внеурочная деятельность
элективный курс

написала программу элективного курса "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_kraevedenie.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Санагинская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                       Предмет: краеведение

                                       Класс: 3

                                       Учитель: Шадараева Хажидма Николаевна

                                       Категория: первая

                                       Стаж: 24

2019-2020 учебный год

Содержание изучаемого курса «Родной край»

1 класс

         Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (66 часов).

2 класс

            Программа второго класса представляет собой курс «Природа родного  края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Санаги является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

    Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)

3 класс

Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории родного края, её людях, литературе, искусстве, спорте родного края. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)

4 класс

Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой. Знакомство с этапами становления родного города, с историческими событиями.

На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю (68 часов)

Планируемые результаты.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Тематическое планирование1 класс (66 часов)

Тема

Кол-во часов

Я и моя семья

20

Мой родной край.

3

Будем знакомы!

2

Любимые занятия.

3

Моя семья.

2

Семейные традиции.

10

Наша школа

7

6.

Наша школа.

1

7.

Правила поведения в школе.

1

8.

Знакомство со школой.

2

9.

Школьные поручения.

1

10.

Школьная дружба.

2

Родное село

12

11.

Родное село

1

12.

Улица, на которой я живу.

1

13.

Правила безопасного поведения на улице.

1

14.

Виды транспорта.

1

15.

Правила поведения в общественном транспорте.

1

16.

Достопримечательности.

2

17.

Труд людей моей местности.

5

Будем жить в ладу с природой

27

18.

Будем жить в ладу с природой.

4

19.

Красота природы родного края.

4

20.

Животные и растения вокруг нас.

4

21.

Забота о братьях наших меньших.

4

22.

Красная книга Бурятии

4

23.

Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

7

2 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Земля отцов – моя земля

2

1.

Родина моя. Гимн, герб, флаг РФ

1

   2.

Флаг, герб родного района.

1

Природа родного края

24

4.

Времена года

1

5.

Дары природы

1

6.

Формы поверхности земли.

1

7.

Водоёмы.

2

8.

Растения моей местности.

8

9.

Лекарственные растения.

2

10

Ядовитые растения.

2

11

Животный мир моей местности.

4

12

Красная книга

2

13

Любить и беречь!

1

Труд и быт жителей села

22

14

Труженики родного края.

2

15

Профессии моих земляков.

3

16

Загадки нашего края.

2

17

Народные и современные  праздники и обряды

4

18

Национальные  праздники.

2

19

Ремёсла

4

20

Быт

2

21

Традиции моей семьи

3

Населённые пункты

20

22

Родное село.

4

23

Встреча весны.

1

24

Улицы моего населённого пункта.

4

25

Населённые пункты Закаменского района

4

26

Улан–Удэ- наш любимый город

5

27

Мирное небо над Родиной.

2

3 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Культурное наследие села

24

1.

Фольклор – духовное богатство народа.

3

2.

Наш край в устном народном творчестве.

3

3.

Народные таланты нашего края.

3

4.

Песенное творчество нашего края.

3

5.

Писатели и другие деятели культуры и нашем крае.

3

Художники нашего края.

3

Развитие спорта в нашем районе.

3

Великая Отечественная война в творчестве наших земляков.

3

Без прошлого нет настоящего

10

10

Лента времени.

1

11

Древние города.

1

12

История на карте.

1

13

Основание нашего села

2

14

С верою в сердце.

1

15

История Санаги

1

16

Добрые соседи.

1

17

Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

2

Родословная

34

18

Твоя родословная.

5

19

Из истории санагинских  фамилий

4

20

Загадочный мир названий.

3

21

При солнышке – тепло, при матери – добро.

2

22

Кто ленится, тот не ценится.

2

23

 Умельцы села

6

24

Народные обычаи и традиции.

6

25

Фольклор.

4

26

Проектная работа.

2

4 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Культура села

22

1.

Образование в нашем селе.

3

2.

Памятники. Памятные знаки

2

3.

Реки и их история.

4

4.

Дацан.

4

5.

Жизнь и быт села.

7

6.

Экскурсия в краеведческий музей

4

Земля отцов – моя земля

22

7.

История в архитектуре.

2

8.

Вещи рассказывают о прошлом.

2

9

Народные ремёсла.

4

10

Одежда жителей села

2

11

Письменные источники.

2

12

Как изучают историю села.

4

13

Обычаи и праздники народов, живущих в нашем крае.

2

15

Устная история родного края.

1

16

Символика нашей Родины.

1

     17

Земля отцов – моя земля (проектная работа).

2

Жизнь дана на добрые дела

24

18

Знаменитые люди села.

8

19

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

8

20

Труженики полей.

3

21

Животноводы совхоза

3

22

Ты – наследник земли отцов.

1

23

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....