театральных масок, костюмов.

« Я и все,все,все». (12 часов)

Теория(3 часа):

История развития изобразительного искусства, автопортреты художников.

Практика(9 часов):

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь, восковые мелки.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Организационная работа.

Конкурсы, выставки.

(22 часа)

Практика(22 часа):

Отработка полученных теоретических знаний.

Организация и проведение конкурсов и выставок.

 

4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения

 

Разделы и темы

Форма занятий

Методы

Дидактический

материал, ТСО

Форма

подведения

итогов

1

«Познай себя в искусстве».

Учебное занятие.

Беседа-рассуждение.

Наблюдение.

Занятие-экскурсия.

Практическое занятие.

Занятие-Викторина.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Проблемное изложение.

Практический.

Репродукции картин.

Видеопрезентации

Беседа.  

Демонстрация материала.

Викторина.

Выставка

2

«Мир вокруг нас».

Учебное занятие.

Беседа-рассуждение.

Занятие-экскурсия.

Наблюдение.

Практическое занятие.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный

Практический.

Репродукции картин.

Семейные фото учащихся

Каталоги выставок

Беседа.  .

Выставка.

Практическая работа.

Устный опрос.

Педагогическая диагностика.

3

Работа с песком и манкой.

Беседа-рассуждение.

Учебное занятие.

Занятие-викторина.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный

Практический.

Книги с с иллюстрациями.

Книги сказок.

Музыкальный центр

Викторина.

Выставка

4

«Путешествие в волшебный мир».

Учебное занятие.

Беседа-рассуждение.

Занятие-игра.

Постановка проблемной задачи.

Работа с книгой.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Проблемное изложение.

Практический.

Книги сказок.

Видеосюжеты.

Музыкальный центр

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение.

Практическая работа.

Викторина.

Выставка .

5

«Сказка в нашей жизни».

Учебное занятие.

Беседа-рассуждение.

Занятие-игра

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный

Практический.

Книги с иллюстрациями.

Семейные фото учащихся.

Тематическая игра.

Выставка.

6

«Леплю себя сам».

Учебное занятие.

Беседа-рассуждение.

Занятие-игра.

Занятие-экскурсия

Постановка проблемной задачи.  

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Проблемное изложение.

Практический.

Книги с иллюстрациями.

Фотографии.

Викторина.

Выставка.

7

Рисуем вместе!

Учебное занятие.

Занятие-бесседа.

Практическое занятие.

Постановка проблемной задачи.

Работа с книгой.

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Практический.

Книги с иллюстрациями.

Музыкальный центр.

Выставка.

Опрос.

8

« Театр в нашей жизни»

Занятие-бесседа.

Учебное занятие.

Практическое занятие.

Постановка проблемной задачи.

Проблемное изложение.

Практический.

Книги с иллюстрациями на тему театра.

Музыкальный центр.

Демонстрация образцов изделий. Беседа. Обсуждение

Практическая работа.

Выставка.

Инсценирование сказки

9

« Я и моя жизнь».

Занятие-бесседа.

Учебное занятие.

Практическое занятие.

Постановка проблемной задачи.

Проблемное изложение.

Практический.

Открытки, карточки, иллюстрации.

Семейные фото учащихся.

Музыкальный центр

Выставка

Педагогическая диагностика

Второй год обучения

Разделы и темы

Форма занятий

Методы

Дидактический

материал, ТСО

Форма

подведения

итогов

1

« Этот прекрасный мир».

Занятие-бесседа.

Практическое занятие.

Учебное занятие.

Занятие-экскурсия.

Проблемная задача.

Проблемное изложение.

Частично-поисковый.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с репродукциями картин: Б.Кустодиева, И.Остроухова.

Музыкальный центр.

Беседа. Обсуждение

Опрос.

Выставка.

Педагоги-ческая диагностика

2

« Поэзия

 в картинках»

Занятие-беседа.

Практическое занятие.

Учебное занятие.

Работа с книгой

Частично-поисковый.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с репродукциями картин В.Коровина,Е.Волкова.

Выставка

Беседа. Обсуждение

3

«Мой любимый город».

Занятие-беседа.

Практическое занятие.

Учебное занятие.

Работа с книгой.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с иллюстрациями о Гатчине.

Фотографии.

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Викторина.

4

«Зима-волшебни-ца».

Занятие-беседа.

Практическое занятие.

Работа с книгой.

Наблюдение.

Постановка проблемной задачи.

Проблемное изложение.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с репродукциями работ Шишкина И.И., Г. Доленджашвили.

Фотографии

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Педагоги-ческая диагностика

5

«Рисуем музыку».

Учебное занятие.

Практическое занятие.

Работа с книгой.

Занятие-Викторина.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с репродукциями работ Беллини,Перуджино.

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Викторина.

6

«Ты мой друг, и я твой друг».

Учебное занятие.

Работа с книгой.

Постановка проблемной задачи.

Проблемное изложение.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Открытки, карточки, иллюстрации.

Семейные фото учащихся.

Музыкальный центр

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Опрос.

7

«Сказка за сказкой».

Учебное занятие.

Постановка проблемной задачи.

Занятие-конкурс.

Работа с книгой

Проблемное изложение.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с иллюстрациями работ

В.Васнецова, М.Врубеля,

А Рябушкина.

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Конкурс.

8

« Я- актер».

Учебное занятие.

Постановка проблемной задачи.

Викторина.

Проблемное изложение.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Книги с иллюстрациями на тему театра.

Музыкальный центр.

Беседа. Обсуждение

Выставка.

Викторина.

9

« Я и все,все,все».

Учебное занятие.

. Постановка проблемной задачи.

Занятие-конкурс

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Открытки, карточки, иллюстрации.

Семейные фото учащихся.

Музыкальный центр

Выставка.

Педагоги-ческая диагностика

                                   Дидактический материал

 

1. Репродукции.

2. Пособия по изобразительному искусству.

3. Видео материал.

4. Справочная литература

5. Учебная литература.

6. Художественная литература.

 

Технические средства обучения (ТСО)

      1.  Компьютер.

      2. Музыкальный центр.

Учебно – материальная база

 

Для занятий по изобразительному искусству необходимо иметь:

1. Помещение с хорошим освещением.

2. Рабочие столы и стулья.

3. Учебную доску;

4. Художественные материалы: карандаши, краски, мелки, кисти,  резинки;

5. Бумагу различного формата и качества.

6. Материал для декоративно – прикладной работы: ножницы, клей, ткань, бумагу разного качества и цвета, природный материал.

7. Посуду для работы с красками.

8. Рабочий материал.

 

  

Список литературы

для педагога

1).Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

2).Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

3).Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

4). Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

5). Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

6). Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

7). Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

8). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

9). Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

10). Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.

Список литературы

для учащихся

  1.  Альбомы репродукций западноевропейских художников;
  2. Альбомы репродукций русских художников;
  3. Журналы  «Юный художник» . 1984 – 1986г, и 2000 – 2005 годы.
  4. Левин С.Д.   Беседы с юным художником. М.: Советский художник, 1988 год;
  5. Справочники по изобразительному искусству.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе" Капля воды дороже золота"

Охрана и сохранение пресной воды-важная проблема жителей Земли.На уроке окружающего мира мы пытаемся решить главную задачу:какие меры по охране воды нужно предпринимать,чтобы запасы пресной воды не ис...

Контрольное изложение. 3 класс. Солнечная капля.

Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца.  Изложение используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, си...

Больмонт "Капля" Б. Заходер "Что красивее всего?"

3 класс. 4 урок литературного чтения. Программа "Школа 2100"...

Капля Берестов В.Д.

Презентация к уроку по внеклассному чтению....

Исследовательская работа "Капля воды - это жизнь"

Данная работа исследует воду, набранную из водопровода, сравнивается с дистиллированной водой и водой из фильтра. Проведено несколько опытов по определению качества воды и ее экономии....

Схема конспекта занятия "Три капли"

Цель: Создать условия для проведения лабораторного анализа качества водопроводной, кулерной воды и талого снега. Задачи:1.      Закреплять умения и навыки работы с ...

Стихотворение «Капля» Константин Дмитриевич Бальмонт.Презентация

Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) – знаменитый русский поэт,классик литературы Серебряного века. Знаменит также своими переводами со многих языков.Данный урок по литературе для учащихся 3 клас...