Театральные игры и упражнения
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Выступление на сетевом семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry_i_uprazhneniya_vystuplenie_na_seminare.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Театральные игры и упражнения, как один из способов реализации творческого потенциала ребёнка при обучении в школе.

Что такое творческий потенциал?

Творческий потенциал личности проявляется прежде всего в таких особенностях психической организации человека, как внутренняя подвижность, сензитивность (чуткость и тонкость в восприятии мира), высокий уровень энергетики.

Перечисленные качества существенны в любом виде деятельности человека, важны они и в обучении ребенка в школе. От психической активности зависит и открытость миру, и готовность воспринимать новое, и творческая мотивация, и, в конечном счете, способность к обучению.

Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. 

Известно, что в современных условиях развития ребенка более всего страдает как раз концентрация внимания: телевидение и компьютерные игры, которым увлекаются уже малые дети в ущерб играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активности лишь непроизвольного внимания, когда привлекает все яркое, броское, динамичное, “из ряда вон выходящее”. Но при этом совсем не развивается произвольное внимание .Его стимулирует рисование, чтение, игры, когда ребенок сосредотачивается на внутреннем образе воображения и должен перевести словесный образ в яркое, эмоциональное переживаемое видение. Если же он увлечен чтением или игрой, произвольное внимание переходит в постпроизвольное, самое ценное и в творческом процессе.

При современных издержках цивилизации не развивается в должной мере и воображение. Современные дети всё меньше играют и читают, потому что все их свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким детям книги, а заменяют их мультфильмами для просмотра вместо книг. А ведь книга в детстве – мощный источник нравственного развития, потому что через сопереживание образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, то есть на подсознание.

То, что дети не доиграли в раннем детстве, не прошли этот необходимый этап развития, видно невооруженным глазом.

Способность играть – это проявление “комплекса детскости” творческой личность – наивности, открытости новым впечатлениям, импульсивности, непосредственности. Игра способствует раскрепощению личности и развивает то самое постпроизвольное внимание и воображение.

Театральные упражнения и игры (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности. 

Сегодня я хочу предложить вам несколько вариантов упражнений и игр, направленных на развитие и реализацию творческого потенциала ребёнка, которые можно проводить на переменах или после уроков на классных часах.

Разминка

  • «Броуновское движение» (рука, мизинец, локоть, плечо, колено)

«Начинаем свободное движение по комнате (кабинету, рекреации). Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.

Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу тёплыми эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, заинтересованность, приветствие.

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу»

  • «Цепочка» 

«Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжайте движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного невидимого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли?) и продолжаем ходьбу.            

Упражнение заканчивается по хлопку педагога тогда, когда все пары и группы соединились в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз. Встреча за встречей, и вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи. Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза. Поблагодарите своих соседей слева и справа за «сотрудничество»

  • «Меняются местами те, кто…» (для младших школьников)

Все встают (или садятся) в круг. Один водящий стоит в центре и говорит: «Меняются местами те, кто…дальше следует любой признак, от внешности, до качеств личности или жизненного опыта. Например, «меняются местами те, кто плавал в море», или «любит манную кашу», или «у кого есть волосы» и т.д. Те ребята, у кого есть такие признаки меняются местами. Задача ведущего встать на освободившееся место. Тот, кому места не хватило становится ведущим.

Упражнение на снятие физических зажимов.

  • «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняется упражнение, стоя в кругу.

По моей команде: «Огонь!» вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым произвольно.

По команде «Лед!» все застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.

Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение на развитие воображения и фантазии.

  • «Это не карандаш (линейка, палка, мяч, книга, банка…), а…» (пантомима)

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет), учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание.

Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д.

Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Упражнения в парах.

  • «Слово – глагол»

Упражнение для двоих учащийся, которые становятся друг против друга на некотором расстоянии.

* Познакомиться, представиться.

* Первый учащийся, кидая мяч второму, называет любое пришедшее ему на ум слово (имя существительное). Второй ловит мяч и сразу же бросает его обратно, подбирая подходящий по смыслу глагол. Первый ловит и бросает новое существительное и т.д. Этот вариант техники «свободных ассоциаций» чрезвычайно интересен и информативен для последующей работы с проблемами каждого отдельного учащегося. 

  • «Вспомнить все» 

 Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру.

Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание: вспомнить, как зовут вашего партнера (задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание: вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание: ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание: сказать, какая обувь на ногах партнера.

Упражнения на развитие произвольного и не произвольного внимания.

  • «Передача позы»

Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу. Далее, происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу - кто точнее.

Подведение итогов. Обратная связь.

В конце игры или упражнения можно спросить ребят что им понравилось, а что нет? Обратите внимание на то, что надо говорить о себе, давать оценку своим чувствам и действиям. И обязательно сказать спасибо партнёрам по игре.

Игра- это главная деятельность ребёнка, в которой он познаёт мир и себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Использование театральных игр и упражнений на занятиях хореографией младших школьников.

Известно, что игровое начало присуще всем детям, через игру ребёнок адаптируется в социальном мире, игровое творчество применяемое педагогами на уроках помогает маленьким ученикам c наибольш...

театральные игры

театральные игры учат нас общению...

Программа внеурочной деятельности "Театральные игры"

Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Театральные игры и разминочные упражнения

Основная задача руководителя детского театрального коллектива – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Театральные ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театральные игры»

Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образо...