«Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

ООбщество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить.  При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается.  В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели».  А это -  алгоритм шахматной игры!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   образовательное учреждение

дополнительного образования детей  

«Центр дополнительного образования детей»

Инновационный проект  

«Шахматы как средство интеллектуального развития  младших школьников»

                           

Автор проекта:

 педагог дополнительного образования детей

 Акишина Валентина Васильевна

ХМАО-Югра, г.Урай, 2014г.

Содержание проекта

I. Аннотация проекта………………………………………………….

3

II. Содержание проекта……………………………………………….

5

2.1. Концепция проекта…………………………………………………

5

2.2. Цель и задачи проекта………………………………………………

9

2.3.Основные принципы……………………………………

10

2.4. Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации инновационного проекта……………………..

11

2.5. Формы, методы и приёмы по обучению детей игре в шахматы…

12

III. Этапы реализации проекта …………………………………………..    

14

IV. План реализации проекта…………………………………………….

16

4.1. Мониторинг реализации проекта……………………………………...

19

Y. Прогноз возможных негативных последствий и план компенсирующих мероприятий………………………………………

20

Y.YI.   Ожидаемые результаты …………………………………………

21

1YII.  Возможности трансляции результатов…………………………

22

YIII. Система обеспечения реализации проекта……………………

22

8.1. Нормативно-правовые документы………………………………….

22

8.2. Методическая литература……………………………………………

23

8.3. Материально-техническое обеспечение проекта…………………..

24

Список литературы………………………………………………………

25

Приложение

      1. Образовательная  программа  «Юный  шахматист».

      2. Диагностика развития логики и степени сформированности компетенций.  

      3. Трансляция результатов.

     4. Методические разработки.

     5. Публикации.

    6. Копии дипломов.

  1. Аннотация проекта

Наименование

проекта

 «Шахматы как средство интеллектуального развития  младших школьников» (далее проект).

Автор, должность

 Акишина Валентина Васильевна –  педагог дополнительного образования, I категория.

Наименование учреждения

 МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»

Цель, задачи проекта:

 Цель: организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей формированию способности «действовать в уме» и развитию интеллектуальных способностей.  

  Задачи:

  1. Создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников  игре в шахматы; создать материально-техническую базу для проведения занятий.
  2. Организовать внедрение новых, эффективных  технологий обучения младших школьников игре в шахматы.
  3. Разработать модель  взаимодействия  педагогов МБОУ ДОД «ЦДОД» и МБОУ СОШ №5, родителей  учащихся и представителей  городского шахматного клуба  «Темп» по обучению детей игре в шахматы.  

Социальная значимость проекта

  Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих детей.    Шахматная игра дарит ребенку радость творчества, обогащает его духовный мир. Перейдя от взрослых к детям, удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе школы, ибо она учит школьников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть конечный результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память, воспитывает выдержку и уважение к партнеру по игре, учит учиться.

  Социальный эффект от реализации проекта: дети достигнут высокой результативности интеллектуального развития, получат стартовую площадку для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства, возможность участвовать в шахматных турнирах в условиях города.

  Таким образом, обучение детей игре в шахматы обладает существенными возможностями для гармоничного развития личности, более успешной  адаптации в социуме и  образовательной среде.

Адресаты проектной деятельности

 Педагог дополнительного образования, классные руководители и учащиеся начальных классов школы №5 (1- 2 группы по 10 человек на каждой параллели), родители  учащихся (законные представители).

  Планируемое время реализации – 2012-2015г.г.

  В данном проекте приняли  участие:  

 - 40  детей в 2012-2013 учебном  году (1-й год обучения):  

МБОУ СОШ №5: 2 классы – 20 чел., 1кл.- 10 чел.;

 Детсад №21 «Лукоморье»– 10 чел. подготовительной группы;  

- 38 учащихся в 2013-2014учбном году  (2-ой год обучения):

МБОУ СОШ №5: 1 кл. – 8 чел., 2 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел.  

- 38 учащихся в 2014-2015 учебном году  (3-й год обучения):  

МБОУ СОШ №5: 2 кл. – 8 чел., 3 кл. – 9 чел., 3 классы – 21 чел.

Адрес   учреждения

628285  РФ, Тюменская область,  ХМАО-Югра, г. Урай,  ул. Ленина 97. Электронная почта: cdod@edu.ru 

Телефон, факс

Телефон, факс:  8(34676) 2-32-48

II. Содержание проекта

2.1. Концепция проекта

Общество давно мучительно ищет, как научить детей мыслить.  При этом объем информации, которую вводят в стандарты обучения, постоянно увеличивается, а количество часов на изучение уменьшается.  В ситуации цейтнота можно ли говорить о полноценном интеллектуальном развитии, разве что развивается репродуктивное мышление, то есть умение работать по образцу. Существуют различные определения интеллекта. Академик Н.Н.Моисеев утверждал, что «интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели».  А это -  алгоритм шахматной игры!

  Играя в шахматы, ребенок «в уме»  мысленно планирует свои действия, продумывая ходы и их последствия. На каждом этапе шахматной партии происходит оценка позиции, ребенок задумывается, на языке психологов происходящий процесс называется анализом, это важнейший прием интеллектуальной деятельности. Исходя из полученных выводов, юный шахматист составляет план партии и начинает его осуществлять, происходит не что иное, как синтез. Противник вносит коррективы, то есть делает свой не прогнозируемый ход, меняющий все полностью, и приходится вновь анализировать ситуацию, менять свой план, и все это происходит незаметно для наблюдателей, то есть во внутреннем плане. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме.

     Исследования отечественных и зарубежных психологов Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Ж.Пиаже и С.Л.Рубинштейна свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать "в уме". Именно действовать, а не представлять статичную картинку. Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

     Созданная на основе федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» программа “Юный шахматист” (приложение №1), внедрение  которой в  общеобразовательные учреждения лежит в основе проекта, базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных  занятий  связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!  

   Проблема развития данной фундаментальной способности остается одной из самых актуальных в XXI веке. Когда следует начинать ее развитие? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени.    

  Ученые утверждают, что механизм действия в уме формируется в 6-12 лет и именно в этом возрасте «решается, будет ли ребенок умным или нет, от этого зависят его интеллектуальные возможности. Н.Г. Алексеев сделал вывод, что шахматы – практически идеальная модель, чтобы правильно сформировать этот механизм». Педагоги могли бы возразить: уже в первом классе хорошо видно, кто как будет учиться. А вот здесь на помощь могли бы прийти шахматы. Если бы они были в основной сетке, класс был разделен пополам, как для изучения некоторых предметов, то для детей, у которых нет органических поражений, заболеваний, «шахматы являются сильным катализатором. Как доказывает практика, за короткий срок ребенок может догнать и перегнать своих сверстников». С точки зрения развития младших школьников особую важность приобретает не шахматная партия как таковая, а продуманно построенный процесс обучения шахматным основам в формах, доступных для детей. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

 Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство науки, искусства и спорта. Во многих странах шахматы вводятся  в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения, осмысленного письма, самостоятельного решения и составления задач.   

Актуальность

     Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.  С целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” для выработки единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике в Ханты-Мансийске 10 – 13 июня 2013 г.  прошла  международная научно-практическая конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”.   Участники конференции отметили:

  1) «Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ.

   Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, - всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.  Обучение детей игре в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую, физическую, коррекционную.

    Учитывая новые  направления  образовательной политики ХМАО - Югры по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей  учащихся,  был разработан инновационный  проект по теме «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников».

   Новизна: включение в образовательный процесс школы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности дополнительной программы   И.Г.Сухина  «Шахматы - школе» по обучению детей игре в шахматы (с добавлением  1-2 часов на изучение  каждой темы,  применением ИКТ - технологий и интернет – ресурсов «Шахматная планета» и «Шахматный портал Югры»).

2.2. Цель и задачи проекта

 Цель проекта: организация работы по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях  ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме».

   Для выполнения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) создать максимально благоприятные условия, обеспечивающие обучение младших школьников  игре в шахматы:  создать материально-техническую базу для проведения занятий; разработать  дидактический материал;

2) организовать внедрение новых, эффективных  технологий обучения младших школьников игре в шахматы;

3) разработать модель  взаимодействия  педагогов МБОУ ДОД «ЦДОД» и школы №5, родителей учащихся, тренеров шахматного клуба г.Урай по обучению детей игре в шахматы.  

  Гипотеза: предполагается, что за три учебных года учащиеся, охваченные образовательной деятельностью,  достигнут высокой результативности развития интеллектуальных способностей,  овладеют начальными навыками шахматной игры; у детей разовьется интерес к игре в шахматы и к обучению в целом; с помощью внедрения шахматного образования  сформируется способность «действовать в уме», и как следствие – повысится успеваемость,   сформируется умение организовывать свое свободное время.

  Объект исследования:  процесс шахматного образования детей  младшего школьного возраста.

  Предмет исследования: использование новых технологий в шахматном образовании младших школьников.

   Данный проект разработан в рамках внеурочной деятельности ФГОС   НОО. Обучение шахматам проводится в течение трёх лет в группах учащихся начальных классов МБОУ СОШ №5. Время, регламентируемое для проведения обучения детей игре в шахматы, соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистировано в Минюсте России 29.05.2013г. № 28564) и ФГОС НОО (приказ минобрнауки России №655). 

2.3. Основные   принципы:

  • принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
  • принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
  • принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
  • принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

     Проводимые мероприятия по проекту должны подкрепляются научно обоснованными методиками, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, решение задач должно осуществляться в системе и в разнообразных формах, важно учитывать реализацию прав детей на получение помощи и поддержки, гарантию положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

2.4. Модель взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации  инновационного проекта

    Организация сопровождения  учащихся младшего школьного возраста по обучению игре в шахматы строится по следующей  модели:

1. Педагог дополнительного образования: проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению  учащихся начальных классов игре в шахматы. Оснащение  материально – технической базы  учебниками, пособиями и материалами; проведение диагностики сформированности компетенций младших школьников; взаимодействие с родителями  учащихся (проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, родительских собраний и др.). Написание программы и календарно-тематических планов; организация и проведение шахматных турниров; организация участия детей в  конкурсах и научно – практических конференциях, распространение опыта работы на различных уровнях (муниципальном, городском,   региональном, федеральном и международном), в СМИ.

2. Родители  учащихся (законные представители): обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов с педагогами и передачи им общей информации, касающейся проявлений каждого конкретного ребёнка в шахматном образовании.   Проведение работы по определению содержания шахматного образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности с другими членами семьи (бабушки, дедушки и др.).  Оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды, изготовление и приобретение методического и дидактического материала по обучению детей игре в шахматы, поддержка детей на турнирах и др.

3.Педагог-психолог: организация психологического сопровождения  учащихся и родителей; развивающая и коррекционная работа с  учениками. Психологическое консультирование педагогов и родителей, психологическая диагностика развития логики учащихся, психологическое просвещение родителей.

4) Классные руководители: проведение мероприятий, организация психологического тестирования  всего класса с целью сравнительной  диагностики  интеллектуального развития учащихся, не занимающихся шахматами и шахматистов; подготовка с учащимися исследовательских проектов по шахматному образованию при поддержке руководителя проекта, разработка конспектов мероприятий с детьми и родителями. 

5) Социальные партнеры (МБОУ ДОД «ЦДОД», Автономное учреждение ХМАО – Югры «Югорская шахматная академия», школа, представители  шахматного клуба г.Урай, спонсоры  и др.): обсуждение   режима встреч со специалистами социокультурных учреждений города для взаимодействия. Проведение совместных мероприятий.

2.5. Формы, методы  и приёмы по обучению детей игре в шахматы

Основная форма обучения  - игровая.

Основные методы обучения – практический метод, словесный и наглядный.

    Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами.  Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода  изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

   Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения детей игре в шахматы  воспитывать у них привычку к преодолению трудностей. Поэтому строить  занятия следует по дидактическим принципам:  от простого - к сложному, от легкого - к более трудному, от известного - к неизвестному.  Время от времени следует вносить в занятия элементы занимательности, новизны.

     При обучении  школьников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет, и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. При индивидуальном обучении также  используем  фрагменты шахматной доски из картона на 4, 6 и 9 полей, на которых дети играют с педагогом несколькими фигурами и выигрывают, так как заведомо в этих задачках имеют преимущество в расположении и силе. Таким образом постоянно культивируется ситуация успеха и желание детей учиться, играя.

   Фронтальный метод обучения применяется при использовании магнитной доски, интерактивной доски. Особенности  интерактивной доски - ее сенсорные технологии, которые дают возможность работать с доской любым предметом, в том числе и пальцем, без дополнительных специальных устройств. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания.

   Применение компьютерных технологий позволяют разнообразить занятия. Мы используем компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа». Для проведения занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: «Волшебный мешочек»;  ««Запретная фигура »;  «Что общего?»;   «Большая и маленькая», «Репка».  

III. Этапы реализации проекта

   I этап.  Подготовительный (январь  - сентябрь 2012 г.)

   №

Участники

Содержание

1.

 Педагоги, учащиеся и родители

Диагностическая функция:

  • проведение диагностики интеллектуального развития детей   1-х классов   МБОУ СОШ №5   по нормативной карте развития;
  • определение отношения родителей к шахматному образованию детей с помощью проведения  анкетирования «Анкета для родителей»;
  •  анкетирование  учащихся об осведомлённости о шахматной игре и желании обучатся шахматам.

Проектировочная функция:

  • формулировка целей,  задач проекта, выдвижение гипотезы;
  • прогноз ожидаемых положительных результатов и учет возможных негативных проявлений в ходе реализации проекта на фоне обобщения имеющегося опыта работы;
  • определение этапов проекта,  критериев оценки деятельности  и эффективности работы.

Организационная функция:

-  создание материально-технической базы;

  • распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;
  • приобретение и изготовление научно-методического материала для реализации проекта, УМК курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе»;
  • разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями;
  • создание условий, необходимых для осуществления шахматного образования.

II этап. Основной (сентябрь 2012 –   апрель 2015 г.г.)

Участники

Содержание

1.

 Педагоги  и

 учащиеся.

Исполнительская функция

  • организация занятий по обучению младших школьников игре в шахматы;
  • проведение  конкурсов, олимпиад, соревнований, турниров, посвященных шахматной тематике.

2

Работа с  родителями (законными представителями)

  • проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования»;
  • проведение консультаций, мастер-классов по теме проекта;
  • организация дня «Открытых дверей»;
  • проведение совместных для детей и родителей спортивных мероприятий, соревнований, посвященных шахматам.

3.

Взаимодействие с заинтересованы-ми организациями

Участие представителей шахматного клуба г.Урай  и  учащихся других  школ города в совместных мероприятиях для детей и родителей.

III этап. Обобщающий (апрель  -   май 2015г.)

  №

Участники

Содержание

1.

 Педагоги,

учащиеся  и родители

Аналитическая функция

  • проведение мониторинга:   уровень    развития компетентности  по ФГОС НОО  у младших школьников (в конце каждого учебного года реализации проекта);
  • определение положительных результатов деятельности МБОУ ДОД «ЦДОД» в ходе взаимодействия с семьей  учащихся: мониторинг, анализ, выводы;
  • определение перспективы дальнейшей работы «ЦДОД» по внедрению шахматного образования в процесс обучения и воспитания младших школьников;
  •  распространение опыта.

IV. План реализации проекта

I этап.  Подготовительный (январь  - сентябрь 2012г.)

  №

Содержание

Форма отчета

Сроки

1.

Обобщение результативности опыта работы  по методике шахматного образования педагогом ЦДОД

Аналитическая справка

 май 2012г.

2.

Разработка планов взаимодействия с заинтересованными организациями

Планы взаимодействия

  В начале каждого учебного года

   

3.

Создание соответствующих условий в  классе,  необходимых   для осуществления шахматного образования  учащихся

Подготовка помещения, оснащение оборудованием

В течение всего периода

4.

Проведение мониторинга овладения  учащимися программы, внедрение которой планируется  в реализации проекта

Аналитическая справка

 Май 2012г.

5.

Провести анкетирование педагогов и родителей, интервьюирование детей

Справки по итогам мероприятий

 май – сентябрь 2012г.

6.

Организация психологом  диагностики на развитие логики детей

Аналитическая справка

  май 2012г.

7.

Семинар – практикум для  педагогов  и родителей  

Теоретический  

  материал семинара

 Ноябрь 2012г.

II этап. Основной (сентябрь 2012г –  апрель 2015 г.г.)

Содержание

Форма отчета

Сроки

Педагогическая  деятельность

1.

Проведение непосредственно образовательной деятельности по обучению детей игре в шахматы

  Конспекты  занятий  и различных мероприятий

  В течение   всего периода

2.

Выступление на городских, Всероссийских и международных    конференциях по теме проекта

 Доклады конференций

1 раз в год

3.

Проведение консультаций по вопросам шахматного образования для  педагогов и родителей

Конспект консультации

  В течение всего периода

4.

Участие в  конкурсах по шахматной тематике

 Дипломы и сертификаты  

  В течение всего периода

5.

Подготовка и проведение городского семинара по теме  «Внедрение федерального курса «Шахматы – школе» в  образова-тельные учреждения г.Урай»  

Справка по результатам семинара,  публикации в СМИ

   Ноябрь 2013г.

Работа с  учащимися

1.

Организация занятий по обучению  младших школьников игре в шахматы

Планы работы,  

  конспекты занятий

  В течение всего периода

2.

Участие в шахматных мероприятиях через интернет

Фото, видео материалы, публикации

1 раз в год  

3.

Проведение   шахматных соревнований и турниров  

Фото, видео материалы, аналитические справки  

 Два раза в год

Работа с  родителями (законными представителями)

1.

Проведение родительского собрания. Вопрос: «Внедрение шахматного образования»

Протокол родительского собрания

 Май 2012г.,

2.

Проведение консультаций по теме проекта

Материалы консультаций

В течение всего периода

3.

Оформление консультативно-методического уголка  на сайте ЦДОД по вопросам обучения школьников игре в шахматы

 Скриншоты

В течение всего периода

4.

Проведение шахматных мероприятий и  соревнований  с привлечением  родителей  

Планы   меропри-ятий, фото-видео материалы

В течение всего периода

Взаимодействие с заинтересованными организациями

1.

Участие  тренеров шахматного клуба «Темп»    и учеников начальных классов других школ города в совместных мероприятиях  

Фото- видео материалы

  По    

   приглашению

2.

Сотрудничество с городскими и окружными  СМИ  

Статьи  в СМИ

   По возможности

3.

 

Федерация шахмат ХМАО - Югры

  Пополнение материальной –  базы

По возможности

4.

Автономное учреждение ХМАО – Югры «Югорская шахматная академия»

Дипломы и сертификаты,    консультации

По возможности

 4.1. Мониторинг реализации проекта

За оценку эффективности  взяты показатели:

1. Сохранность контингента.

2.  Диагностика развития логики и сформированности компитентности.

3. Личные достижения учащихся.

  Сохранность контингента составляет:

  2012 – 13г. – 95% (выбыло 2 чел.), 2013-14г. – 95%.

  По данным мониторинга освоения  программы I-II годов обучения  составляет высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.

   Достигнута положительная динамика по сформированности   компетентности учащихся:  социально – личностные: 50%,  информационные: 63%, учебно – познавательные: 61%, коммуникативные: 63%, обще – культурные:  61%.  

         Диагностика  развития логики учащихся  проводится в начале реализации проекта и в конце каждого  учебного года психологом школы №5 (приложение №2). Промежуточная и итоговая диагностика сформированности компетентности учащихся осуществляется в конце первого и второго полугодий каждого учебного года по  критериям и показателям, предложенным в реализуемой программе проекта (приложение №3).    

    Результаты мониторинга по первому и второму году обучения доказывает эффективность данной методики.

    Рост всех показателей  имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается высоким качеством показателей участия воспитанников в шахматных турнирах,  различных конкурсах, научно - практических конференциях. Представленные средства обучения способствуют   общему и интеллектуальному развитию детей  при обучении  их игре в шахматы.   

Критерии оценки

сентябрь 2012г.

май 2013г.

сентябрь 2013г.

май 2014г.

Установление причинно-следственных связей и отношений (развитие   логичес-кого мышления)

45%

65%

65%

85%

Умение ориентироваться на плоскости и  в пространстве

55%

75%

75%

90%

Общий балл мышления

50%

75%

75%

85%

Произвольная зрительная память

55%

65%

65%

80%

Волевая регуляция в монотонной деятельности

45%

55%

55%

70%

Мотивация к достижению целей

75%

85%

85%

100%

V. Прогноз возможных негативных последствий и план компенсирующих мероприятий

 Возможные негативные последствия

План компенсирующих мероприятий

    1.

Несформированность уровней психических регуляций, несбалансированность различных функциональных систем бурно проявляющихся при переходе к систематическим формам обучения

Своевременная помощь педагога-психолога

2  2.

Угасание у  педагогов интереса к работе по осуществлению проекта

Курсы, семинары, работа педагогических мастерских и методических объединений, тренинги личностного роста педагогов, стимулирование (моральное и материальное)

    3.

Нескоординированность действий всех участников  процесса

Усиление контролирующей функции за выполнением проекта

VI. Ожидаемые результаты

  Предполагается получение следующих теоретических и практических результатов по реализации проекта:

  1.Пополнение материально-технической базы по шахматному образованию в группе.

  2. С помощью внедрения шахматного образования в течение  трёх лет  у  младших школьников будут улучшены важные компетенции, такие как:

  • уровень произвольности поведения на 32%,
  • развитие логического мышления на 35%,
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
  • развитие коммуникативных навыков  на 30%,
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

3. Игра в шахматы объединит педагогов, воспитанников, родителей и социальных партнёров, будет способствовать укреплению взаимоотношений.

4.Обобщение положительного опыта работы по теме проекта с целью дальнейшего использования и распространения на муниципальном, региональном, федеральном уровне.

VII. Возможности трансляции результатов

  1. Организация и проведение семинаров-практикумов, методических объединений, мастер-классов для педагогов и родителей, презентации новых форм работы по шахматному образованию (на уровне города, округа, федеральном уровне).
  2. Выступление на научно-практических конференциях, семинарах.
  3. Разработка и изготовление  методических и практических материалов для детей и  педагогов.
  4. Освещение в СМИ, на официальных сайтах  МБОУ ДОД «ЦДОД», «шахматном портале Югры» и «Портале образовательной интрасети управления образования г.Урай».
  5.  Публикации по теме проекта на муниципальном, окружном и федеральном уровнях (Приложение №4).

VIII.  Система обеспечения реализации проекта

  1. Нормативно-правовые документы

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-   Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие  ФГОС НОО" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785);

  -  Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 об использовании   возможности   образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта  при  отсутствии  возможности  для  реализации внеурочной  деятельности  образовательным  учреждением  в  рамках  соответствующих  государственных (муниципальных)  заданий,   формируемых   учредителем;  

-    Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 о внеурочной деятельности;

- Общие подходы к организации внеурочной деятельности (пп. 4 введен Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 N 2357);

- Устав МБОУ ДОД «ЦДОД».  

8.2. Методическая литература.

1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» - Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013. – 40 с.  

2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы,  второй год, или  Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 1914.

5. Сухин И. Шахматы, второй год, или  Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

6. Сухин И. Шахматы, второй год, или  Играем и выигрываем.   Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

7. Сухин И. Шахматы,  второй год, тетрадь для  проверочных работ. Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

8. Сухин И. Шахматы,   третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

9. Сухин И. Шахматы,  третий год или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2013.

10. Сухин И. Шахматы,  третий год.   Рабочая тетрадь.  -  Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

  1. Материально-техническое обеспечение проекта
  • Настольные комплекты шахмат.
  • Демонстрационная магнитная доска с магнитными фигурами
  • Интерактивное оборудование (доска, проектор).  
  • Лицензионные диски с играми по обучению детей игре в шахматы: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа», «Шахматное образование»
  • Дидактические игры для детей по обучению шахматам.

Список литературы

1. Материалы Международной научно-практической конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования.  Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.  

2. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2010 г.

3. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая. - М.: Просвещение, 2000, 2001, 2002.

5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

6. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

8. Фесенко Т.К. Необходимость обязательной учебной дисциплины «Шах маты» в начальной общеобразовательной школе. – Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство интеллектуально-творческого развития младших школьников.

Данная работа предназначена для того, чтобы поделиться опытом с педагогами, желающими использовать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность учащихся в качестве средства развития лич...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"

«Среда ПервоЛого как мощное средство интеллектуального и творческого развития младших школьников"...

Учебный диалог как средство интеллектуального развития младших школьников

В статье даётся понятие учебного диалога, его значимости в организации продуктивного урока....

Презентация на тему: "Шахматы во внеурочной деятельности как средство интеллектуального развития"

В своей призентции хотела ещё раз сделать акцент на важности проведения занятий по шахматам в начальной школе, их значимость для уроков математики. И предложила использовать в работе с детьми начальны...

«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»

Аннотация: В  статье   раскрывается   идея  интеграции, её  развивающая  функция  обучения, направленная  на  становление  личности ...

Урок как средство интеллектуального развития младших школьников в аспекте здоровьесберегающих технологий

Работа может представлять интерес для учителей начальной школы. Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Приводятся комплексы спец...