Глоссарий современных терминов по проблеме организации методической работы учителя начальных классов
методическая разработка

Коблик Наталья Романовна

 современные термины 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Анкета – это методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.
  2. Аннотация – краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
  3. Аттестация – оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда; процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности.
  4. Беседа – это такой метод обучения при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся  или, наоборот (что бывает значительно реже), вопросы учащихся и ответы учителя.
  5. График работы – это продолжительность периода, определяющая календарное время, в течение которого работником должна быть отработана норма рабочих часов.
  6. Документация – это совокупность официально признанных документов, составленных по определенной форме и содержащих предусмотренную информацию.
  7. За́вуч – заведующий учебной частью, заместитель директора среднего учебного заведения.
  8. Информационная среда – это совокупность информационных объектов, средств коммуникации, способов получения переработки, использования, создания информации.    
  9. Информационные и коммуникативные технологии    (ИКТ) – это  «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи  распространения информации и оказание услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
  10. Кадровые ресурсы – это объединенные вместе навыки, интеллект и специальные знания работников, которые можно рассматривать как основной актив организации.
  11. Календарно-тематический план (КТП) – это документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебного занятия в соответствии с рабочей программой.
  12. Квалификация – это отражение уровня профессиональной подготовки работника, его готовность к высококачественному труду, в соответствии с нормальными затратами энергии. Более высокий уровень квалификации способен обеспечить и более высокое качество продукции.
  13. Ключевая компетенция – это соответствие личностных особенностей человека общим требованиям и возможностям, предъявляемых окружающей современной сферой жизнедеятельности.
  14. Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области; это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным.
  15. Методическая компетенция – это свободная ориентация учителя в современных концепциях обучения и воспитания, владение в совершенстве разными современными технологиями обучения, варьирование готовыми методиками и внесение в них авторских корректив.
  16. Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно - теоритической и методической  подготовки, а также профессионального мастерства.
  17. Методический день – это одна из форм внутри школьного повышения квалификации педагогических работников, профессионального совершенствования учителя, педагогическая поддержка его творческого становления и развития. Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения кадров
  18. Методический совет –  проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности какой является  повышение профессиональной педагогической культуры каждого учителя в школе.
  19. Методическое обеспечение – основное, структурное подразделение методической службы образовательного   учреждения, осуществление проведение, учебно-экспериментальной  и внеурочной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.
  20. Методическое объединение – является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов.
  21. Мониторинг – контроль с периодическим  слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью в образовании- постоянное  наблюдение  за каким-либо процессом в образовании  с целью выявлению  его составления желаемому результату или первоначальным предположениям.
  22. Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процесса), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
  23. План-сетка –  заполняется на листах, специально подготовленных руководителем школы, в план не следует вносить учительские дела, совещания, не связанные с классным руководством.
  24. Портфолио — это оформленное нужным образом собрание фотографий, проектов, заказов, выполненных специалистом, школьником.
  25. Протокол – это документ, в котором фиксируют ход обсуждения вопросов и принятие решений на собраниях, совещаниях, заседаниях, конференциях.
  26. Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
  27. Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины.
  28. Учебный план – это  нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и курсов, изучаемых в образовательном  учреждении  или на определенной ступени образования, и их объем в часах.
  29. Федеральный  государственный образовательный стандарт  (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты».
  30. Циклограмма – это документ, который регламентирует деятельность старшего воспитателя в строго определенной последовательности и временных границах.

Список литературы

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе .

5. Петерсон Л.Г «Деятельностный метод обучения» - Москва, 2007 г.

 6. Петерсон Л.Г, Ю. В. Агапов «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» - Москва 2009 г. http://festival.1september.ru/articles/527236/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.

В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Проектная работа учителя начальных классов Коченовой И.О. на тему: "Мусор - проблема цивилизации".

Загрязнение окружающей среды - одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растёт объём отходов, в том числе и токсичных. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие из них ...