Формирование регулятивных универсальных учебных действий на дефектологических занятиях
материал

Дубровина Елена Фагильевна

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на дефектологических занятиях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_uch.deystviya11.01.17.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на дефектологических занятиях

Функция  регулятивных  УУД  -  организация  учащимся  своей  учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Примеры упражнений для формирования регулятивных УУД.

Целеполагание.

Цель занятия или урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого(или пропедевтического) класса важно ввести понятие темы, дав доступное детям этого возраста (и уровня развития) определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на занятии». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке».

Пример

«Тема урока математики «Задача. Условие и требование».О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для  организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель занятия, которую ставит перед собой учитель, и цель занятия, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель занятия для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель занятия,  написанную  на  доске  и  объяснить  её  своими  словами.  Не  менее    важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы  цель  занятия  стала принадлежностью каждого, важно  ответить на   вопросы:

«Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:

  • опора на личный жизненный опыт обучающихся;
  • использование занимательного игрового материала;
  • создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
  • выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
  • моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
  • постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное место и просит их подумать, что еще они хотели бы научиться делать, какие темы пройти.

Планирование.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  • составление своего плана решения учебной задачи.

Помогут упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Игра "Планировщики". Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка следует вычеркивать ее или отмечать специальным значком. Это даст ощущение удовлетворенности своей работой, прибавит энтузиазма и энергии.  Вечером подводим итоги и планируем снова.

Контроль.

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

 Контроль, сличение с эталоном- тест «Проверь себя» в конце изучения раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.

Оценка.

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении).

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя  разные знаково-символические средства.

Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Портфолио.

Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец.

Портфель достижений может помочь ученику:

-оценить его успехи;

  • спланировать дальнейшее обучение;
  • показать свои достижения окружающим.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.

Ученикам  дается  небольшое  по  объему  задание  на  только  что  изученную

тему.

После  того,  как  школьники  познакомились  с  работой,  им       предлагается

оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак   «+»,

«-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит  его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует  выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;
  • листы самоконтроля и самооценки;
  • взаимный диктант (метод М.Г.Булановской);
  • звуковая гимнастика (Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение);
  • упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную тему).

Проба на внимание       (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Форма и ситуация оценивания:фронтальный письменный опрос.

Внимание как идеальная, сокращенная, автоматизированная форма контроля ( П.Я. Гальперин). В исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой было показано , что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию и еще не приобрели обобщенного характера.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые),  исправь их  карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для        нахождения        и        исправления        ошибок        не        требуется        знания        правил        ,  но        не обходимы  внимательность  и самоконтроль  текст  содержит 10 ошибок.

Текст 1.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась  ледяная  пустыня.  В  отфет  я  кивал  ему  рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда,  чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Тест 2.

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчивют гнезда на деревьях. На повогодней елке весело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В теграде Раи  хорошие отметки. Нашкольной площадки играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве  стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или  др.

Уровни сформированности внимания:

  • 0-2 – высший уровень внимания,
  • 3-4 – средний уровень внимания,
  • Более  5 –низкий уровень внимания.

Задания повышенного уровня:

  • Выпиши из  текста все слова,  начинающиеся с гласного звука:

Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерева- еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой грипп разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка еще с осени в кладовочке запасла -  в дупле старого дерева.

Методика "Рисование по точкам"

Цель: развитие школьных навыков (умения ориентироваться на заданную систему требований).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш.

Инструкция: методика включает 6 заданий (по три задания на каждом бланке). Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 – неправильная трапеция, в задаче № 3 – ромб, в задаче № 4 – квадрат и в задаче, № 6 – четырех лучевая звезда.

Ребенку предлагают рассмотреть первое задание. Указывая на вершины треугольника-образца, взрослый говорит ему: “Видишь, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова “вершина”, “стороны”, “треугольник” взрослый не произносит). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Ты сам соедини эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Ты их оставь, не соединяй”. После этого ребенку предлагается внимательно рассмотреть точки (кружки) на рисунке. Спросите у него: “Эти точки одинаковые или нет?” Получив правильный ответ “нет”, вы продолжаете: “Правильно, они разные. Тут есть черные точки, белые и точки с крестиком внутри.  Ты должен запомнить одно правило: одинаковые точки соединять между собой  нельзя. Нельзя проводить линию от черной точки к черной, от белой к белой или от точки с крестиком внутри к точке с крестиком внутри. Линию можно проводить только между разными точками. Всё запомнил, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок как здесь (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Когда выполнишь это задание, переходи к следующему. В нем другие точки и другой рисунок, который ты также должен нарисовать, руководствуясь заданным правилом”.

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)

Методика        используется        для        определения        объема        внимания        (по        количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания:

для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:

с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х

е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в

н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к

с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е

в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к

е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в

и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х

н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и

х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником? Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

  • адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни:

  1. – называет только 1 сферу школьной жизни,
  2. – называет 2 сферы,
  3. – называет более 2 сфер.

  • адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика» Уровни:
  1. – называет только успеваемость,
  2. – называет успеваемость + поведение,
  3. – дает характеристику по нескольким сферам

  • адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:

уровни:

  1. – нет ответа,
  2. – называет достижения;
  3. – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.

  1. « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

  1. «Гномы – великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

  1. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»

Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

  1. «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять

«запрещены» движения.

  1. «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

  1. «Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Интеграция учебных предметов как средство формирования регулятивных универсальных учебных действи

йПрактика  многолетней деятельности решения поставленных ФГОС  НОО задач показывает,  что  для успешного их  решения необходим переход-  от обучения, как преподнесения...

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы.

Система заданий, ориентированных на формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые учащиеся выполняют в процессе изучения учебных предметов начальной школы....