Проблемное обучение как фактор здоровьесбережения
статья (3 класс)

Вязовкина Людмила Владимировна

В настоящее время возникло особое направление в педагогике»педагогика оздоровления»

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стало приоритетным направлением в моей педагогической деятельности. Я считаю и думаю, что проблемное обучение является здоровьесберегающей технологией.

Проблемное обучение- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями . навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ребенок воспринимает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств ,а ак результат удовлетворения возникших у него потребностей в и знаниях, являясь активным субъектом своего  обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ВЕСЕННЕНСКАЯ СОШ»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЯЗОВКИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

Статья:  «Проблемное обучение как фактор здоровьесбережения»

В настоящее время возникло особое направление в педагогике»педагогика оздоровления»

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стало приоритетным направлением в моей педагогической деятельности. Я считаю и думаю, что проблемное обучение является здоровьесберегающей технологией.

Проблемное обучение- это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями . навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ребенок воспринимает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств ,а ак результат удовлетворения возникших у него потребностей в и знаниях, являясь активным субъектом своего  обучения.

Условиями успешного обучения являются:

  • Проблематизация учебного материала;
  • Активность ребенка ( знания должны усваиваться с аппетитом);
  • Связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующихся действий, вопросов учителя.

В своей деятельности я использую приемы педагогической техники Анатолия Гина.

«Лови ошибку»

Формула №1 Объясняя материал , намеренно допускаю ошибки

Урок русского языка, 2 класс.

У учащихся сложилось не правильное представление, что буквы в, с, о, у и др.в начале слова всегда являются приставкой. Пошли ошибки типа: о-сень,  в-ысокий  ит.п.

Фрагмент урока.

Записываю на доске слово   выделяю приставку  «с»

Дети: «С» - не приставка»

Учитель:»Почему не приставка? такая приставка есть в русском языке, и она стоит в начале слова. Не так ли?»

Дети: «Если это приставка , то должны быть однокоренные слова».

Учитель: «Однокоренное слово-волна. Корень-олн-, приставка- в-« и т.д.

Формула №2 : Ученик получает текст со специально допущенными ошибками- «Пусть поработает учителем».

Урок русского языка, 2 класс.

Раздаю  карточки с текстом, в котором есть ошибки.

Текст. Все лето кочюют  вароны по рощям и лугам. А зимой жывут они около жылища людей. Здесь проще найти пищу. Во дворах вороны ищют себе еду.

Говорю : «Вчера во 2 классе «А» писали диктант. Проверьте , пожалуйста их работы.

«Привлекательная цель»

Формула: перед учащимися ставится простая , понятная и привлекательная для них цель, выполняя которую они волей – неволей они выполняют и то учебное действие, которое планировал для них учитель.

Урок математики, 1 класс

Тема. Сантиметр.

Цель урока. Познакомить с единицей измерения длины - сантиметром.

Для учащихся поставлена другая цель - найти ключ от замка, в котором спрятана Василиса Прекрасная. А ключ этот висит на самой высокой сосне.

Вот она ( картинка с изображением сосен: одни на пригорке, другие – чуть ниже.

-Какая сосна самая высокая?

Дети начинают спорить:

-Вот эта самая высокая!

-Нет- эта!

Как же разрешить спор: вырезать их или прикладывать друг другу нельзя.

Постепенно дети приходят к выводу, что нужна мерка. Дальше идет знакомство с сантиметром.

«Удивляй»

Формула : Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Природоведение

Тема : Вода.

И я сразу заставляю учащихся удивиться.

-Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!

-А разве мы с вами не ходим по воде? (зимой)

И далее с ребятами говорим об удивительных свойствах воды.

«Отсроченная загадка»

Формула № 1: Даю загадку (удивительный факт) отгадка к которой( ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Природоведение

Тема: Комнатные растения»

_Сегодня мы будем говорить об одном растении, которое может жить до 500 лети достигать громадных размеров- до 10м в  высоту и несколько метров в толщину. Причем у некоторых из вас это растение есть дома.

В ходе дальнейшей работе учащиеся узнают, что речь идет о кактусах.

Формула №2.Загадку даю в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Природоведение

В конце урока по теме: «Какие бывают растения» сообщаю:

- На следующем уроке, (тема которого : «Какие бывают животные» ) я расскажу вам о животном которое умеет летать .Как вы думаете, о ком?

Дети называют различных птиц и не угадывают. На следующем уроке я сообщаю им о летающей рыбе, которая может пролететь над водой несколько сотен метров.

Это далеко не все приемы , которые  я использую. Даже подача домашнего задания может быть делом не скучным, если привнести в него некую тайну, загадку (Конечно, не каждый раз).

Успешное обучение в школе является одним из показателей здоровья ребенка. А успех придет тогда, когда учащимся будет интересно. Именно поэтому проблемное обучение является фактором здоровьесбережения.

 

Литература:

  1. Гин А.А. 2Приемы педагогической техники» Пособие для учителя .-М.: «Вита-Пресс»,2002 год
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.- М: «ВАКО»,2004г
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие ._М: Народное образование ,1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Статья "Технология проблемно-диалогического обучения как фактор формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое...

Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....

«Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения» (из опыта работы)

Для реализации системы работы педагога по развитию национальных подвижных игр можно опереться на идею деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Деятельностно-творческий подход позволя...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....