Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
статья

Бычихина Ольга Борисовна

Как использовать возможности дополнительного образования в организации внеурочной деятельности класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация внеурочной деятельности

 Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. Попробуем разобраться, что же такое внеурочная деятельность (слайд 1 и 2).Внеурочная деятельность -это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта

 В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности ( слайд 3)

 – учебный процесс;

– система дополнительного образования;

– набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности;

 – воспитательная работа классного руководителя;

 – организация работы группы продленного дня;

– индивидуальная работа с учащимися.

Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Таким образом, внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по разным направлениям развития личности: (слайд)

  • - художественно-эстетическое (изобразительное творчество, прикладное творчество и др.);
  • научно-познавательное 
  • военно-патриотическое  (краеведение в начальной  школе) 
  • спортивно-оздоровительное    
  • общественно-полезная деятельность
  •  проектная деятельность 

на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока. Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в ОУ. (слайд) Эти программы дают возможность учителям использовать все виды внеурочной деятельности. (слайд)

  Остановимся на максимальном объеме внеурочной деятельности 10 часов в неделю. Можно реализовывать всего одну программу  в количестве 340 ч в год, а можно несколько программ, но часов будет меньше. Чем меньше программ, тем более сложные задачи они позволяют решать. Программа внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет (например, с 1 по 4 класс), что позволит решать еще более сложные образовательные задачи. Большинство программ для начальной школы рассчитаны на 4 года. С учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 1-4 классов и составляющих ФГОС можно выделить  ряд возможных подходов к организации внеурочной деятельности в начальной школе (слайд)

Подход 1. Организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся.

Подход 2. Организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника начальной школы.

Подход 3. Достижение личностных результатов.

Подход 4. Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации детей.

Трудно отдать предпочтение какому-то одному подходу, т.к. всё важно.  Поэтому мой вариант внеурочной деятельности выглядит так: краеведение, проектная деятельность, информатика, интеллектуальная деятельность (слайд). Данные направления были продиктованы необходимостью дополнить пробелы учебного плана, интересами детей и моими предпочтениями.

Так, например, сейчас в программах начальной школы нет предмета «Информатика», осталось только несколько часов в программе по технологии. Их явно не хватает для приобретения навыков владения компьютером, работы с информацией. В течение 3-х лет я со своими детьми освоила самые необходимые программы: Word , Power Point, Paint  и др. Теперь на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, изо я могу слышать не просто ответы детей, а ответы в сопровождении презентаций, которые они сами делают. У нас в классе есть книги,  вёрстка которых делалась  детьми на компьютере. Кроме того я получила возможность использовать принцип: «Научился сам- научи товарища». На уроках технологии очень мало часов на освоение указанных выше программ, поэтому те ребята, которые освоили программы раньше, на внеурочной деятельности, на основных уроках могут помочь одноклассникам не хуже меня.

Краеведение –это предмет, который тоже незаслуженно убран из программы. Те 1-2 часа, которые может учитель выкроить на уроках окружающего мира, не выходя за рамки учебного плана, вообще не дают детям представления о месте, где они живут. А не использовать потенциал Санкт-Петербурга и Кронштадта –это просто преступление. Поэтому все четыре года я занимаюсь с детьми краеведением. (слайд).Начали мы с прогулок в 1-2 классе, а за прошлый год собрали много информации о достопримечательностях и людях нашего города. И  сейчас продолжаем эту работу, которая в конце увенчается собственным учебником по истории города, который останется у детей и, надеюсь, сослужит им добрую службу.

Интеллектуальное направление я выбрала опять исходя из практических соображений. Не для кого не секрет, что на уроках учитель чаще ориентируется на более слабых учеников, пытаясь до них достучаться, научить прежде всего их. А  как быть с более сильными учениками? Мне всегда было их немного жаль, потому что учителю часто  не до них. Эти дети легко справляются с обычной программой, но не всегда могут  выигрышно выглядеть на конкурсах и олимпиадах, им просто не хватает умений ориентироваться в нестандартных заданиях. Я выбрала программу «Умницы и умники», которая помогает ребятам тренировать внимание, мышление, память. А кроме того мы  вспомнили массу старых настольных интеллектуальных игр, в которые с удовольствием играли на занятиях. (слайд)

Проектная деятельность-новое, но уже хорошо изученное веяние школы. От нас требуют постоянное использование проектной деятельности в учебной деятельности, но это не всегда возможно, и далеко не всегда оправдано. Опыт 30-х годов 20 века показал, что массовое использование проектов не даёт хороших результатов в обучении, но этот способ довольно интересен для детей  и разумное его использование даёт неплохие результаты, а главное интерес к учёбе. За 3 года с ребятами мы сделали несколько проектов, один из них «Летний сад» мы даже представляли в прошлом учебном году на конференции в ДДТ.(слайд) С проектом «Древняя Русь» мы выступали на школьной конференции и произвели очень хорошее впечатление на учителей истории. Теперь наш макет находится в кабинете истории и служит наглядным пособием.(слайд) Поучаствовали мы и  в  сетевом проекте по истории Кронштадта, в котором объединились сразу 3 направления, по которым я работаю: краеведение, информатика, проектная деятельность. Что ещё раз подтвердило оправданность выбранных мною курсов. Празднование нового 2016 года в нашем классе-это тоже проект, который мы начали со 2 четверти этого года. Ребята полностью сами продумали детали праздника, форму проведения, оформление класса, разделили обязанности и во всю начали готовиться к празднику. Что у нас получится-покажет время. Но то, что ребята приобретут новый опыт, это абсолютно точно. Надеюсь, что в средней школе им не надо будет ждать, что кто-то придёт и проведёт им праздник, они будут знать, что всё в их силах.

Кроме того я с удовольствием использую потенциал ДДТ. Вот уже 4-й год ребята занимаются в театральной студии «Маска» и изо-студии «Колорит». А это даёт нам возможность участвовать в фестивалях, конкурсах и выставках, т.е. ребята ведут насыщенную событиями жизнь. (слайд)

Ещё один момент, на котором хотелось бы остановиться - это перегрузка детей. Многие ребята посещают по несколько кружков, секций, студий. Чтобы избежать перегрузки, ребята вместе с родителями  сами выбирают направление, по которому хотят заниматься после уроков, соотнося его с расписанием своих занятий в кружках, секциях. У нас заведены карточки с расписанием занятий каждого ребёнка, где учителю видно, сколько часов в неделю дополнительно занимается ребёнок. Изначально я просила родителей, чтобы дети хотя бы один раз  в неделю оставались на занятия, но закончилось тем, что многие стали приходить на 2-3 занятия. Большинство детей в моём классе не стали изменять однажды выбранному направлению и занимаются по нему уже 4-й год.

   Подводя итог, хотелось бы сказать, что  внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  

     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной).

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

     Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

     Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

     Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....