Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. "Школа России"
рабочая программа (1 класс)

Фролова Валентина Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4  класса составлена в соответствии:

  • с современной нормативной правовой базой в области образования;
  • учебной программой курса «Окружающий мир…» (авт. Плешаков А.А.), образовательной системы «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_miru_1_klass.docx55.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4  класса составлена в соответствии:

  • с современной нормативной правовой базой в области образования;
  • учебной программой курса «Окружающий мир…» (авт. Плешаков А.А.), образовательной системы «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования, с учетом основных направлений программ.

Рабочая программа по учебному предмету «» составлена на основе авторской  рабочей программы по (УМК «»), разработанной на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Принципиальная особенность курса - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.

Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

        Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника,  решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

        Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Общая характеристика учебного предмета.

        Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

        Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации курса имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации курса имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

В учебном плане Муниципальной бюджетной образовательной организации  средней общеобразовательной школы № 4 на изучение  предмета «Окружающий мир»  выделяется в 1 классе – 66 ч. (2 ч. в неделю).

Результаты освоения предмета «Окружающий мир» выпускником начальной школы.

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основное содержание

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

Введение 

1 ч.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

2

Что и кто?

20 ч.

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

3

Как, откуда и куда?

12 ч.

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

4

Где и когда?

11 ч.

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

5

Почему и зачем?

21 ч

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

6

Заключение

1 ч.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

        Требования к уровню подготовки:

Знать

  • Неживая и живая природа;
  • растения дикорастущие и культурные;
  • животные дикие и домашние;
  • насекомые, рыбы, птицы, звери;
  • правила поведения в природе;
  • правила личной гигиены;
  • правила безопасного поведения на улице, в быту;
  • название нашей страны, её столицы, государственные символы.

Уметь

  • Различать объекты природы и предметы созданные человеком;
  • объекты неживой и живой природы;
  • распознавать изученные растения и животных;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

        Календарно-тематический план по окружающему.

п\п

Дата

Тема

Основное содержание

урока

Планируемые предметные результаты

план

факт

1а б в г д ж

1 а б в г д ж

1

Задавайте вопросы! (1ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

 — оценивать результаты своей работы на уроке.

Раздел «Что и кто?» (15 ч)

2

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

 —отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

 — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

 —работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

4

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

 —узнавать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей

— своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

 — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

 — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии

6

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

 — моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

 — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

— различать гранит, кремень, известняк;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

8

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

 — практическая работа в группе:находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

9

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в класс

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

 — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа- определителя;

 — различать изученные растения;

— работать в паре:использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку; — приводить примеры комнатных растений;

— рассказывать об особенностях любимого растения;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

10

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

 — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа- определителя; — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

 — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать листья по различным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

 — описывать внешний вид листьев какого- либо дерева;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме- нённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа- определителя; — сравнивать ель и сосну;

 — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

13

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

 — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

— описывать рыбу по плану;

 — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

 — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

 — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

16

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

 — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

 — работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

 — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

17

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — характеризовать назначение бытовых предметов;

— находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предме- ты домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

18

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять составные части компьютера; — характеризовать назначение частей компьютера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

— работать в паре: рассказывать (по ри- сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

 — моделировать устройство компьютера;

— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

 — характеризовать опасность бытовых предметов;

 — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

 — моделировать устройство светофора;

 — оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — выдвигать предположения и доказывать их;

 — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

— моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

— Выполнять тестовые задания учебника;

 — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

 — обсуждать выступления учащихся;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Как, откуда и куда?» (10 ч)

22

Как живёт семья?

Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

 — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

 — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

 — интервьюировать членов семьи;

 — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

— составлять экспозицию выставки;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

25

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

 — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море;

 — различать пресную и морскую воду;

— практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

27

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

 — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

29

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

 — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

— оценивать свои достижения на уроке

30

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

— запомнить правила подкормки птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

 — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

32

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

 — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Где и когда?» (8ч)

34

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

 — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

35

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

 — коллективно составлять рассказ о школе и классе;

— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

— оформлять фотовыставку;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

36

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

 — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

37

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы- полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

— работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

 — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

38

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

— приводить примеры животных жарких районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

40

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

 — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

41

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

 — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

 — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

— работатьсо взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

42

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на вело- сипеде

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать старинные и современные велосипеды;

— работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

— запомнить правила безопасной езды на велосипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке .

43

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

— определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

— работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

 — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Почему и зачем?» (17 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

 — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

— использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

46

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

 — моделировать из пластилина форму Луны;

 — рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

— работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси- ровать результаты наблюдений в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать за дождями и ветром;

— работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

— сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

48

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

— обсуждать, почему и как следует беречь уши;

 — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

 — сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

49

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

50

Почему мы любим кошек и собак

? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

— обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

 — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

 — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

51

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

 — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

 — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

— презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

— оформлять фотовыставку;

 — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения  человека. Правила поведения на лугу.

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

— устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

 — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

— объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

— оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

 — формулировать правила поведения в природе;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

54

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; — оценивать правильность своей подготовки ко сну;

 — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

— определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

 — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

 — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

— рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

— запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

— формулировать основные правила гигиены;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журна- лы) — средства массовой информации. Интернет

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать средства связи и средства массовой информации;

— рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

— объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

— работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждать назначение Интернета;

 — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

58

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

— использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

 — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

59

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

— использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

60

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

— рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

61

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

 — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

— работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 — обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

 — обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави- лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

 — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

64

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

— работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку; — моделировать экипировку космонавта;

— участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить в тексте учебника ответы на вопросы;

— приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

— участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника;

 — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся;

 — оценивать свои достижения и достижения других учащихся

        

Перечень литературы

Для учителя:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс:  М., « Просвещение», 2011
  2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс: М., «Просвещение», 2015
  3. Плешаков А.А. Тетрадь «Проверь себя». 1 класс: М., «Вита-Пресс», 2015
  4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 1 класс. – 3-е изд.: М., «Вако», 2014

Для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс:  М., « Просвещение», 2011
  2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс: М., «Просвещение», 2015

Материально-техническое оснащение

  1. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
  2. Персональный компьютер
  3. Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс
  4. Термометр для измерения температуры воздуха
  5. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс
  6. Мультимедиа-проектор
  7. Телевизор
  8. Магнитофон
  9. DVD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...