ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важная составляющая образовательного процесса. Сегодня инновационной деятельностью охвачены практически все структурные звенья, подсистемы образования, поскольку это признается ведущим условием обновления образования, основой его дальнейшего развития.

Практически все педагоги видят в понятии «инновация» две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [3].

Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие, понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в системе образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

В настоящее время в качестве необходимого условия успешной реализации инновационной деятельности педагога все чаще отмечается умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск. В процессе инновационной деятельности могут  возникнуть различные риски, так как инновационный процесс несет в себе большую долю неопределенности.

В словаре В.И. Даля «риск» рассматривается путем анализа глагола «рисковать». В данной трактовке первое значение термина характеризует активное, сознательное действие человека с надеждой на удачу в условиях неопределенности итога действий.  При этом отмечаются волевые качества личности. Вторая трактовка учитывает неблагополучный исход событий при той же акцентуации внимания на качествах личности – отвага, смелость, решительность, предприимчивость. Эти же компоненты присутствуют в определении риска в словаре русского языка С.И. Ожогова, где слово «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.

По мнению В.А. Абрамчук, риск - образ действий в неясной, неопределенной обстановке (наудачу).  Авторами учебного пособия по рискологии (В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, В.А. Михайлов) под риском понимается система действий по целеполаганию и целеосуществлению с наличием прогнозных оценок по вероятности достижения поставленных и решаемых задач [1].

Понятие риска изначально рассматривалось специалистами экономики, маркетинга и бизнеса. Только в конце XX века появляются исследования риска в социологии, психологии и педагогике. В научной литературе встречаются различные трактовки понятия риск, что свидетельствует о его многозначности.  В словаре-справочнике по социальной работе риск трактуется как «деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели.

Изучению риска в педагогике посвящены работы И.Г. Абрамовой, Э.Р. Хабибуллина, Е.Н. Михацловой, где отмечается, что педагогический риск имеет свою специфику. Первая составляющая педагогического риска определяет меру ответственности педагога в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении конкретного ребенка или группы детей. Вторая – характеризует педагогический риск как деятельность педагога по определению неопределенности в ситуации принятия педагогического решения. Третья – связана с регулированием взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Четвертая – отражает согласованность педагогических действий членов педагогического коллектива в воспитании детей.

Итак, понятие «риск» является междисциплинарным. Выделяют психологический, экологический, социально – психологический, правовой, медико - биологический, экономический и другие аспекты феномена «риск».

Таким образом, риск является достаточно сложным явлением, присущим любой сфере деятельности человека, связанным с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Чаще это действие, связанное с преодолением неопределенности на пути от цели к результату, с возможным неблагоприятным исходом или последствиями. В настоящее время проходит активное изучение проблемы риска. Современная рискология ориентирована на управление рисками, возможность анализа и оценки риска с целью предупреждения, избегания или минимизации риска деятельности субъекта. Поскольку в каждой из наук или сфер деятельности, рассматривается свойственный им риск, единой классификации рисков не существует.

В работах И.Г. Абрамовой по изучению педагогических рисков выделены такие риски: стратегический, физический, риск рассогласования, диспозиционный, технологический, риск несоответствия и бездействия [2]. На основе этих данных Е.Н. Михайловой, при выявлении педагогических рисков в исследовательской деятельности, отмечено, что риски исследовательской деятельности, в целом, совпадают с предложенными И.Г. Абрамовой видами рисков, к ним добавлены методологический и экономический. Анализ современных исследований позволяет сделать вывод о том, что профессиональные риски педагога в инновационной деятельности педагога недостаточно изучены.

Многими исследователями (Е.И. Пискарева, А.В. Балакиреев и др.) выделяются затруднения, с которыми сталкиваются педагоги в процессе осуществления инновационной деятельности, и подчеркивается актуальность разработки профилактических мер, позволяющих предупреждать эти затруднения.

Рассматривая систему рисков, которым могут быть подвержены педагоги в условиях инновационной деятельности, мы рассматриваем педагога как субъекта инновационной деятельности, создающего особое социальное пространство, что в конечном итоге и определяет ход инновационного развития, направление и результат. Инновационная деятельность приобретает смысл тогда, когда эффективность желаемого результата превышает возможный риск по ходу его достижения. Вероятность получения результата осуществления инновационной деятельности, при которой поставленная цель не достигается, называется инновационным риском или риском инновационной деятельности.

При рассмотрении понятия «риск» в различных областях науки видно, что риск – сложное явление, которое ставит перед человеком задачу выбора при принятии решения. Для инновационной деятельности чаще характерны такие риски:

  1. Личностный:
  • риск разногласия между требованиями системы образования и личными интересами, возможностями педагога, недостаточная готовность и мотивация педагогов к инновационной деятельности;
  • риск изменения статуса - перераспределение полномочий и статуса педагогов в коллективе;
  • риск временной потери компетенции – стабильно работающий педагог, «лидер» сталкивается с проблемой потери стабильных успешных результатов, так как новые результаты временно не столь высокие;
  1. Физический: большая загруженность текущими делами, перенапряжение, вызывающий в последствии заболевания или психологические проблемы педагога или детей;
  2. Методологический, вызванный недостаточным уровнем методологической готовности педагога, профессиональной компетентности, общей инновационной культуры педагога;
  3. Технологический, возникающий при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий, при недостаточной подготовленности к использованию новых технологий, при отсутствии опыта инновационной деятельности;
  4. Экономический, связанный с отсутствием дополнительной оплаты, с низкой материально-технической базой;
  5. Риск сопротивления – недостаточный уровень мотивации и доверия к руководителю, консерватизм, нежелание изменений.

Последствия рисков могут проявляется как на личности каждого из участников инновационного процесса, так и на их взаимоотношениях.

Так как педагогическая деятельность часто осуществляется в условиях неопределенности (особенно в процессе общения педагога с учащимися) она тесно связана с риском принятия педагогом неадекватного для данной ситуации решения, а следовательно – с неэффективностью педагогического воздействия.  Всякое неординарное решение педагога связано с риском, поэтому будет оно принято им или нет, зависит от готовности педагога к риску.

Оптимальный уровень готовности к риску является результатом стратегии профессионального развития учителя, предполагающей самосовершенствование и самоизменение педагога. Повышение уровня таких компонентов самосознания, как самоэффективность, самопонимание, самоуважение, самоинтерес, является психологическим условием оптимизации готовности к риску у педагогов [2].

Таким образом, избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанные категории, но как мы видим, они необходимы педагогу для полного профессионального и личностного развития  в современном мире.

Список использованных источников:

  1. Буянов В.П. Рискология (управление рисками): учебное пособие. - Москва: Изд-во Экзамен, 2007.
  2. Ильин Е.П.  Психология риска. -  Санкт-Петербург: Изд–во Питер, 2012.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – Москва: Изд-во Наука, 1997. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся"

в презентации сообщается о цели, задачах, понятии проекта. Обозначены функции педагога для успешной творческой деятельности учащихся.     Предназначена  учителям начальных классов,...

доклад Создание психолого-педагогических условий для проектной деятельности учащихся

Текст доклада раскрывает понятие,цель,задачи проектной деятельности учащихся. Предназначено для учителей начальных классов....

Инновационная деятельность педагога.

Представление опыта работы по теме: «Повышения качества и эффективности научно-исследовательской деятельности в подготовке учащихся к защите проектов»....

Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения

     Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...

Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...

Городской семинар, мастер-класс "Инновационная деятельность педагога как одно из условий победы в конкурсе."

МАСТЕР-КЛАССпроводит учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» г. КогалымаГурина Светлана Николаевна. ЦЕЛЬ: повыси...

Статья: "Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога"

В данной статье я рассуждаю о важности выстраивания грамотных отношений педагога с родителями...