Театральные игры и разминочные упражнения
методическая разработка (2 класс)

Основная задача руководителя детского театрального коллектива – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Театральные игры – одна из форм работы с детским коллективом, которая пломожет решить эту задачу. Предлагается картотека игр для практического применения на зантиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnye_igry_i_razminochnye_uprazhneniya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Склизкова Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования

 Театральные игры и разминочные упражнения

Главная цель детского творчества – создать среду творческого общения, которая помогает каждому раскрыть свои способности. Застенчивые дети смогут развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, обрести настоящих друзей и в итоге приобрести уверенность в себе. А дети гиперактивные, импульсивные в творческой игре выплеснут избыток энергии и агрессии, научатся перенаправлять свои негативные эмоции в позитивное русло. Занимаясь в театральном коллективе, дети не только разовьют художественные способности, но и общечеловеческую, универсальную способность к творчеству в любой области. Основная задача руководителя детского театрального коллектива – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. Театральные игры – одна из форм работы с детским коллективом, которая пломожет решить эту задачу.

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве.

Умения и навыки, которые ребёнок получает во время игры:

  • коллективность в выполнении заданий;
  • управление своим вниманием (к предмету, партнёру);
  • распределение внимания;
  • развитие фантазии;
  • знакомство с собственным телом, умение управлять им;
  • начальная способность фиксировать и осмысливать особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства (музыка, живопись);
  • выявление различных возможностей поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

БЛИНЧИКИ

Дети встают парами. Первый игрок держит руки ладонями вверх, второй поглаживая руки  партнера, говорит слова: «Блинчики, блинчики, жарятся, жарятся… подгорели!» – и на слове подгорели» хлопает его  по ладошкам. Задача первого игрока вовремя убрать ладошки. После этого играющие меняются ролями.

БУСЫ ИЗ СЛОВ

Играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все дети хорошо знают (или песня). Читают, произнося по одному слову по очереди.

Вариант: Стихотворение читают не по одному слову, а по строчке.

ГОЛОСОВОЙ ТЕАТР

Считалкой выбирается водящий и «Отгадай-ка» (который будет стоять  спиной к детям). Остальные игроки стоят в кругу. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается. Этот ребенок должен, изменяя голос, громко позвать Отгадай-ку по имени. Задача Отгадай-ки узнать по голосу, кто позвал. Если отгадывает правильно, то играющий становится на его место.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка) передается из рук в руки по кругу и сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например: передающий называет строительную профессию, а принимающий продолжает называть профессию строителей (каменщик, плотник, маляр) или передающий называет существительные, принимающий - прилагательное (зима – морозная – снежная - сказочная). Если получающий не ответил, палочка меняет адрес» (следующему).

ВСТАТЬ «ПО ПАЛЬЦАМ»

Все сидят. Педагог отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «ЗАМРИ!». Он поворачивается к детям. В группе должно стоять ровно столько ребят, сколько было показано пальцев.

ДВАДЦАТЬ

Дети называют по порядку числа от 1 до 20. Проигравшим считается тот, кто называет 20. Называть числа можно по одному, можно по два, главное, чтобы это был счет по порядку. Например, первый ребенок говорит: «Один», второй «Два», - третий «ТРИ»,и т.д., пока один из игроков вынужден будет назвать число 20». Он считается проигравшим и выходит из игры.

ЖИВЫЕ ВЕСЫ

Выбирается Судья. Остальные дети кладут на голову книгу и  ходят по группе, пытаясь удержать её на голове, не прикасаясь к ней. За всем этим следит Судья. Если у игрока книга падает, он выходит из игры. Победитель становится Судьей. (Ходить 5 минут).

ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Считалкой выбирается ведущий, становится в центр круга, остальные ходят по кругу и произносят слова:

РОВНЫМ КРУГОМ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАТЬ!

ЧТО ВЕДУЩИЙ НАМ ПОКАЖЕТ,

БУДЕМ ДРУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ!

Ведущий показывает разнообразные движения, а дети их выполняют.

И Я

Ведущий рассказывает какую-нибудь историю. Когда при рассказе ведущий делает паузу, дети должны сказать: «И Я», - если эти слова подходят по смыслу фразы. Если кто-то произнес эти слова, когда они не подходят по смыслу, он дает ведущему фант.

Например:

Ведущий                 –    Иду я однажды в магазин

Дети                        -     И я.

  • По дороге встречаю собаку.
  • И я
  • Она лежит на тротуаре (дети молчат)
  • Я обхожу её
  • И я
  • Она громко залаяла (дети молчат)
  • Собака встала и ушла и т.д.

После рассказов разыгрываются фанты.

ЗООПАРК

Дети становятся или садятся в круг. Один из игроков берет в руки шарик и передает его соседу со словами: «Камешек себе возьми, зверя быстро назови». Игрок, взявший камешек, быстро отвечает: «Кошка», - и передает камешек другому и т.д. Важно, чтобы не было повторов.

ВАРИАНТ: названия растений, рыб, птиц, имена.

ЗАМРИ (МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…)

Дети двигаются по кругу сначала медленно, произнося текст: - «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…». К концу текста они бегут и на слова  «Морская фигура замри!» превращаются в статую. Застывшая поза и незаметное дыхание, не подвижный взгляд.

Водящий ходит мимо фигур, выбирает самую смешную или стройную, по договоренности. Его задача рассмешить фигуру или заставить их  пошевелиться.

ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ

Педагог называет существительные, а дети выполняют заранее  установленные движения (на летающей предмет поднимают руки вверх, на нелетающий – опускают вниз). Кто ошибся,

тот  выходит из игры.

Варианты: Само условие «летает – не летает» заменить на:  двигается – не двигается, живое – не живое (движение выбирать другие например: не двигается – есть на карточке, живое – локтями делаем «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ» движения, движется – шевеление ногами и т.д.).

Педагог старается своими движениями запутать детей.

МУДРЫЙ ФИЛИН

Выбирается ведущий и Филин. На столе 8-10 предметов. Филин смотрит в течение 15-20 секунд и запоминает их расположение. Затем ему завязывают глаза и, по указанию ведущего, он должен положить руку на какой-либо предмет, не дотрагиваясь до других.

ПЕРЕДАЙ ХЛОПОК

Один из игроков «посылает» хлопок стоящему рядом (т.е. хлопает, повернувшись к нему), тот «передает» хлопок своему соседу и так далее. Хлопок «катится» по кругу, пока не вернется к первому игроку. Тот может пустить  хлопок в обратном направлении.

ВАРИАНТЫ: передать  рукопожатие правой или левой рукой, передать улыбку, передать «страшилку».

ПТИЧКИ НА ЖЕРДОЧКЕ

Педагог кладет на пол веревку и сообщает, что это жердочка, а дети – птички. Сначала «поет» на жердочке. Одна птичка. Ее слова «Один (одна) пою. Затем присоединяется вторая. Вместе они произносят: «вдвоем поем».  

Когда поющих становится трое, они говорят: «Втроем поем» и т.д.

После того как к «птичкам» присоединится последний игрок, они завершают «пение» словами: «Всполошился целый дом».

ПОЧТА

Выбирается водящий Почтальон. Он подходит к игрокам, которые стоят полукругом и говорят:

  • Динь, динь, динь!
  • Кто там?
  • Почта.
  • Откуда?
  • Из города Саратова.
  • А что там делают?
  • Смеются (поют, летают, плавают, бегают, прыгают, стирают  и т.д.)

Играющие должны быстро изобразить названные действия. Кто запоздал или  изобразил неверно, платит фант. В конце игры фанты разыгрывают.

РАЗВЕДЧИКИ

1 ВАРИАНТ. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же  путем.

2 ВАРИАНТ. Начало игры такое же, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести его туда, откуда вышел разведчик.

В кругу каждый ребенок связывается глазами с кем-то из детей при договоренности, что нельзя пользоваться ни жестами, ни словами – только ловить взгляд так, чтобы «связаться «глаза в глаза».  Тогда возникают пары, которым можно дать дополнительное задание поменяться  местами, одному встать другому сесть, поменяться местами со стульями без грохота и стука и т.д.

СЛАДКАЯ ПАРОЧКА

Игра проводится на ковре. Выбирается ведущий. Дети делятся на пары. Играющие стоят спиной друг к другу, цепляются  согнутыми в локтях руками. По команде ведущего они должны одновременно сесть и  вытянуть ноги. После слов ведущего: Друг за друга вы держитесь. И вставайте, не ленитесь! Пары пробуют встать, согнув ноги и упираясь друг другу в спину.

Выигрывает пара, которая встала первой без падений.

СЛУХАЧИ

Выбирается команда водящих из 3-4 человек, которые выходят за дверь и выбирают 1 строчку известного стихотворения («Уронили мишку на пол; идет бычок, качается, я люблю свою лошадку» и т.д.). Команда распределяет слова из этой строчки.

Затем дети – ведущие входят в группу и все вместе начинают говорить: каждый свое слово.

Команда «Слухачей» выуживает отдельные слова и складывают их в строчку.

Вариант: Задумывается слово, например: «бумага». Выбирается известный мотив (например: «Чунга - чанга»). Один ребенок поет: бу-бу-бу, другой ма-ма-ма-ма, третий га-га-га-га.

СЛУШАЙ И ИСПОЛНЯЙ

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим!

СЛУШАТЬ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ

По заданию педагога все сосредотачивают внимание на звуках

 И шорохах улицы или коридора. В каждом случае все услышанное дети по очереди перечисляют и объясняют. Но нельзя допускать «сочинять» звуки.

Вариант – усложнение: рассказать не просто «шум машин», а грузовая машина с  тяжелым грузом торопится на стройку и т.д.

СТОЮ, НА КОГО-ТО СМОТРЮ

Задание в том, что тот на кого спокойно смотрит воспитатель встает. Задание завершается словами «спасибо, садись».

ВАРИАНТ: Предложить кому-нибудь из детей  поработать вместо воспитательницы (проследить, чтобы говорили: «Спасибо, садись»)

ТОП ХЛОП

Ведущий хлопками и притопами задает несложный ритм. Для начала берется самый простой ритмический рисунок: «хлоп-топ». Ритм пускается по кругу. Первый играющий хлопает, второй топает, третий хлопает и т.д.

ВАРИАНТ: Берется более сложный ритмический рисунок. (Топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп).

ЧЕЛОВЕК К ЧЕЛОВЕКУ

Дети делятся на пары, один человек, другой, другой.

Образуются два параллельных круга под музыку круги «вращаются» в разных направлениях, как только музыка смолкает партнеры должны найти друг друга и выполнить данное им перед игрой задание. (Встать рука к руке, нога к ноге, спина к спине, ухо к уху и т.д.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Заранее с детьми обговариваются правила показа стихии: «огонь» – вращение руками, руки в сторону «вода» – руки вытянутые вперед, «воздух» – руки вверх прямые, «земля» – руки вниз – прямые. Ведущий произносит названия стихии, и сам руками это показывает, но потом начинает руками делать неправильно (путает детей). Здесь нужно особое внимание детей и  стараться не смотреть на ведущего, а только слушать его голосовые команды.

ШАМАН

Выбирается водящий Шаман. Он находится в центре круга, опустившись на одно колено, и бьет в бубен. Потом подходит к любому игроку и отдает ему бубен. Игрок должен в точности повторить ритм Шамана. Если игрок ошибается, выходит из игры. Если повторяет правильно, то становится «Шаманом».

ЭХО

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Но это должны сделать все вместе, без опоздания.

ВАРИАНТ: Отбивание педагогом серии хлопков, постукивание по стулу, стене, коленям, притопыванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театральная игра в жизни младшего школьника»

о театральной работе воспитателя с детьми с ОВЗ....

Развивающие игры и дидактические упражнения (из опыта работы)

Игра - это интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. Играя с детьми, мы учимся фантазировать, думать, общаться.Цель работы - это воспитывать р...

театральные игры

театральные игры учат нас общению...

Программа внеурочной деятельности "Театральные игры"

Программа учитывает возрастные особенности младшего школьника и направлена на снятие физической и психической утомляемости, корректировку речи, различных сторон психики. Кроме того, программа призвана...

Театральные игры и упражнения

Выступление на сетевом семинаре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театральные игры»

Программа курса «Театральные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образо...