Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника
учебно-методический материал

Лапенкова Елена Адольфовна

            Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_2014_.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

                              « Урок - первая искорка, зажигающая факел любознательности»
                                                                                                В. А. Сухомлинский

 

            Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

  • перегрузка  учебным материалом;
  • высокие требования к итоговой аттестации учащихся;
  • ограниченные возможности для творчества.

           Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра.   Она помогает снять чувство усталости;  раскрывает способности детей, их индивидуальность; усиливает непроизвольное запоминание.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.

         Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном уроке.

        Можно сказать, что игра выполняет несколько определенных функций:

• формирование  устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

• формирование  психических процессов (внимание, мышление, память);

• формирование общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

•формирование навыков самоконтроля и самооценки;

•формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Организовать и провести игру – задача сложная. Поэтому я для себя выделила следующие условия проведения игры:

•необходимо включение в игру учителя. Я являюсь не только руководителем игры, но и ее участником (незаметно для детей направлять игру в нужное русло);

•наличие определенных знаний и умений;

•выразительное проведение игры. Это обеспечивает интерес игры, желание слушать, участвовать в игре;

•оптимально сочетать занимательность и обучение;

•между мной и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

•наглядность, которую я использую, должна быть простой и емкой.

         На уроках литературного чтения можно проводить игры-драматизации. Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка.

   На уроках русского языка можно провести такие игры.

 Найди пропажу. Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом – рифмой ,затем дают звуковую характеристику.

Написал письмо я зайке,                          На аренду вышли ... игры,

Но забыл приклеить . ..арки.                    Мы от страха все притихли

Землю роет старый к...от,                         В зоопарке живет с...он,

Под землею он живет.                              Словно дом огромен он.

Мама кукле шар... вязала

Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе

Заплетала мама   ....осы.

Замени одну букву другой Вместо одной буквы - любой (первой, второй,третьей) - поставьте другую так,чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр               сом - сам - гам - газ и т.д.

Лесенка Черточки - это слоги. Постройте лесенку из 5 слов.

---

----      -----

----      -------    ---------

------   --------   ---------    --------

------   --------   ----------   -------   ---------

Интересные слова

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-

Какие получатся слова, если вставить эти слоги ? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура)

Музыкальные слова

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

                                         Загадки — шарады

Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька. (Крот)

С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим. (Лыжи, лужи)

Я - важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица. (руль - рубль)

Спрятанные слова

БОЛОТО (лото, болт)

ГАСТРОНОМ (астроном, гном, трон, ром, гром)

Хитрые вопросы.

Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)

Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)

Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).

Антонимы

Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.

 Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня...( прохлада)

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю, поневоле.

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это ...(плач)

Веселая мозаика

Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 3 предложения:

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

Теперь я, поднимите тоже.

Те перья подними, те тоже.

 Те перья под ним и те тоже.

Светофор Цветная диаграмма по безударным гласным в корне слова:

А - красный

О - синий

Е - зеленый

И - желтый

Я - оранжевый.

Например: ск  ... зал, зап.   ..вать, к ...ротенький, т. ..желый, д.  ..лекий, гр.  ..бной, перес.  ..лить, п.  .. ляна.

 Словарные слова

запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян.

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена

                                            Садовод любовался на всходы.

                                   Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал  в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали! Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеяно густо,

ОГОРБУЗ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

 Приставка

На доске записаны слова:

Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики берутся за руку

   Таким образом, включение в урок дидактических игр облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, уже на первых уроках малыш «расправляет» плечи, становится увереннее. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех! Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое, младший школьник сможет быть, прежде всего, социально компетентен, что требуют от него Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

    Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к математике и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным, что поспособствует более высоким результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности младшего школьника.

Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развит...

Родительское собрание-деловая игра Развитие личности младшего школьника

Материалы для родительского собрания в начальной школе...