Программа курса «Мои первые опыты»
рабочая программа (3 класс)

Исаева Светлана Викторовна

Программа курса «Мои первые опыты» для 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_moi_pervye_opyty_mkou_sosh.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно учебному плану МКОУ СОШ №11  на изучение курса внеурочной деятельности «Мои первые опыты»в 1-4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа курса рассчитана на 135 часов: 1класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

Программа курса «Мои первые опыты» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях, с такими учебными дисциплинами, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, химия, физика, физическая культура, астрономия. В процессе освоения программы у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты изучения курса для обучающихся 1-4 классов:

  • знания о природе важнейших явлений окружающего мира и понимание смысла законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять опыты и эксперименты;
  • умения обрабатывать и фиксировать результаты наблюдений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
  • умения объяснять полученные результаты, обобщать и делать выводы
  • оказывать первую помощь при травмах, связанных с проведением эксперимента
  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных);
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
  • формирование умений устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, происходящими в микромире;

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  учащимися тесной связи  человека с законами природы, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • социальная адаптация детей, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
  • повышение мотивации к обучению;
  • помочь преодолеть ложные страхи, связанные с изучением нового предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет познать окружающий мир.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, а также анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира; постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды для благополучия людей на Земле; знать основные принципы и правила отношения к живой и неживой природе, основы здорового образа жизни; .сформированность познавательных интересов и мотивов; определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.  

регулятивные: самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы и результата.

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть  последствия коллективных решений, освоение разных видов учебной кооперации (работа в паре, в малой группе, в большой группе), освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя), понимать основания для разных заявленных точек зрения, мотивированно и корректно присоединяться к одной из них, аргументировано высказывать собственную точку зрения, корректно критиковать альтернативную, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (энциклопедии, таблицы, модели, схемы.

Уровень результатов работы по программе.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), (первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни(формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия(приобретение опыта самостоятельного социального действия);

  • Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности обучающихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

Портфолио достижений школьника

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

Нас захлестнуло море информации. В современном мире необходимо быстро ориентироваться в потоке информации, уметь думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая, но собственная находка на этом пути дороже томов чужой мудрости. Ученик, ставя простейшие опыты, мастеря несложные игрушки, улыбаясь забавным историям, будет сам, своим умом доходить до понимания основ физики и химии. Он будет учиться наблюдать, анализировать, логически мыслить. И вся школьная премудрость уже не навалиться на него беспорядочной грудой, а легко «разложиться по полочкам».

Возраст обучающихся: 6 – 11 лет.

Срок освоения программы – 4 года.

Количество занятий – 135 часов.

Основная форма проведения занятий – практические работы (опыты и эксперименты). Каждое занятие включает теоретическую часть  и  практическую работу (научные опыты).

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Мои первые опыты»

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает приобретение обучающимися  новых знаний, опыта проведения опытов и экспериментов; результат выражается в понимании детьми наблюдения и исследования, умении работать по инструкции.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, результат проявляется в активном использовании учащимися опытов, экспериментов, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта; проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению;

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Карта преемственности

в развитии общеучебных, дидактических и исследовательских умений

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по развитию универсальных учебных действий у обучающихся предполагается проводить по  результатам итоговых работ по окружающему миру.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • практикумы.

2. Содержание программы

Тема 1. Введение (1 час)

Естественные науки. Методы научного познания. Наблюдение, моделирование эксперимент. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Вещество. Молекула. Атом. Физические и химические явления

Практическая работа:

  1. Лабораторная посуда и оборудование.
  2. Физические и химические явления

Тема 2. Неживая природа (13  часов).

Минералы. Свойства тел. Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Вещества кристаллические и аморфные. Кристаллизация. Полезные ископаемые. Почва. Вода удивительное вещество. Растворы. Чистые вещества и смеси. Горение. Электричество. Некоторые классы неорганических веществ. Классы органических веществ

Практические работы:

  1. Сравнение свойств различных тел (форма, размер, масса).
  2. Сравнение свойств различных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).
  3. Выращивание кристаллов.
  4. Составление моделей органических соединений
  5. Анализ почвы
  6. Анализ минеральной воды
  7. Приготовление расстворов
  8. Разделение смесей
  9. Наблюдение за горящей свечой
  10. Химические свойства кислот, оснований солей
  11. Химические свойства некоторых классов органических соединений

Тема 3.Живая природа (8  часов).

Биохимия. Химические реакции в живых клетках. Ферменты. Биофизика. Физические процессы в живых организмах. Осмос, тургор плазмолиз.Клетка устройство клеток, бактерий животных и растений.. Растения Строение растений. Виды растений флора Калининградской области. Влияние различных факторов на жизнедеятельность растений. Грибы справочник грибника. Вмире животных

Практические работы

  1. Лабораторные опыты с ферментами
  2. Плазмолиз
  3. Приготовление препаратов клеток
  4. Работа с гербарием
  5. Работа с определителем
  6. Влияние различных факторов на рост растений

Тема 4 Человек основы медицинских знаний (6 часов)

Здоровье. Понятие нормы. Антропометрия. Здоровое питание. Витамины и минералы. Диеты и вегетарианство. Психологическое здоровье. Вредные привычки. Несчастные случаи. Виды кровотечений. Обморожения. Ожоги преломы обмороки. Пока едет скорая (инфркт инсульт гипертонический криз)

Практические работы:

  1. Измерение роста веса, составление кривой нормального распределения
  2. Замер показателей силы, пулься, содержания гемоглобина ЖЕЛ, работа с медицинскиммонометром
  3. Расчет потребления и траты каллорий
  4. Определение витамина С
  5. Психологические тренинги
  6. Наложение повязок, жгута, шин

Тема 5. Наша домашняя аптечка (3 часа).

Аптечный иод, чем он отличается от истинногоиода. Значение иода для организма человека. «Марганцовка»

Аспирин, его свойства. Зачем необходимо строго соблюдать сроки хранения лекарств.

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Практические работы:

  1. Приготовление растворов иода и «марганцовки».
  2. Исследование различных видов аспирина на наличие фенола.
  3. Исследование адсорбирующих свойств активированного угля.

Тема 5. Химия в ванной комнате (2 часа).

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Моющая способность мыла. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Шампуни и гели.

Практические работы:

  1. Определение содержания щелочи в различных видах мыла.
  2. Определение рН среды растворов стиральных порошков, шампуней и гелей для душа.

Защита и подготовка проектов (1 часа)

Форма аттестации:

защита индивидуальных и групповых проектов

                    3. Календарно-тематическое планирование

Тема

Практическая работа

Дата

Тема 1. Введение (1 час)

1

Естественные науки. Методы научного познания. Наблюдение, моделирование эксперимент.

Лабораторная посуда и оборудование.

Физические и химические явления

Тема 2. Неживая природа (13  часов).

2

Минералы. Свойства тел.

Сравнение свойств различных тел (форма, размер, масса).

3

Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ.

Сравнение свойств различных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде).

4

Вещества кристаллические и аморфные

Выращивание кристаллов.

5

. Кристаллизация.

Составление моделей органических соединений

6

Полезные ископаемые. Почва.

Анализ почвы

7

Вода удивительное вещество.

Анализ минеральной воды

8

Растворы.

Приготовление расстворов

9

Чистые вещества и смеси.

Разделение смесей

10

Горение. Электричество.

Наблюдение за горящей свечой

11

Некоторые классы неорганических веществ.

Химические свойства кислот, оснований солей

12

Некоторые классы неорганических веществ.

Химические свойства кислот, оснований солей

13

Классы органических веществ

Химические свойства некоторых классов органических соединений

14

Классы органических веществ

Химические свойства некоторых классов органических соединений

Тема 3.Живая природа (8  часов).

15

Биохимия.Ферменты.

Лабораторные опыты с ферментами

16

Химические реакции в живых клетках.

Плазмолиз

17

Биофизика. Физические процессы в живых организмах. Осмос, тургор плазмолиз.Клетка устройство клеток, бактерий животных и растений

Приготовление препаратов клеток

18

Растения. Строение растений.

Работа с гербарием

19

 Виды растений,  флора  Ставропольского края

Работа с определителем

20

Влияние различных факторов на жизнедеятельность растений

Влияние различных факторов на рост растений

21

Грибы справочник грибника.

22

Вмире животных

Тема 4 Человек основы медицинских знаний (6 часов)

23

Здоровье. Понятие нормы.

Измерение роста веса, составление кривой нормального распределения

24

Антропометрия. Здоровое питание. Витамины и минералы.

Замер показателей силы, пулься, содержания гемоглобина ЖЕЛ, работа с медицинскиммонометром

25

Диеты и вегетарианство. Психологическое здоровье.

Расчет потребления и траты каллорий.Психологические тренинги

26

Вредные привычки. Несчастные случаи. Виды кровотечений.

Определение витамина С

27

Обморожения. Ожоги,преломы,  обмороки.

28

Пока едет скорая (инфркт инсульт гипертонический криз)

Наложение повязок, жгута, шин

Тема 5. Наша домашняя аптечка (3 часа).

29

Аптечный иод, чем он отличается от истинногоиода. Значение иода для организма человека. «Марганцовка»

Приготовление растворов иода и «марганцовки».

30

Аспирин, его свойства. Зачем необходимо строго соблюдать сроки хранения лекарств.

Исследование различных видов аспирина на наличие фенола.

31

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Исследование адсорбирующих свойств активированного угля.

Тема 5. Химия в ванной комнате (2 часа).

32

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Моющая способность мыла. Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

Определение содержания щелочи в различных видах мыла.

33

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Шампуни и гели.

Определение рН среды растворов стиральных порошков, шампуней и гелей для душа.

34

Защита и подготовка проектов

Литература для учителя.

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
  2. Акимушкин Е Занимательная биология М: молодая гвардия-1967г
  3. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
  4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
  6. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
  8. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
  9. Звонков А Пока едет скорая // народный доктор - 2014
  10. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
  11. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
  12. Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека - Ростов на Дону Феникс - 2008 г
  13. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Интернет-ресурсы

1. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

2. http://www.alhimik.ru/ - Алхимик - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса « Первый раз, в первый класс»

Программа описывает действия по созданию условий для социально – психологической адаптации  детей в школе, их социально – нравственного развития. Она включает в себя планирование блок-...

Авторская программа курса "Моё первое исследование"

Данная программа разработана для учащихся начальных классов и направлена на решение вопросов приобщения школьников к исследовательской деятельности.Исследовательская работа учащихся позволяет выявить ...

Рабочая программа курса "Математика" в первом классе

Рабочая программа курса "Математика"  в первом классе. Создана на основе концепции "Начальная школа 21 века". Соответствует ФГОС начального общего образования 2009г...

О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.

     В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ» ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СЕРИЮ УРОКОВ

Статья подготовлена на 6 Республиканскую конференцию «Инновационные процессы в образовании», которая проходила на базе научно-методического центра "ZIAT" (г. Астана, Республ...

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...

Программа курса " Моя первая экология"

Программа  курса " Моя первая экология"...