Специальная индивидуальная программа развития 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Воропаева Татьяна Сергеевна

Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СИПР88.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол № 1 от «30» августа  2019 г.

.

Утверждена        

Приказ     от «02» сентября 2019г

Директор школы

_____________Н.И. Кострикина

       

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося 4 класса Марата Д.

 составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

                                                Вариант 2    

Составитель:

учитель Кобозева Т.С.

педагог-психолог Манаенкова М.А.

учитель-логопед Филатова Е.С.

  1. Общие сведения об обучающемся:

ФИО ребёнка: Марат Д.

Возраст ребёнка: 11 лет

Дата рождения: xx.xx.xxxx

Год обучения в ОУ: 4

Класс: 4

Место жительства: хххххххххххххххх,хххххххххххххххххххххх

Мать: Ольга П. хх.хх.хххх г.р., обр. средне-техническое, домохозяйка.

Отец:Руслан Д. хх.хх.хххх г.р., обр. средне-техническое,  безработный.

Мальчик проживает с мамой в частном доме. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама заботливо и доброжелательно относится к сыну, она заинтересована в успешном развитии ребенка.

    Заключение ХХХХХ хххх   хх  хх.хх.хххх г.:

I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.

II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:

- вариант обучения В-2;

- режим обучения – с ограничениями во времени;

- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом (олигофренопедагогом);

- психолого-педагогическое консультирование;

- создание безбарьерной среды, ортопедическая коррекция.

IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2020 году

V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, невролога, офтальмолога.

  1. Общая  характеристика развития обучающегося:

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с последствиями гипоксически-ишемического, травматического поражения ЦНС в сочетании судорожным синдромом и синдромом мышечной гипотонии, имеются проблемы с сердцем и серьезные заболевания глаз (амблиопия высокой степени с органическими изменениями зрительного анализатора).

 Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса,  нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства.  Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

  Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения  или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начал узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с мячом, лентами, погремушкой. Нравится пальчиковая гимнастика.

   Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Ребенок сам  может взять кубик, игрушку, брусок в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со шприца.

  1.  Индивидуальный учебный план:

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

34

Человек

1

31

Искусство

Музыка и движение

2

69

Изобразительная деятельность

1

31

Итого:

5

165

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Коррекционные курсы

Предметно-практические действия

2

66

Альтернативная коммуникация

1

34

Итого

3

100

ВСЕГО

8

265

4.

Содержание образования.

Базовые учебные действия:

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

на говорящего взрослого

на задание

- выполнение инструкций педагога:

«Возьми»

«Посмотри на меня»

«Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

по подражанию

по образцу

по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

  1.  Программы учебных предметов и коррекционных занятий

Предмет  «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе, о частях  суток,

    Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных  представлений,  формирование представлений  о  растительном  и  животном  мире.  Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Части суток», «Строение животного», «Объекты природы».

    В процессе формирования представлений о природе ребенок  получает знания о частях суток (утро,день,вечер,ночь.), о строении животного (голова,туловище,ноги,хвост),об объектах природы, учится устанавливать  общие  закономерности  природных  явлений.  Ребенок знакомится с разнообразием  растительного  и  животного  мира,  получает  представления  о  среде  обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные  приспосабливаются  к  изменяющимся  условиям среды,  ветер  переносит  семена  растений  и  др.  Наблюдая за трудом  взрослых  по  уходу  за домашними  животными  и  растениями,  ребенок  учится  выполнять  доступные  действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление животных.

   

2.Возможные предметные результаты.

Учащийся должен знать:

-овощи;

-ягоды;

-фрукты

-строение цветов;

Учащийся должен уметь:

-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-строить фразы, характеризующие действия учителя и родителя;

-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;

-осуществлять классификацию (сутки,неделя,месяца,явления природы).

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду

1

09.09

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду

1

16.09

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по внешнему виду

1

23.09

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по вкусу

1

30.09

Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по запаху

1

07.10

Знание значения овощей в жизни человека

1

14.10

Различение съедобных и несъедобных частей овоща

1

21.10

Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

1

11.11

Узнавание(различение) ягод (клубника, малина).

1

18.11

Узнавание(различение) ягод (клубника, малина).

1

25.11

Знание строения цветов(корень, стебель, листья, цветок).

1

02.12

Знание строения цветов. Корень.

1

09.12

Знание строения цветов. Стебель.

1

16.12

Знание строения цветов. Листья.

1

23.12

Знание строения цветов. Цветок.

1

13.01

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья).

1

20.01

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц).

1

27.01

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц).

1

03.02

Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка).

1

10.02

Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка).

1

17.02

Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух, утка).

1

02.03

Знание значения домашних животных в жизни человека.

1

16.03

Узнавание (различение) фруктов (апельсин,груша)  по внешнему виду.

1

06.04

Узнавание (различение) фруктов (апельсин,груша) по вкусу.

1

13.04

Узнавание (различение) фруктов (апельсин,груша) по вкусу.

1

20.04

Узнавание (различение) фруктов (апельсин,груша) по вкусу.

1

27.04

Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

1

18.05

Знание значения фруктов в жизни человека.

1

25.05

Предмет «Человек»

1.Пояснительная записка

     Приобщение  ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представлений  о себе. Становление личности ребенка происходит при  условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.  Социальную  природу  «я»  ребенок  начинает  понимать  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Целью  обучения  является  формирование  представления  о  себе  самом  и  ближайшем окружении.  Программа представлена  следующими  разделами:  «Представления  о  себе», «Семья».

     Раздел «Представления о  себе»  включает  следующее  содержание:  представления  о своем  теле,  его  строении,  о  своих  двигательных  возможностях,  правилах  здорового  образа жизни  (режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  гигиена,  занятия  физической  культурой  и профилактика  болезней),  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем  здоровье,  полезных  и вредных привычках, возрастных изменениях.

     Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях  между  ними,  семейных традициях.  Ребенок учится  соблюдать  правила  и  нормы  культуры  поведения  и  общения  в семье.  Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к   окружающим, спокойный  приветливый  тон.  Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

2.Возможные результаты

Учащийся должен знать:

-предметы одежды;

-предметы обуви;

Учащийся должен уметь:

- различать предметы одежды;

-различать предметы обуви;

-сообщать о желании пить и ходить в туалет;

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) предметов одежды свитер, майка.

1

09.09

Узнавание (различение) предметов одежды. Свитер.

1

16.09

Узнавание (различение) предметов одежды. Майка.

1

23.09

Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки.

1

30.09

Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки.

1

07.10

Узнавание (различение) предметов обуви кроссовки, туфли.

1

14.10

Узнавание (различение) предметов обуви кроссовки, туфли.

1

21.10

Расстегивание, застегивание липучки, молнии.

1

11.11

Расстегивание,

застегивание липучки, молнии.

1

18.11

Расстегивание, застегивание липучки, молнии.

1

25.11

Расстегивание, застегивание пуговиц.

1

02.12

Расстегивание, застегивание пуговиц.

1

09.12

Расстегивание, застегивание пуговиц.

1

16.12

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

1

23.12

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

1

13.01

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

1

20.01

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты).

1

27.01

Сообщение о желании пить.

1

03.02

Сообщение о желании пить.

1

10.02

Сообщение о желании пить.

1

17.02

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

02.03

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

16.03

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

06.04

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

13.04

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки).

1

20.04

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки).

1

27.04

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки).

1

18.05

Повторение пройденного.

1

25.05

Предмет «Музыка и движение»

  1. Пояснительная записка

Цель обучения – формирование представлений о музыке, о возможности движений под музыку.

Основными задачами программы являются: формирование представлений о выполнении движений разными частями тела под музыку. Программа представлена следующими разделами: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

В процессе формирования представлений о громких и тихих звуков, издаваемые музыкальными инструментами. Ребенок получает знания о различиях звука. Ребенок знакомится с разнообразием звуков, получает представления о разной насыщенности тона. Внимание ребенка обращается на прослушивания тихого и громкого звучания музыки, ребенку предлагается похлопать в ладоши и др. 

  1. Возможные предметные результаты.

Учащийся должен знать:

-различие быстрой, умеренной, медленной музыки;

-узнавание веселой, грустной музыки;

Учащийся должен уметь:

-повторять и выполнять простые движения под музыку;

-различать тихие и громкие звуки;

-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;

-осуществлять классификацию (тихо, громко, начала, конец).

  1. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Количество

часов

План

Факт

1

Различение быстрой музыки.

1

04.09

2

Различение быстрой музыки.

1

06.09

3

Различение быстрой музыки.

1

11.09

4

Различение быстрой музыки.

1

18.09

5

Различение быстрой музыки.

1

20.09

6

Различение умеренной музыки.

1

25.09

7

Различение умеренной музыки.

1

27.09

8

Различение умеренной музыки.

1

02.10

9

Различение умеренной музыки.

1

04.10

10

Различение умеренной музыки.

1

09.10

11

Различение медленной музыки.

1

11.10

12

Различение медленной музыки.

1

16.10

13

Различение медленной музыки.

1

18.10

14

Различение медленной музыки.

1

23.10

15

Различение медленной музыки.

1

25.10

16

Узнавание (различение) веселой, грустной музыки.

1

06.11

17

Выполнение движений разными частями тела под музыку. «Пружинка»

1

08.11

18

Выполнение движений разными частями тела под музыку. «Пружинка»

1

13.11

19

Выполнение движений разными частями тела под музыку. «Пружинка»

1

15.11

20

Выполнение движений разными частями тела под музыку. «Пружинка»

1

20.11

21

Выполнение движений разными частями тела под музыку. «Пружинка»

1

22.11

22

Начало (окончание) движения под музыку.

1

27.11

23

Движение под музыку. Покачивание с ноги на ногу.

1

29.11

24

Движение под музыку. Покачивание с ноги на ногу.

1

04.12

25

Движение под музыку. Покачивание с ноги на ногу.

1

06.12

26

Движение под музыку. Покачивание с ноги на ногу.

1

11.12

27

Движение под музыку. Покачивание с ноги на ногу.

1

13.12

28

Изменение скорости движения под музыку. Ускорение.

1

18.12

29

Изменение скорости движения под музыку. Ускорение.

1

20.12

30

Изменение скорости движения под музыку. Замедление.

1

25.12

31

Узнавание веселой музыки.

1

15.01

32

Узнавание грустной музыки.

1

17.01

33

Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

1

22.01

34

Соотнесение музыкального образа с

персонажем художественного произведения.

1

24.01

35

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

29.01

36

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

31.01

37

Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. 

1

05.02

38

Различение высоких и низких звуков.

1

07.02

39

Различение высоких и низких звуков.

1

12.02

40

Различение высоких и низких звуков.

1

14.02

41

Узнавание колыбельной песни.

1

19.02

42

Узнавание колыбельной песни.

1

26.02

43

Узнавание марша.

1

28.02

44

Узнавание марша.

1

04.03

45

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка.

1

06.03

46

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка.

1

11.03

47

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка.

1

13.03

48

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка.

1

18.03

49

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка.

1

20.03

50

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка.

1

01.04

51

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

03.04

52

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

08.04

53

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

10.04

54

Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1

15.04

55

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

17.04

56

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

22.04

57

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз.

1

24.04

58

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок.

1

29.04

59

Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок.

1

06.05

60

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

08.05

61

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

13.05

62

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

15.05

63

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

1

20.05

64

Узнавание знакомой песни.

1

22.05

65

Узнавание знакомой песни.

1

27.05

66

Узнавание знакомой песни.

1

29.05

Предмет: « Изобразительная деятельность».

1. Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.

2.Возможные результаты

Учащийся должен знать:

- пластичный материал пластилин;

- приёмы рисования красками.

Учащийся должен уметь:

-  использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);

- формирование умений пользоваться инструментами.

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Содержание

Количество

часов

План

Факт

1

Оставление следа от красок

1

06.09

2

Оставление  следа от красок.

1

20.09

3

Оставление  следа от красок.

1

27.09

4

Оставление  следа от красок.

1

04.10

5

Освоение приемов рисования красками.

1

11.10

6

Освоение приемов рисования красками.

1

18.10

7

Освоение приемов рисования красками.

1

25.10

8

Освоение приемов рисования красками.

1

08.11

9

Освоение приемов рисования красками.

1

15.11

10

Рисование точек.

1

22.11

11

Рисование точек.

1

29.11

12

Рисование точек.

1

06.12

13

Рисование точек.

1

13.12

14

Рисование точек.

1

20.12

15

Рисование точек.

1

17.01

16

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

24.01

17

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

31.01

18

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

07.02

19

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

14.02

20

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

28.02

21

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки.

1

06.03

22

Катание колбаски на доске (в руках)

1

13.03

23

Катание колбаски на доске (в руках)

1

20.03

24

Катание колбаски на доске (в руках)

1

03.04

25

Катание колбаски на доске (в руках)

1

10.04

26

Сгибание колбаски в кольцо

1

17.04

27

Сгибание колбаски в кольцо

1

24.04

28

Сгибание колбаски в кольцо

1

08.05

29

Сгибание колбаски в кольцо

1

15.05

30

Сгибание колбаски в кольцо

1

22.05

31

Повторение пройденного.

1

29.05

Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действия с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

тема

Содержание

Колич.

часов

План

Факт

Сжимание прищепки одной рукой.

1

06.09

Сжимание прищепки одной рукой.

1

09.09

Сжимание прищепки одной рукой.

1

16.09

Сжимание прищепки одной рукой.

1

20.09

Сжимание прищепки одной рукой.

1

23.09

Вынимание предметов из емкости.

1

27.09

Вынимание предметов из емкости.

1

30.09

Вынимание предметов из емкости.

1

04.10

Вынимание предметов из емкости.

1

07.10

Вынимание предметов из емкости.

1

11.10

Складывание предметов в емкость.

1

14.10

Складывание предметов в емкость.

1

18.10

Складывание предметов в емкость.

1

21.10

Складывание предметов в емкость.

1

25.10

Складывание предметов в емкость.

1

08.11

Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками.

1

11.11

Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками.

1

15.11

Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками.

1

18.11

Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками.

1

22.11

Разминание материала (тесто, пластилин) двумя руками.

1

25.11

Размазывание материала руками сверху вниз.

1

29.11

Размазывание материала руками сверху вниз.

1

02.12

Размазывание материала руками сверху вниз.

1

06.12

Размазывание материала руками сверху вниз.

1

09.12

Размазывание материала руками сверху вниз.

1

13.12

Размазывание материала руками слева направо.

1

16.12

Размазывание материала руками слева направо.

1

20.12

Размазывание материала руками слева направо.

1

23.12

Размазывание материала руками слева направо.

1

13.01

Размазывание материала руками слева направо.

1

17.01

Размазывание материала руками по кругу.

1

20.01

Размазывание материала руками по кругу.

1

24.01

Размазывание материала руками по кругу.

1

27.01

Размазывание материала руками по кругу.

1

31.01

Размазывание материала руками по кругу.

1

03.02

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик).

1

07.02

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик).

1

10.02

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик).

1

14.02

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик).

1

17.02

Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик).

1

28.02

     41.

Захватывание предмета (шарики, кубики)

1

02.03

    42.

Захватывание предмета (шарики, кубики)

1

06.03

 43.

Захватывание предмета (шарики, кубики)

1

13.03

 44.

Захватывание предмета (шарики, кубики)

1

16.03

 45.

Захватывание предмета (шарики, кубики)

1

20.03

 46.

Удержание предмета (шарики, кубики)

1

03.04

 47.

Удержание предмета (шарики, кубики)

1

06.04

 48.

Удержание предмета (шарики, кубики)

1

10.04

 49.

Удержание предмета (шарики, кубики)

1

13.04

 50.

Удержание предмета (шарики, кубики)

1

17.04

 51.

Отпускание предмета (шарики, кубики)

1

20.04

 52.

Отпускание предмета (шарики, кубики)

1

24.04

 53.

Отпускание предмета (шарики, кубики)

1

27.04

 54.

Отпускание предмета (шарики, кубики)

1

08.05

 55.

Отпускание предмета (шарики, кубики)

1

15.05

 56.

Сминание материала (салфетки, газета) одной рукой.

1

18.05

 57.

Сминание материала (салфетки, газета) одной рукой.

1

22.05

 58.

Сминание материала (салфетки, газета) одной рукой.

1

25.05

 59.

Сминание материала (салфетки, газета) одной рукой.

1

29.05

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»

Цель:формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Описание возможных результатов обучения:

- освоение доступных средств невербальной коммуникациивзгляд, мимика;

- понимание слов, обозначающих предметы и действия предметов .

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

тема

Содержание

Колич.

часов

План

Факт

Адекватная ответная  реакция на прикосновения человека.

1

04.09

Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека.

1

11.09

Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека.

1

18.09

Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека.

1

25.09

Установление зрительного контакта с собеседником.

1

02.10

Установление зрительного контакта с собеседником.

1

09.10

Установление зрительного контакта с собеседником.

1

16.10

Приветствие собеседника звуком.

1

23.10

Приветствие собеседника звуком.

1

06.11

Приветствие собеседника звуком.

1

13.11

Выражение согласия (несогласия) звуком.

1

20.11

Выражение согласия (несогласия) звуком.

1

27.11

Прощание с собеседником звуком.

1

04.12

Прощание с собеседником звуком.

1

11.12

Понимание простых слов «мама», «папа».

1

18.12

Реагирование на собственное имя.

1

25.12

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

15.01

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

22.01

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

29.01

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

05.02

Дыхательные упражнения с речевым сопровождением.

1

12.02

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние ( громко)

1

19.02

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние ( громко)

1

26.02

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние ( громко)

1

04.03

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние ( громко)

1

11.03

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние ( громко)

1

18.03

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (тихо)

1

01.04

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (тихо)

1

08.04

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (тихо)

1

15.04

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (тихо)

1

22.04

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (тихо)

1

29.04

Понимание слов, обозначающих действия предмета сидеть, стоять.

1

06.05

Понимание слов, обозначающих действия предмета играть, рисовать.

1

13.05

Понимание слов, обозначающих действия предмета играть, рисовать.

1

20.05

Повторение пройденного.

1

27.05

                          4.2. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

  • основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

5.  Условия реализации потребности в уходе и присмотре[1].

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

  Сб

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.

8.  Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о

мероприятии

1.

Повышение

Индивидуальные

осведомленности родителей

консультации

об особенностях развития и

родителей  (раз  в

четверть,

по

специфических

запросу родителей)

образовательных

потребностях ребенка.

2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве

в  разработке  и  реализации

между

родителями

и

СИПР.

образовательной

организацией;

участие родителей

в

разработке

СИПР

в

интересах ребенка;

посещение

родителями

уроков/занятий;

консультирование   родителей

по

вопросам

обучения

в

домашних

условиях;   выбор

единых приемов и подходов;

3.

Организация    регулярного

ведение дневника наблюдений

обмен

информацией

о

(краткие записи);

ребенке, о ходе реализации

информирование

СИПР   и

результатах

ее

электронными средствами;

освоения.

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение

видеозаписей с ребенком;

4.

Организация

участия

Привлечение родителей к

родителей  во

внеурочных

планированию

мероприятий:

мероприятиях.

«Новый  год»,  

«Мы  –  ученики»,

«Первое сентября – день

знаний».

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  (в  т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации  обучающимся);  муляжи  овощей,  фруктов; пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными; различные  календари;  изображения  сезонных  изменений  в  природе;  рабочие  тетради  с различными  объектами  природы  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания  и  другой материал;  обучающие  компьютерные  программы,  способствующие  формированию  у  детей доступных  представлений  о  природе;  аудио-  и  видеоматериалы;  живой  уголок,  аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации  программы  по  предмету  «Человек»  материально-техническое обеспечение  включает:  предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  обучающие  компьютерные  программы, способствующие  формированию  у  детей  доступных  представлений  о  ближайшем социальном  окружении.  По возможности, используются технические  средства:  компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Сенсорное развитие»

1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед  и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.

2. Конструкторы: металлический, пластмассовый.

3. Масла и установка для ароматерапии.

4. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.

5. Наборы для рукоделия, бусины.

6. Природный материал.

7. Предметные и сюжетные картинки.

8. Наборы геометрических фигур.

9. Натуральные фрукты, овощи.

10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

Приложение№1

Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития учащихся.

Тестовые задания.

1. Показать и назвать части своего тела.

2. Определить на ощупь 5 различных материалов: вода, песок, дерево, резина, вата.

3. Воспроизвести ритмический рисунок за педагогом, отстукивая карандашом по парте.

4. Обучающий эксперимент. Ребенку предлагается таблица 8х4 клетки размером 2смх2см каждая. В каждой клетке помещена одна фигура, всего 32 фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и двух размеров – большие и маленькие.

Сначала ребенок рассматривает таблицу, знакомится со всем набором фигур, называет цвет и форму (выборочно по заданию). Затем аналогичные фигуры предъявляются ребенку отдельно, набором, и предлагается произвести классификацию фигур: «разложи на кучки». После выполнения классификации ребенка просят подумать, как еще можно разложить фигуры. Необходимо добиться, чтобы ребенок произвел классификацию фигур по всем трем признакам: по форме, цвету, размеру.

5. Описать представленный рисунок дома (желательно с многочисленными разноцветными деталями).

6. Составить плоскостную конструкцию из различных деталей по образцу, по словесной инструкции.

7. Графический диктант.

8. Составить речевую конструкцию с предлогами под, за; с понятиями «сначала», «потом».

Приложение№ 2

Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные
вещи в развивающие игрушки и дидактические игры

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.

Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Альбом с картинками людей, выполняющих различные действия. На этих картинках люди могут сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия людей (глагольный словарь).

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.

Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

«Пальчиковый» бассейн  пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.

Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка».


[1] Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.) и других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития 3 класс

Данная программа развития разработана для учащегося с РАС по II варианту обучения....

Специальная индивидуальная программа развития 1 подготовительный класс

Программа развития на обучающегося 1 (о) класса специальной коррекционной школы....

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...