Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»
методическая разработка

Ершова Ольга Александровна

«Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»

                                                                                                                                Марк Аврелий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_v_korrektsionnoy_pedagogike.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого- педагогической поддержки»

Методическая разработка «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»

Учитель: Ершова О.А.

2016-2017 учебный год


Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

«Ничто не может так сильно расширять кругозор, как умение исследовать систематически и верно всё, что попадает в поле вашего зрения.»

                                                                                                                                Марк Аврелий

Лечение движением (кинезотерапией)

Образовательная кинесиология «гимнастика мозга» - отличный метод, содействующий преодолению межполушарной ассиметрии мозга, что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. (М. А. Поваляева, 1997)

Дети с речевыми проблемами испытывают сложности в овладении письменной речью и чтением. Для построения наиболее оптимальной психолого - педагогической коррекционной работы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения.

При обучении чтению, письму могут возникнуть следующие трудности:

  • понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов*
  • замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;
  • сложности в написании букв, «дрожание букв»;
  • неправильное чтение похожих по начертанию букв.

Анализ психологических причин, лежащих в их основе, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения: несформированность зрительно - двигательных координаций, пространственного представления, нарушение моторики. У многих детей с доминирующим неустойчивым эмоциональным состоянием могут проявляться следующие качества: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тревоги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью. Передо мной возникла задача найти нетрадиционные формы работы,

направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в коррекционную работу включена образовательная кинесиология «гимнастика мозга», методика П. Дениссона.

«Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, они помогают обучающимся любого возраста раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности. 5-7 минут занятий дают высокую умственную энергию. Доказано, что «гимнастика мозга» - одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.

Далее предлагаются три типа упражнений в инструктивном изложении.

1 тип. Упражнения, помогающие использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.

1.1. Упр. «Перекрестные шаги и прыжки» можно под музыку. Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

1.2. Упр. «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге знак бесконечности, теперь левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

1.3 .Упр. «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш и ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

  • навстречу друг другу;
  • вверх - вниз;
  • разводя в разные стороны.

1.4.Упр. «Алфавит, восьмерками».

Выпишите буквы в ленивые восьмерки, размещая их следующим образом:

  • симметричные, т.е. х, ф в центр восьмерки;
  • ассиметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, д, у, ц, э, я.
  • ассиметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т, е, ё, с, в, к, ю,

1.5 Упр «Слон».

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед. Рисуйте «ленивую восьмерку» в .воздухе. Повторите то же другой рукой. Овладевая упр. Ребенок проговаривает слова «Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне ниаогда не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, расслабляют шею, глаза».

  1. Упр. «Вращение шеи».        

После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

1.6 Упр. «Скороговорки». 

  1. Купи кипу пик, (Произносим скороговорку с одновременным движением рук.)

Руки лежат на столе как на клавишах. Начинаем в медленном темпе, а затем ускорение.

  1. Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).

3: Полили ли лилию?

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.

  1. Восемь сцепщиков цепляют цистерны.

Большие и указательные пальцы обеих рук образуют 2 кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев.

  1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Кулаки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром. Кулачки трутся друг о друга. Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

6 . Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок.

Попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

  1. Тридцать три трубача трубят тревогу.

Руки на уровне рта. Все десять пальчиков «бегают по рту и от него, имитируя игру на трубе».

  1. Пекарь пек калачи в печи.

Пальцы вместе, ладони слегка согнуты «горкой», правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняем местами.

  1. В такси таксе тесно.

Сомкнуть руки в замок, вытянуть перед собой, образовав кольцо. Выгнуть руки обратной стороной ладонями наружу, сохранив «замок». Смена рук - на каждое слово.

10. Раз - дрова, два- дрова, три- дрова. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, затем указательные, потом средние.

11. Водовоз вез воду из-под водопровода.

Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произнесением скороговорки праваярука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.

12. Уточка - вертихвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Предплечье - вертикально. Ладонь - под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя - к себе.

  1. Купи юту пик. Кипу пик купи.

Руки лежат на столе как на клавишах. Удар по столу большими пальцами обеих рук и т.д.

  1. От топота копыт пыль по полю летит.

Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.

  1. Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Ладони вертикально поставлены друг к другу: правая - распрямлена, а пальцы левой образуют щепотку и упираются в правую ладонь. С одновременным произношением слов- ладони «меняются местами».

  1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Поочередно кулачки - на стол, затем - ладони ребром, потом- раскрытые ладони на стол. Движения меняются на каждое слово.

  1. Полили ли лилию, видели ли лилию?

См.№3. ладони вновь смыкаются, руки поднимаются вверх, образуя кольцо - «портрет».        

  1. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Обе ладони лежат на столе. Правая - вниз, левая - вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются «ролями»: правая - вверх, левая - вниз.

  1. Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Обе ладошки лежат раскрытыми на столе. Затем то левая сжимается в кулак, а правая- распрямляется, то наоборот.

  1. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу: на правой руке, на левой, на обеих одновременно.

  1. У ежа- ежата, у ужа- ужата.

Три положения рук на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упр. Выполнить ладонью правой, руки, затем левой, и обеими ладонями одновременно.

  1. Еле- еле Елизар едет- едет на базар.

«Играем на пианино»- держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2,1-3,1-4,1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

  1. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар. Руки вытянуты вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую приставить к ней ладонью. Менять положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
  2. Лара у Вали играет на рояле.

Руки положить ладонями на стол, левую сжать в кулак. Синхронно, без напряжения менять положение рук.

  1. Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок. Одновременно поворачивать ладони вверх- вниз как можно быстрее. При этом руки совершают зеркальные движения.
  2. Дарья дарит Дине дыни.        

Правая рука гладит по голове. Левая рука выполняет круговые движения по животу. Затем руки меняются.        

  1. Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала попеременно.

Кисти рук лежат на столе. Задание в отстукивании ритма, указательным пальцем правой руки и левой с плавным переходом от одной руки к другой.

  1. До города дорога в гору, от города с горы.

Упр. «колечко». Большой палец смыкается с указательным, образуя колечко и т.д, потом в обратном порядке.

  1. Еле- еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Локти опираются на стол, ладони - свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая- тыльной стороной).

  1. Соня Зине принесла бузину в корзине.

Ладони обеих рук прижаты друг к другу, поставлены на ребро. Затем ровно ложатся на стол.

  1. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. Хлопок в ладоши.

Ударяем правой ладонью по столу. Хлопок в ладоши. Ударяем левой рукой по столу. Хлопок в ладоши. Ударяем обеими ладонями по столу.

  1. Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и умны.

            Пальцы правой руки собраны в щепотку, левая ладонь ловит кончики правой, затем ладони меняются.

2тип. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождаться от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

Интерпретированный и адаптированный вариант работы по методу Ключ Хасая Алиева «5- минутная синхрогимнастика».        

Было установлено, что простейший дуть к синхронизации сознания и подсознания проходит через движение, а наиболее синхронизированы дети. Поэтому в основу комплекса заложены 4 движения из нашего детства. «Синхрогимнастика» - позволяет одновременно не только синхронизировать полушария мозга, но и значительно ослаблять возникающую напряженность тела, снимая мышечные блоки на довольно длительное время. Все движения нужно выполнять расслабленно, в удобном темпе. Усилие нужно прикладывать только в конце каждого движения.        .

2.1. «Обнимашки».

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. С размаху хлопайте себя по спине ладонями накрест, чередуя. Руки расслаблены. Делаем 24-28 циклов. Работают грудные и межлопаточные мышцы. Разминается нижняя затылочная зона. Рекомендуется сделать 20 циклов перед контрольной или экзаменом.

  1. «Лыжник».

Поднимите расслабленные руки вверх немного за спину. Опустите руки махом по дуге резко вниз, словно отталкиваетесь лыжными палками. Синхронно с движением делаете наклоны головой: при опускании рук- вниз, а при подъеме- вверх. Делаете 24-28 циклов. Работают мышцы плечевого пояса и межлопаточной зоны. Разминаются шейная и затылочная зоны.

  1. «Шалтай- Болтай».

Руки опущены и расслаблены. Делайте скручивающие повороты вправо- влево. Опущенные руки свободно залетают за спину. Синхронно совершаете повороты головы. Один цикл - это поворот вправо и влево. Делаете 24-28 циклов. Разминается поясничная и позвоночная зоны.

  1. «Танец».

Свободная расслабленная стойка. Шаг вперед правой ногой и следом - мах левой ногой вперед- вверх- вправо. Возвращаясь в и. п. делается 5- 6 циклов.

Зтип. Упражнения, повышающие энергию тела «Музыкотерапия».

Цель: создание положительного эмоционального фона; снятие фактора тревожности; развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевой функции.

Для этого нужно:

  1. Использовать для прослушивания то произведение, которое нравится детям;
  2. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.

3. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, затем жизнерадостное, бодрящее.

Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.

Таблица функциональной направленности упражнений «Гимнастика мозга».

Упражнения

Активное слушание

Понимающие чтение

Письмо

Математика

Выполнение

д/з

Творческое

мышление

Выполнение

контрольных

 работ

Быстрое

Чтение

Координация тела

Перекрестные шаги

+

+

+

+

+

Ленивые восьмерки

+

+

+

Двойной рисунок

+

+

+

+

Алфавит восьмерками

+

+

+

Слон

+

+

+

Вращение шеи

+

+

+

-

В работе с детьми педагогам рекомендуется системно применять упражнения «гимнастики мозга» для тренинга определенных функций.

Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности. Высшим достижением педагогов, работающим по предлагаемой методике, будет обучение этим упражнениям ребенка, так, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор упражнений. Например, при выполнении домашнего задания или контрольной работы.

Работа Пола Дениссона и Гейла Дениссона является совершено новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинесиологии - науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

Список литература

  1. Педагогическая диагностика и коррекция речи /под ред. М. А. Поваляевой издательство Ростовского гос. пед. ун-та, 1997. - 296 с.
  2. Поваляева М. А., Караханян JI. Р. Поиск нетрадиционных

методов в коррекционной педагогике. Изд - во РГПУ, 1997. - 70 с

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /сост. М. А. Поваляева. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006. - 349с.
  2. Чупаха И. В., Пужаева Е. 3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе. Москва: Изд - во «Народное образование», 2006. - 399 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Методическая разработка «Обучение методу проекта учащихся начальной школы»

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творче...

Методическая разработка "Дыхательная гимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда"

В данной методической работе освещена ВАЖНАЯ роль дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда....

Методическая разработка по теме: «Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у младших школьников»

Акустическая дисграфия у детей базируется на дефектах фонемного распознавания – звонкие звуки заменяются на глухие, шипящие – на свистящие, твердые – на мягкие. Коррекция а...

Нетрадиционные упражнения на логопедических занятиях. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

В этих методических рекомендациях спец-иалисты и родители могут найти  нетрадиционные упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях ,а также дома для помощи детям, нуждающимся...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей"

Актуальность  данной  темы связана с тем, что:во-первых, школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое  необходимо для  усвоения детьми новых знаний;во-вторых,...

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

Фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике...