Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" 2019-2020 гг.
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной  деятельности "Математика и конструирование 4 класс" разработана на основе авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волковой, Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 кл.: Учебное пособие / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_klass_matematika_i_konstruirovanie.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

для 4В класса

на 2018 -2019 учебный год

           Составитель

                                                            Жукова Наталья Васильевна

                                                учитель начальных классов

                                                первая квалификационная категория

                                                  педагогический стаж - 17 лет

Рубцовск

2019

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика и конструирование» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

1.        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.         Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.        Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4.        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345

5.        Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №7». Утверждена приказом № 127 от 29.05.2019г.;

6.        Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2019-2020 учебный год. Утвержден приказом № 108 от 27.04.2019 г.;

7.        Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7». Утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.;

8.         Авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волковой, Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 кл.: Учебное пособие / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2016

Цель изучения курса «Математика и конструирование»:

Реализация идеи наиболее полногоиспользования гуманитарного потенциала математики для развития личности и формирования основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
  • формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
  • овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.

В целом, факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формировать способность к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

На курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» в 4 классе по учебному плану отводится 34 часа (1 час в неделю). Авторская программа курса «Математика и конструирование»: рассчитана на 34 часа.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и авторской программой на 34 часа. Согласно учебному календарному графику необходимо35 часов, поэтому добавлен 1 час дополнительно на повторение по теме: «Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм». В авторскую программу изменения не внесены.

Адресность

Программа составлена для учащихся 4 класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «В» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся 4 «В» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.

Планируемые результаты образовательного процесса курса «Математика и

конструирование»

Планируемые результаты

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

• основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;

• уважительное отношение к иному мнению и культуре;

• навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

• умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

• положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

• мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

• интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;

• умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

• уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Учащийся получит возможность для формирования:

• понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

• адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;

• устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:  

• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

• определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

• ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

• находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

• использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

• владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

• владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

• использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

• владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (в том числе с помощью компьютерных средств);

• читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

• использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»: представлять информацию в таблице, на столбчатой диаграмме, как видео- и графические изображения, модели геометрических фигур, готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

• выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;

• устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

• осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;

• составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;

• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

• признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

• принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;

• принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

• обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

• обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.  

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

• описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по указанным данным с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

• измерять длину отрезка;

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

• распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

• вычислять периметр многоугольника;

• находить площадь прямоугольного треугольника;

• находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

Изготавливать модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки.

Изготавливать модели куба с использованием развёрток и каркасной модели из счётных палочек.

Изготавливать по чертежу модели объектов.

Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда, заданный в трёх проекциях

Читать чертёж куба, заданный в трёх проекциях.

Изготавливать по чертежу модели объектов

Проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах.

Находить в окружающей действительности предметы цилиндрической формы.

Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму.

Работать в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции.

Читать и строить столбчатые диаграммы.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

• читать несложные готовые таблицы;

• заполнять несложные готовые таблицы;

• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые», «не»).

Содержание курса

 Геометрическая составляющая

         Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

          Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямо угольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.    

         Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

         Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

        Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

         Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

         Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

        Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

          Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

          Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

          Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Основными методами обучения являются:

  • частично - поисковый;
  • исследовательский;

  • деятельностно - творческий;
  • наблюдения.

Формы организации деятельности обучающихся

Учебный процесс предполагает фронтальную и индивидуальную работу, в группе, паре, самостоятельную, практическую измерительную и чертёжную работу. Формы контроля: практические работы, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие занятия, выставки работ, презентации проектов и т.д.

Технологии:

  • личностно – ориентированное обучение,
  • технология сотрудничества,
  • игровая технология,
  • дифференцированное обучение,
  • технология традиционного обучения,
  • технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

Календарно-тематическое планирование

 по курсу «Математика и конструирование»

4 класс 2019-2020 учебный год

№ п/п

Раздел. Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

Прямоугольный параллелепипед.

04.09

2

Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины.

11.09

3

Развёртка прямоугольного параллелепипеда

18.09

4

Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки

25.09

5

Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда из кусков проволоки.

02.10

6

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба.

09.10

7

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба.

16.10

8

Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек.

23.10

9

Изготовление модели куба  из трёх полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов.

06.11

10

Практическая работа: «Изготовление модели платяного шкафа по приведённому чертежу».

13.11

11

Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трёх проекциях.

20.11

12

Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

27.11

13

Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трёх проекциях.

04.12

14

Соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда.

11.12

15

Соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда.

18.12

16

Чертёж куба в трёх проекциях.

25.12

17

Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба.

15.01

18

Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба.

22.01

19

Практическая работа: «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.

29.01

20

Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии.

05.02

21

Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии.

12.02

22

Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии.

19.02

23

Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии.

26.02

24

Повторение геометрического материала.

04.03

25

Повторение геометрического материала.

11.03

26

Повторение геометрического материала

18.03

27

Повторение геометрического материала.

01.04

28

Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра.

08.04

29

Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра.

15.04

30

Знакомство с шаром и сферой.

22.04

31

Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка».

29.04

32

Изготовление набора «Монгольская игра».

06.05

33

«Оригами» — «Лиса и журавль».

13.05

34

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм

20.05

35

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм

27.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебная литература, рекомендованная для обучающихся.

Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 4 класса четырёхлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2018.

Методические пособия, рекомендованные для организации образовательного процесса

  1. Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 4 класса четырёхлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 кл.: Учебное пособие / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2016

Дидактический материал

Набор картинок с геометрическим материалом

Набор карточек с цифрами и знаками.

Развивающие игры

Приборы и оборудование

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

  1. Магнитная доска.

  1. Персональный компьютер с принтером.
  2. Ксерокс.

  1. Проектор
  2. Наборы счётных палочек.

  1. Демонстрационная оцифрованная линейка.
  2. Демонстрационный чертёжный треугольник.

  1. Демонстрационный циркуль.

Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Цифровые образовательные и Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru9шцйй                                     
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

Лист корректировки рабочей программы

по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

на 2019 – 2020 учебный год

учитель: Жукова Наталья Васильевна

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса 2019- 2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год

Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...

Рабочая программа по английскому языку 2-4 класс 2019-2020 уч.г. автор: Кузовлев

Рабочая программа включает в себя аннотацию, пояснительную записку и календарно-теиатическое планирование....

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....