Речь и альтернативная коммуникация
рабочая программа (2 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Речь и альтернативная коммуникация. Рабочая программа для обучающихся с умственной  отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю»                                                                                                                         «Согласовано»

Директор школы:.                                         Зам. директора по УВР: ___________    

Приказ №___ от       ______________                                                                          Протокол __   от _____________

Тверская область

Селижаровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

               Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по предмету

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

(2 класс)

                                                   

                                                Составитель: Смирнова Н.В.

2019

                    Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание предмета «Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

В учебном плане курс представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 102часа в год.

Планируемые результаты:

Минимальный уровень:

Личностные результаты: 

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности
  • Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
  • Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.
  • Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально)

Предметные результаты:

  • Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).
  • Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
  • Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • . Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Достаточный уровень:

Личностные результаты: 

  • Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
  • Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).

Предметные результаты:

  • Понимание простых предложений.
  • Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
  • Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
  • Понимание существительных: объекты, явления .
  • Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
  • Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
  • Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться, просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость, здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.
  • Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить, закрашивать, штриховать.

Содержание рабочей программы:

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности учеников. Особенностью данной программы является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.

Содержание предмета.

Коммуникация

Реагирование

1. реагирование на присутствие одного или нескольких людей.

2. реагирование на контакт со взрослым.

Установление контакта

1. установление зрительного контакта

2. реагирование на собственное имя

3. использование мимики адекватной ситуации

4. привлечение к себе внимания различными средствами • мимика и жесты • пиктограмма • слово

5. ответ ребенком на приветствие собеседника при помощи • мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.)

• пиктограмм • слов (привет, здравствуй, доброе утро и т.п.)

6. использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы» при выражении просьбы)

Поддержание контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. выражение своих желаний при помощи • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

3. выражение просьбы о помощи с использованием • мимики и жестов • пиктограмм • слова • коротких предложений

4. выражение согласия или несогласия, используя : жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да, нет) • пиктограммы ( слова, да, нет)

5. выражение благодарности • жест (кивок головой) • пиктограмма • слово «спасибо» • короткое предложение

Завершение контакта

1. поддержание зрительного контакта

2. прощание с собеседником, используя • мимику и жесты ( пока, до свидания)

• соответствующую пиктограмму • слова (пока, до свидания)

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.

2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса

3. Понимание существительных: объекты, явления

4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)

Экспрессивная речь.

1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)

3. Употребление своего имени

4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса

5.Употребление в речи существительных

6. Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки.

1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

2. Рисование вертикальных линий разной длины.

3. Рисование горизонтальных линий.

4. Закрашивание контурных изображений предметов

5. Обведение по трафарету простых предметов

Тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

3 часа в неделю

Тема урока

Кол-во часов

1

Знакомство

1

2

Моё имя. Введение пиктограмм.

1

3

Понимание речевых сигналов.

1

4

Моя семья. Члены семьи. Мама и папа. Введение пиктограмм.

2

5

Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.

2

6

Моя семья. Члены семьи. Брат,сестра

2

7

Пиктограммы.

3

8

Подготовка руки к письму.

2

9

Развитие слухового внимания.

2

10

Школьные принадлежности.

2

11

Слушание сказок.

3

12

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

2

13

Повторение и закрепление изученного

2

Итого 1 четверть

25

Тема урока

Кол-во часов

1

Повторение пройденного в 1 четверти

1

2

Использование мимики

4

3

Мимика плюс жесты

3

4

Пиктограммы-фотографии

4

5

Ответ на приветствие

2

6

Использование согласованных движений рук ,глаз и тела при общении

3

7

Поддержание контакта

3

8

Просьба о помощи

2

9

Графомоторные навыки

1

Итого 2 четверть

23

Тема урока

Кол-во часов

1

Повторение пройденного за 1 полугодие

2

2

Выражение согласия или несогласия

1

3

Графо моторные навыки

2

4

Выражение благодарности

3

5

Завершение контакта

2

6

Прощание с собеседником

3

7

Импрессивная речь. Понимание простых слов.

4

8

Понимание существительных-имена членов семьи

3

9

Понимание существительных -имена педагогов

3

10

Понимание существительных – имена учащихся класса

3

11

Повторение пройденного за 3 четверть

3

Итого 3 четверть

29

Тема урока

Кол-во часов

1

Повторение и закрепление ранее изученного

1

2

Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления)

4

3

Понимание простых предложений

3

4

Графомоторные навыки

2

5

Подготовка руки к письму

3

6

Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний.

2

7

Экспрессивная речь. Употребление простых слов.

3

8

Экспрессивная речь. Имя

2

9

Экспрессивная речь. Употребление имен членов семьи, педагогов,одноклаников

2

10

Обобщение и повторение изученного

3

Итого 4 четверть

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об...

"Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

Развитие речи на уроках "Речь и альтернативная коммуникация"

Речь и альтернативная коммуникацияПояснительная записка        Цель программы – формирование коммуникативных и речевы...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...