Конспект "Дымковская игрушка
методическая разработка

Куранда Евгения Юрьевна

Мастер - класс обучающихся 2х классов для 1х. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka_master_klass.docx755.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 15 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Конспект урока изобразительного искусства на тему:

«Дымковская игрушка»

http://www.hiperinfo.ru/_dr/459/12619112.jpg

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Куранда Евгения Юрьевна 

Тема: « Дымковская игрушка»

Тип урока:  Изложение нового материала.

Цели: Организовать совместную деятельность обучающихся второго класса с первоклассниками, где  целью является - знакомство с традициями  росписи  дымковской игрушки. Создать условия для расписывания игрушки, формирование патриотического отношения к культурному наследию нашей родины.

Задачи:

- расписать дымковскую игрушку.

- учить планировать свою работу.

- формировать умения и навыки работы с кистью и красками.

- учить составлять орнаменты.

- формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

Планируемые результаты освоения материала.

Предметные:

- узнать историю дымковской игрушки;

- расписать изделие в соответствии с инструкцией учителя.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

Познавательные УУД:

- выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки;

- создавать узоры по собственному замыслу.

Коммуникативные УУД:

- слушать учителя и выполнять его требования;

- слушать собеседника и вести диалог.

Личностные УУД:

- оценивать свои достижения на уроке;

- проявлять уважительное отношение к народному искусству.

Оборудование:  кисти, краски, непроливайки с водой, заготовки игрушек из солёного теста;  презентация, рисунки дымковской игрушки.

                                                                       

                                                        ХОД УРОКА:

I.  Организация  рабочего места учащихся и мотивация  к учебной деятельности:

Скорей за работу,

Скорей за работу!

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II.  Целеполагание и актуализация знаний обучающихся.

- Ребята, какой зимний праздник с нетерпеньем ждут все  дети? – новый год

- Назовите главные атрибуты нового года ? – ёлка, подарки.

-Расскажите, а чем вы украшаете ёлочку?

- Сегодня мы поведём рассказ об игрушках. Но не об обычных игрушках, а о народных. Издавна славилась наша Родина своими мастерами. Места, где живут  мастера  называются центрами народных промыслов. Их много. Вот об одном из них я вам сейчас расскажу. А ребята мне помогут.

 

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?                                            

 В некотором царстве

В российском нашем государстве,

На  Вятке на реке,

Да в заречной слободе,

Возле града Кирова

Есть селенье Дымково.

В той далекой стороне –

Так рассказывали мне

Там живут мастеровые

Да умелые какие !

Мастерят они игрушки.

А игрушки не простые.

Глиняные. Расписные

- Как вы уже догадались речь пойдет о … ? (Дымковской игрушке.) (Слайд2)

Ученик 1.

Дымковская игрушка – это удивительно красивые творения, (Слайд3)

художественный промысел Дымково,  который сейчас относится к Кирову.  Это очень древний народный промысел, которому уже больше 400 лет.  В начале игрушки изготавливали специально к празднику Свистуньи, который проходил весной. Люди делали красивые и яркие свистульки в виде различных животных. Все они издавали различные звуки: свист, грохот, треск. С помощью их люди отгоняли злых духов, чтобы те не мешали весной работать на полях.

Ученик 2

  Дымковские игрушки лепят только вручную. Сырьем для них является глина красного цвета, смешанная с речным песком. Изготавливали их целыми семьями, передавая навыки из поколения в поколение. (Слайд4 - 5) Глину начинали заготавливать летом. После лепки фигурки обязательно подсушивали около месяца-двух и обжигали в печи. Игрушка после обжига становилась коричневой, поэтому чтобы краски были более яркими, сначала ее белили, а только потом расписывали. Белила получали смешиванием молока и мела. Краску замешивали на яйце, вместо кисточек использовали перья птиц и палочки. Потом всю игрушку еще раз покрывали взбитым яйцом, чтобы она была яркая и блестела. Весь процесс как раз заканчивали к весне. Сейчас для росписи используют современные краски, остальная технология, по сути, не изменилась.

Ученик 3

   В дымковской игрушке всегда присутствуют яркие, насыщенные, (Слайд 6 - 7) контрастные цвета: желтый, зеленый, красный, синий. Иногда их украшали золотом. Первые дымковские игрушки чаще представляли собой отдельные фигурки птиц, домашних животных, людей. Позже стали делать целые композиции. Например, повозка с людьми, печь с хозяевами или всадник на лошади, женщина с детьми.

III    Этап первичного восприятия и усвоения нового материала

- Итак, вот мы и познакомились с историей создания Дымковской игрушки.

- А какую цель поставим себе на уроке ? - Расписывание дымковской игрушки

- Но в Дымковской игрушке очень  много различных видов и форм. И чтобы узнать какую игрушку мы будем учиться раскрашивать, я предлагаю отгадать загадку.

Физкультминутка «Мешок с подарками от деда Мороза» (Слайд 8) C:\Users\HP\Desktop\фото\20181212_101025.jpg

Посмотри в дверную  щёлку — ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (Игрушки)
 

C:\Users\HP\Desktop\фото\IMG-ced312ea3477ba08303a4234fb6c91de-V.jpg

- Сегодня на уроке мы будем  учиться расписывать ёлочную игрушку по принципу росписи  Дымковской  игрушки, чтобы она радовала вас и оберегала от бед. Ведь в старину верили, что такие игрушки защищают и оберегают своих хозяев от бед, сглаза, неудач.

-Давайте рассмотрим фигурки. (Слайд 9)

-Что они вам напоминают?  Какие цвета используют мастера Дымково  и какие необходимо использовать вам, чтобы у вас получилась дымковская игрушка?

-А как расположены узоры на игрушке ? – Симметрично, т. е. – узоры и орнамент должны повторяться!

IV.   Практическая  деятельность .

-Откройте альбомы и потренируйтесь рисовать элементы дымковской росписи.

-А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки.

- Положите игрушку перед собой и расписывайте с каждой стороны.

- Чтобы развернуть игрушку нужным бочком и не испортить уже нанесённый узор, поворачивайте за подставочку.

C:\Users\HP\Desktop\фото\20181212_100237.jpg C:\Users\HP\Desktop\фото\20181212_100241.jpg

- И помните ребята, что форма узора должна состоять из кругов, точек, овалов, которые будут повторяться.

V.  Итог урока. Рефлексия (Слайд 10)

- Что нового узнали на уроке?  Чему  учились?

- Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?

- Почему игрушка называется дымковской?

- Из чего ее  лепят?

- Покажите друг другу, что же у вас получилось?

- Давайте устроим выставку работ,  положим для просушки ваши работы на подоконник и покажем всем, что у нас получилось.

-Понравился ли вам урок?

C:\Users\HP\Desktop\фото\20181212_102818.jpg

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...