Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ
статья

"Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому" - В.А.Караковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ.

«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»

В.А. Караковский.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе атмосферу психологического комфорта, любви и принятия учащихся такими, какие они есть.

Комфорт – заимствованно из анг.языка, что означает «поддержка, укрепление».

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, и их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

  1. Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), и с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами.

В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На занятиях интеллектуальный комфорт достигается:

- сменой видов деятельности;

- достижением желаемого результата;

- поддержкой со стороны педагога;

- верой в собственные возможности.

И о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутренней средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность. Особенное внимание нужно уделить климату в классе.

Климат в классе -  многокомпонентная стратегия, включающая психологические характеристики класса и особенности культуры школы. Для обозначения понятия «климат в классе» употребляются следующие термины: среда, пространство класса, психологический климат в классе, обстановка в классе, атмосфера в классе, «экология класса» и другие.

То есть мы имеем дело с самым важным компонентом мотивации обучения. Качество климата в классе предопределяют успеваемость учащихся.

Основной принцип психологического климата в классе -  создание благоприятной психологической обстановки, способствующей обучению и развитию.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.

Поэтому, если мы говорим о комфортных условиях для личностного роста детей с ОВЗ, мы должны обязательно затронуть развивающую предметно-пространственную среду в классе. Т.к. это одно из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.  Организация развивающей среды в ОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда должна быть обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную двигательную деятельность детей.

В классе необходимо наличие различных пространств для игры, конструированию, а также разнообразных материалов, игрушек и оборудование, обеспечивающих свободный выбор детей.

Игры и пособия должны находиться в свободном доступе, соответствовать нормам безопасности и возрасту ребят.

Комфортные условия обучающегося с ОВЗ определяются также навигацией по школе и классу. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности, с запоминанием объектов, с перемещением по зданию. Наша задача понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться, а потом развить в ребенке самостоятельность.

Для этого необходимо иметь: разметки, указатели (карточки –пиктограммы на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.

Учащиеся в ограниченными возможностями здоровья часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Им всем приходилось сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих.

В результате многие научились не доверять окружению.

Учащимся с ОВЗ сложно следовать социальным нормам и правилам.

Некоторые даже специально ведут себя таким образом, чтобы эти правила нарушать.

Поэтому одним из важных условий для личностного роста детей с ОВЗ является раскрытие творческого потенциала на уроках, особенно на уроках ручного труда.

Очень важно использовать нетрадиционные техники обучения:

- рисование пластилином;

- тестопластика;

- лепка из глины;

- использование в аппликациях круп, семян;

- комбинированные аппликации (с применением войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.

Работа с новыми материалами полезна, т.к. она снимает страх и неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение.

В творческом процессе дети с ОВЗ обретают опыт новых форм деятельности, саморегуляции чувств и поведения.

Дети с ОВЗ, также как и все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. И задача педагогов не растерять, не затормозить рост способностей такого особенного ребенка, а поддержать и развить его индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий

Осветить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины. Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.Дать рекомендации роди...

"Создание комфортных условий в школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов...

Тема: «Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся».

      Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий. Технология творческой деятельности педагога подразумевает нал...

Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.

Презентация на тему "Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприяитных условий личностного роста обучающихся"  с описанием примен...

«Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся» (из опыта работы)

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм...

Создание условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процесса

Идеей создания любой программы развития является, в конечном счете, повышение качества образования, поэтому говоря о создании условий, обеспечивающих личностный рост участников образовательного процес...