Методическая разработка: Сценарий учебного занятия "Тренинг творческого самочувствия "Приключение"
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка "Тренинг творческого самочувствия "Приключение" представляет собой сценарий учебного занятия в системе дополнительного образования по курсу программы "Актёрское мастерство". Тренинг содержит упражнения, направленные на психофизическое раскрепощение, мышечное тонизирование (данные упражнения содержат здоровьесберегающие элементы); комплекс упражнений для развития внимания, воображения и фантазии, чувства веры, действенного мышления и контактности. Игровая форма сценария непосредственно вовлекает учащихся в действие на сцене; развитие сюжета с неожиданными поворотными моментами требуют от учащихся мгновенного реагирования и импровизированного действия. Методическая разработка предлагает игровой, театральный способ "пробуждения" творческого организма учащихся, закрепления сценических умений и навыков. Сценарий  тренинга будет уместен не только на театральных занятиях, но и в других сценических объединениях в качестве отдельного занятия либо как часть подготовки к репетиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._stsenariy_uchebnogo_zanyatiya.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 351
с углублённым изучение иностранных языков
Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

"Сценарий учебного занятия"

"Тренинг творческого самочувствия "Приключение"

Засыпкина Анжела Анатольевна,

педагог дополнительного образования.

2019 г.

Информационная карта

1. Автор - Засыпкина Анжела Анатольевна, педагог дополнительного образования;

2. Категория - отсутствует;

3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актёрское     мастерство";

4. Раздел программы - "Тренинг творческого самочувствия";

5. Возраст учащихся - 10-14 лет;

6. Год обучения – первый;

7. Форма обучения - групповая;

8. Форма проведения занятия – беседа, тренинг, игра;

9. Основные виды деятельности – игровая, познавательная, художественное творчество.

Пояснительная записка

Система дополнительного образования создаёт условия для реализации образовательных программ и дополнительных образовательных услуг "в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства" (ст.26 Закона "Об образовании"). Данная методическая разработка направлена:

- на активизацию личности ребёнка к познанию и творчеству путём игры;

- на укрепление психофизики ребёнка благодаря синтетическому характеру содержания разработки.

Регулярное использование детьми компьютерных и цифровых технологий способствует развитию клипового мышления, что, в свою очередь, нарушает развитие логического мышления и мешает целостному восприятию окружающего мира, события и т.д. Поэтому подобная методическая разработка актуальна в системе дополнительного образования:  во-первых, сценарий предполагает воспитание последовательной мыслительной цепочки (увидеть - оценка (реакция) – действие); во-вторых, предложенные упражнения предполагают одновременное протекание разных психофизических процессов (что сокращает фрагментарность восприятия окружающего мира). Игровая форма обеспечивает мотивированную включённость ребёнка, а неожиданность поворотных моментов в сюжете "игры" обостряет интерес и непосредственно вовлекает в действие.

Цель методической разработки "Тренинг творческого самочувствия "Приключение"  -  активизация психофизики учащегося для творчества.

Задачи:

Обучающие:
- обучить основным упражнениям творческой настройки организма;

- сформировать понимание понятия “творческое самочувствие”.

Развивающие:

- активизация внимания, воображения и фантазии, эмоциональной памяти;

- развитие остроты восприятия окружающего мира, событий, партнёра по площадке.

Воспитывающие:

- формирование культуры взаимодействия с другим человеком;

-  воспитание сознательного отношения к своему делу.

Сценарий учебного занятия "Тренинг творческого самочувствия "Приключение" может быть использован в качестве синтетического тренинга, позволяющего закрепить умения и навыки учащихся по основным элементам актёрского мастерства: внимание, эмоциональная память, воображение и фантазия, чувство веры и правды, сценическое действие, взаимодействие; также - во время репетиционного периода, в качестве психофизического разогрева. Последнее применение уместно не только в театральном объединении, но и в хореографическом, музыкально-театральном и в других сценических объединениях.

Материально-техническое оборудование

Занятие проводится в просторном проветриваемом помещении, с безопасным половым покрытием. Используются следующие технические средства: музыкальный центр или магнитофон.

Структура занятия

Этапы занятия

Содержание этапа

  1. Организационный

Цели:

- организация и мотивация к учебной и творческой деятельности;

- создание благоприятного психологического настроя на работу;

- концентрация внимания на объектах занятия;

- создание контакта: педагог -  учащиеся.

Организация начала занятия: приглашение учащихся на площадку. Активизация внимания через упражнение "Мы в пространстве" и проведение экспресс-разминки для кистей рук. Создание психологического настроя для творчества: проведение упражнения "Вот я!". Наблюдение за выполнением упражнений: оценка творческого настроя и готовности к восприятию темы занятия.

  1. Установочный

Цели:

-  определить для учащихся тему и цель занятия;

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Объявление темы занятия. Беседа с учащимися.

  1. Подготовительный

Цели:

- снятие лишнего напряжения с мышц лица и тела;

- физический разогрев организма, тонизирование мышечной системы;

- эмоциональное раскрепощение;

- концентрация внимания на объектах занятия, активизация воображения.

Подготовка психофизики учащихся к восприятию тренинга: физический разогрев и эмоциональное раскрепощение (упражнения:  “Электрический ток”, "Абсолютное расслабление", "Полёт", "Цветотерапия", "Магнитофон").

4. Основной

Цели:

- активизация внимания, воображения и фантазии, памяти физических ощущений, чувства веры в обстоятельства, взаимодействия;

- эмоциональное возбуждение;

- стимулирование действенного мышления;

- воспитание пластической выразительности.

Проведение игрового тренинга “Приключение”. Наблюдение за выполнением: оценка включённости в обстоятельства, подлинности ощущений, органичности действий.

5. Итоговый

Цели:

- закрепить полученный творческий опыт;

- развивать умение самостоятельно использовать актёрские навыки;

- активизировать взаимодействие учащихся на сцене.

Проведение упражнения "Передача воображаемого предмета" как смотр отдельных миниэтюдов. Оценка качества и уровня полученного творческого опыта.

6. Рефлексия

Цели:

- обучать умению анализировать пережитый опыт;

- развивать умение грамотно формулировать мысли и ощущения;

- воспитывать самостоятельность и индивидуальность мышления.

Беседа с учащимися, обсуждение "Приключения".

Сценарный ход "Тренинга творческого самочувствия "Приключение"

Педагог: Добрый день! Пожалуйста, выйдите на сценическую площадку. Произвольно двигаемся по площадке, стараясь не сталкиваться друг с другом, заполняя пустое сценическое пространство (чтобы не было "лысин"), вписываемся в декорации. Увеличиваем скорость перемещения. Теперь, пожалуйста, самая медленная - черепашья. Теперь - суперскорость. Снова - черепашья. Умеренная. Не забывайте о пространстве, идите туда, где никого нет. Постепенно расположитесь, пожалуйста, в шахматном порядке. Растираем ладошки друг о друга, почувствуйте тепло; теперь плавные движения кистей рук, будто моем их; теперь расположите кисти перед собой и представьте, что это веера. Складываем один веер: каждый пальчик, начиная с мизинца, опускается; движения плавные, перетекающие. Теперь так же – другой веер. Стряхнули кисти; что вы чувствуете?

Учащиеся делятся ощущениями.

Педагог: Запомните это ощущение расслабления мышц после работы, чтобы вы могли самостоятельно почувствовать - свободны ли мышцы или напряжены. Теперь - сценическая поза артиста: прямая осанка, правая нога слегка впереди, плечи свободны; ощутите уверенность позы, почувствуйте ваше настроение на данный момент и попробуйте выразить его через фразу “Вот я!”; если “просится”, добавьте жест, смените позу.

Учащиеся выполняют упражнение “Вот я!”.

Педагог: Поприветствуем друг друга аплодисментами. Пусть это будет началом нашего маленького спектакля, в котором мы сегодня поучаствуем. Называется он “Приключение”. Какие картинки предстают перед глазами, когда вы слышите это слово?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Педагог: Театр – это волшебство, которое создаёт артист: он видит невидимое, и благодаря ему “невидимое” становится явным для зрителя. Поэтому постарайтесь видеть, слышать, чувствовать здесь и сейчас то, что будет предлагать вам Рассказчик, сегодня это я. Итак, отправляемся на поиски приключений!

Музыкальный сигнал.

Педагог: Представьте, что выгуляете по поляне; рассмотрите пейзаж, услышьте звуки вокруг, ощутите запахи.

Учащиеся произвольно перемещаются по площадке, выполняя задание.

Педагог: Следите за тем, чтобы поляна была заполнена, старайтесь не сталкиваться. Постепенно найдите на поляне уютное для себя пространство, где есть свободная территория и где вы не будете мешать другим. Стряхните с себя лишнее напряжение: сначала руки, присоединяется корпус, затем ноги, всё тело участвует.

Учащиеся выполняют упражнение “Электрический ток”.

Педагог: Абсолютное расслабление. Ощутите, как расслабляются мышцы. Почувствуйте себя пушинкой.

Учащиеся опускаются на пол, расслабляются.

Педагог: Увидьте, пожалуйста, перед глазами синий цвет, зелёный, насыщенный коричневый, ярко-оранжевый, голубой, чёрный, серебристый, нежно-розовый, фиолетовый, салатовый, малиновый, белый, жёлтый.

Учащиеся выполняют упражнение "Цветотерапия".

Послушайте звуки вокруг на поляне, представьте, кто или что их может издавать; попробуйте воспроизвести их.

Учащиеся выполняют упражнение “Магнитофон”.

Педагог: Вновь ощутите своё тело, руки, ноги, корпус, мышцы; медленно поднимайтесь.  Продолжая гулять по поляне, организуйтесь в диагональ; по очереди - разбег, прыжок вверх с распростёртыми руками и звуком "А!", аккуратное приземление; следующий начинает разбег, когда пространство будет свободно. Попробуйте почувствовать ощущение полёта, высвободиться от всего лишнего: напряжения, проблем и забот.

Учащиеся выполняют упражнение “Полёт”.

Педагог: Прекрасно! Продолжаем гулять, и постепенно вы зашли в лес. Рассмотрите свой лес. Деревья, кусты, пни, поросшие мхом, паутина на ветвях – нафантазируйте свой, может быть, необычный лес.

Учащиеся выполняют упражнение “Воображение”.

Педагог: Почувствуйте его запахи: запах болота и сырости, запах гари, запах хвои, запах земляники.

Учащиеся выполняют упражнение “Цветочный магазин”.

Педагог: Услышьте карканье вороны, звук хруста веток, завыванье ветра, шум кроны деревьев, писк комара.

Учащиеся выполняют упражнение “Магнитофон”.

Педагог: Идёте дальше, темнеет. Слышите звуки? Что это может быть?

Включается фонограмма звуков. Учащиеся выполняют упражнение “Кинолента видений”, произвольно реагируют на воображаемое.

Педагог: Становится холодно. Очень холодно. Пар изо рта. Дрожь пробирает всё тело. Холодно и страшно до слёз.

Учащиеся тренируют память физического самочувствия.

Педагог: Слышите музыку? Что это? Откуда она раздаётся?

Включается фонограмма звуков.

Педагог: Растворитесь в ней, пусть она ведёт вас.

Учащиеся выполняют "Пластическую импровизацию под музыку".

Педагог: Звуки привели вас к костру. Почувствуйте запах дыма и жареного мяса. Согрейтесь у костра.

Учащиеся выполняют упражнение "Память физических ощущений" и "Память физических действий".

Педагог: И снова звучит музыка!

Звучит музыка в динамичном весёлом ритме.

Педагог: Поддайтесь ей. Можно прыгать, скакать.

Учащиеся выполняют "Пластическую импровизацию под музыку".

Педагог: Вы увидели у костра мясо!

Учащиеся тренируют "память физических ощущений" и "память физических действий".

Педагог: Наконец вы сыты. Музыка не смолкает. Можно плясать, вокруг костра, образуя круг. Постарайтесь усилить танцем и движениями пламя костра, затем так же движениями потушите костёр.

Учащиеся выполняют "Пластическую импровизацию под музыку".

Педагог: Плавно опуститесь на землю в полукруге, займите удобное положение, посмотрите на партнёра рядом. Найдите интересный предмет, который хотите передать партнёру рядом, придумайте, зачем этот предмет можно передать. Если выбрали, начинаем передавать по очереди, начиная слева направо. Зрители в полукруге внимательно наблюдают и стараются понять, какой предмет передаётся.

Учащиеся выполняют упражнение “Передача воображаемого предмета”.
Звучит музыкальный сигнал.

Педагог: Спектакль под названием "Приключение" завершился. Давайте обсудим: что понравилось? Где было трудно, неудобно, неловко на площадке? Были ли моменты, когда забывали о том, что идёт занятие? Если да, то о чём это говорит?

Учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают, дискутируют.

Педагог: Пусть этот опыт, радость на сцене, ошибки - всё это поможет нам в репетициях и в работе над спектаклем. Спасибо!

Список используемой литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М., Искусство, 2002.

3. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. Моска, Искусство, 1986.

4. Грачёва Л. В. Актёрский тренинг: теория и практика. СПб, Речь, 2003.

5. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.

6. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1989.

http://domtvorchestva-tar.edusite.ru/p33aa1.html

http://www.openclass.ru/node/504283

https://newtonew.com/school/drama-education-in-russia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела учебной программы

методическая разработка раздела программы включает текстовый документ и презентацию...

Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"

     Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....

Методическая разработка: Сценарий творческого выступления "Вредные советы или Как не надо вести себя на дорогах".

Методическая разработка выступления на районном конкурсе "Друзья дороги"  включает в себя:1. Пояснительную записку2. Сценарий выступления3. Фонограммы к выступлению4. Изображения всех н...

Методическая разработка «Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

В любом возрасте ребенку трудно выделить предпочтительный интерес к какому-либо одному виду искусства. Необходимо дать ему возможность попробовать свои силы в работе с различными изобразительными...

Методическая разработка сценария Учебно-познавательной программы «Я шагаю по улице»

Беседа о правилах дорожного движения. Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у обучающихся знаний правила дорожного движения. Через музыку и стихи дети  больше закр...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...