Тематическое планирование «Занимательная лингвистика» 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Тематическое планирование «Занимательная лингвистика» 4  класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_4klass.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование     (70 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата

Фонетика и орфоэпия      (14 часов)

1-2

Что такое орфоэпия?

2

02.09

06.09

3-4

Что такое фонография или звукозапись?

2

09.09

13.09

5-6

Звуки не буквы!

2

16.09

20.09

7-8

Звучащая строка.

2

23.09

27.09

9-10

Банты и шарфы.

2

30.09

04.10

11-12

«Пигмалион» учит орфоэпии.

2

07.10

11.10

13-14

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

2

14.10

18.10

Лексикология (56 часов)

15-16

Имена вещей.

2

21.10

25.10

17-18

О словарях энциклопедических и лингвистических.

2

28.10

08.11

19-20

В царстве смыслов много дорог.

2

11.11

15.11

21-22

Как и почему появляются новые слова?

2

18.11

22.11

23-24

Многозначность слова.

2

25.11

29.11

25-26

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

02.12

06.12

27-28

Об одном и том же - разными словами.

2

09.12

13.12

29-30

Как возникают названия.

2

16.12

20.12

31-32

Слова – антиподы.

2

23.12

27.12

33-34

Фразеологические обороты.

2

30.12

10.01

35-36

Словари «чужих» слов.

2

13.01

17.01

37-38

Капитан и капуста.

2

20.01

24.01

39-40

«Он весь свободы торжество».

2

27.01

31.01

41-42

Мы говорим его стихами.

2

03.02

10.02

43-44

Слова, придуманные писателями.

2

14.02

17.02

45-46

Слова уходящие и слова – новички.

2

21.02

24.02

47-48

Словарь языка Пушкина.

2

28.02

02.03

49-50

Смуглая Чернавка.

2

06.03

09.03

51-52

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

2

13.03

16.03

53-54

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

2

20.03

23.03

55-56

Какой словарь поможет избежать ошибок?

2

03.04

06.04

57-58

Словарь- грамотей.

2

10.04

13.04

59-60

Научная этимология.

2

17.04

20.04

61-62

Какие бывают имена?

2

24.04

27.04

63-64

Древнерусские имена.

2

04.05

08.05

65-66

Отчество и фамилия.

2

11.05

15.05

67-68

Надо ли останавливаться перед зеброй?

2

18.05

22.05

69-70

Повторение изученного (резервный урок)   …

2

25.05

29.05

Итого : 70 часов  

Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (14 часов)

Тема 1-2. Что такое орфоэпия?(2ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  3-4.Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  5-6.        Звуки не буквы! (2ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  7-8.        Звучащая строка. (2ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  9-10.        Банты и шарфы. (2ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  11-12.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  13-14.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (54 часа)

Тема  15-16.        Имена вещей. (2ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 17-18.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 19-20.        В царстве смыслов много дорог. (2ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 21-22.        Как и почему появляются новые слова? (2ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 23-24.        Многозначность слова. (2ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 25-26.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 27-28.        Об одном и том же- разными словами. (2ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 29-30.        Как возникают названия. (2ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 31-32.        Слова – антиподы. (2ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 33-34.        Фразеологические обороты. (2ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 35-36.        Словари «чужих» слов. (2ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 37-38.        Капитан и капуста. (2ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словаремСравнение значения слов.

Тема 39-40.        «Он весь свободы торжество». (2ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 41-42.        Мы говорим его стихами. (2ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 43-44.  Слова, придуманные писателями. (2ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 45-46Слова  уходящие и слова – новички. (2ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 47-48. Словарь языка Пушкина. (2ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 49-50.  Смуглая Чернавка. (2ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 51-52.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (2ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема53-54.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (2ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 55-56. Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 57-58.          Словарь- грамотей. (2ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 59-60.        Научная этимология. (2ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 61-62.    Какие бывают имена? (2ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 63-64.         Древнерусские имена. (2ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 65-66.         Отчество и фамилия. (2ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 67-68.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (2ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие  принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филилогии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

  1. Литература
  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте
  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  20. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков математики 4класс.

Календарно - тематическое планирование уроков математики 4класс. Расчитано на 170 часов....

Календарно--тематическое планирование по ИЗО 4класс "Планета знаний"

Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Планета знаний" по ФГОСам...

Календарно-тематическое планирование по ИЗО. 4класс

Календарно-тематическое планирование. ИЗО (по Неменскому). 4класс. "Школа России"...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО фгос. 4класс

Вашему вниманию представлено календарно- тематическое планирование для 4 класса ( УМК "Школа России") по следующим предметам :- русский язык ;- литературное чтение ;- математика ;- окружающий мир ;- т...

календарно-тематическое планирование по ОМ 4класс

календарно-тематическое планирование по ОМ 4класс...