Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ
статья
"Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому" - В.А.Караковский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ.
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»
В.А. Караковский.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе атмосферу психологического комфорта, любви и принятия учащихся такими, какие они есть.
Комфорт – заимствованно из анг.языка, что означает «поддержка, укрепление».
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, и их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
- Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), и с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами.
В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.
На занятиях интеллектуальный комфорт достигается:
- сменой видов деятельности;
- достижением желаемого результата;
- поддержкой со стороны педагога;
- верой в собственные возможности.
И о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутренней средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность. Особенное внимание нужно уделить климату в классе.
Климат в классе - многокомпонентная стратегия, включающая психологические характеристики класса и особенности культуры школы. Для обозначения понятия «климат в классе» употребляются следующие термины: среда, пространство класса, психологический климат в классе, обстановка в классе, атмосфера в классе, «экология класса» и другие.
То есть мы имеем дело с самым важным компонентом мотивации обучения. Качество климата в классе предопределяют успеваемость учащихся.
Основной принцип психологического климата в классе - создание благоприятной психологической обстановки, способствующей обучению и развитию.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Поэтому, если мы говорим о комфортных условиях для личностного роста детей с ОВЗ, мы должны обязательно затронуть развивающую предметно-пространственную среду в классе. Т.к. это одно из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Организация развивающей среды в ОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда должна быть обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную двигательную деятельность детей.
В классе необходимо наличие различных пространств для игры, конструированию, а также разнообразных материалов, игрушек и оборудование, обеспечивающих свободный выбор детей.
Игры и пособия должны находиться в свободном доступе, соответствовать нормам безопасности и возрасту ребят.
Комфортные условия обучающегося с ОВЗ определяются также навигацией по школе и классу. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности, с запоминанием объектов, с перемещением по зданию. Наша задача понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться, а потом развить в ребенке самостоятельность.
Для этого необходимо иметь: разметки, указатели (карточки –пиктограммы на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.
Учащиеся в ограниченными возможностями здоровья часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Им всем приходилось сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих.
В результате многие научились не доверять окружению.
Учащимся с ОВЗ сложно следовать социальным нормам и правилам.
Некоторые даже специально ведут себя таким образом, чтобы эти правила нарушать.
Поэтому одним из важных условий для личностного роста детей с ОВЗ является раскрытие творческого потенциала на уроках, особенно на уроках ручного труда.
Очень важно использовать нетрадиционные техники обучения:
- рисование пластилином;
- тестопластика;
- лепка из глины;
- использование в аппликациях круп, семян;
- комбинированные аппликации (с применением войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.
Работа с новыми материалами полезна, т.к. она снимает страх и неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение.
В творческом процессе дети с ОВЗ обретают опыт новых форм деятельности, саморегуляции чувств и поведения.
Дети с ОВЗ, также как и все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. И задача педагогов не растерять, не затормозить рост способностей такого особенного ребенка, а поддержать и развить его индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий
Осветить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины. Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.Дать рекомендации роди...
"Создание комфортных условий в школе"
Выступление на методическом объединении начальных классов...
Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...
Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся" с описанием примен...
«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...
Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский...
Создание условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процесса
Идеей создания любой программы развития является, в конечном счете, повышение качества образования, поэтому говоря о создании условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процес...