Этикет педагога
статья

Кудряшова Нонна Альбертовна

В статье описаны основные правила этикета педагога, включающие мимику, жесты, позы и поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_pedagoga.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет педагога

Одной из основ профессиональной культуры учителя является педагогическая этика. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Не подлежит сомнению то, что каждый учебный предмет в сознании детей ассоциируется с конкретным учителем. Отношение к педагогу влияет на любовь или неприязнь к предмету. Например, если ребёнок боится учителя, то ему бывает трудно сосредоточиться на объяснении, а если учитель является любимым, то повышается мотивация к выполнению заданий, а всё сказанное таким педагогом воспринимается как истина.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, а значит, и за будущее общества и государства.

Помимо того, что педагог обучает детей основам своего предмета, он учит школьников другим немаловажным вещам: следует ли держать данное другу слово, можно ли обидеть сверстника, имеет ли человек право на собственное мнение и так далее. Он учит этому в том числе и на своём примере, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя всегда была и остаётся актуальной.

Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, способствует созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, установлению правильных взаимоотношений как с классом, так и с каждым отдельным ребёнком. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. И напротив, несоблюдение этических норм негативно влияет на результаты педагогической деятельности.

Важную роль играют манеры педагога, которые складываются из походки, телодвижений, позы при сидении, стоянии, жестикуляции, мимики.

Особая роль в передаче информации во время урока отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика помогает выражать проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо учителя неподвижно – теряется до 10-15% информации.

Следует избегать обращения взгляда к стенам, окнам, потолку. Взгляд педагога должен быть обращен к учащимся, создавая визуальный контакт.  При этом нужно стремиться держать в поле зрения всю аудиторию.

Мрачное, угрюмое выражение лица педагога угнетает обучающихся, вызывает у них чувство неприязни. Каменное, бесчувственное выражение лица отдаляет их от учителя, вызывает стеснение и нежелание задавать вопросы, ходить на консультации и дополнительные занятия.

Важным элементом выражения лица является улыбка, которая без слов показывает радость и удовольствие от общения. Однако улыбка педагога должна быть естественной и выражать его истинные чувства. Иногда встречаются дежурные бесчувственные улыбки, которые маскируют истинную сущность человека. Такие улыбки могут распознаваться не сразу, однако, будучи распознанными, вызывают глубокое и стойкое недоверие к улыбающемуся человеку. Педагог не должен злоупотреблять «улыбчивостью», у учащихся вырабатывается в этом случае мнение о фальшивости поведения преподавателя. Для появления улыбки должна быть веская, понятная обучающимся причина. Но, безусловно, нужно пронимать, что дело состоит не столько в улыбке, сколько во внутреннем стремлении педагога понять каждого ученика, его запросы и состояние.

Кроме вышеперечисленного, зачастую педагог, увлекаясь общением, теряет контроль над своими телодвижениями и может при этом нанести ущерб своему авторитету. В психологии существуют понятия «открытость» и «закрытость» собеседника.

Открытость состоит в расположенности человека к общению,  внимательному восприятию информации, стремлению понять собеседника. Закрытость – такое состояние, которое затрудняет общение и ведёт к непониманию собеседниками друг друга.

Педагог должен избегать «закрытых»,  скованных, «окаменелых» поз, никак не проявлять своей нетерпеливости и не прерывать своего собеседника. О закрытости прежде всего говорят перекресты рук и ног. Скрещивая руки в процессе беседы с детьми и используя другие подобные позы, учитель почти наверняка получит в ответ «закрытых» учеников, возникнут трудности в свободном общении.

Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности педагога в себе, что приводит к потере уважения, нежеланию его слушать. Также затрудняет общение поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, голова высоко поднята. Она способна спровоцировать враждебность со стороны обучающихся.

Педагог часто использует жесты во время ведения урока: указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие. Но интенсивная жестикуляция говорит о нервозности. Она повышается, если человек волнуется или если не хватает слов для выражения мысли. Сопровождение речи хаотическими, неопределёнными жестами, размахивание руками ухудшает восприятие, создаёт впечатление, что говорящий не владеет собой, нервничает, волнуется.

Вот несколько нежелательных жестов педагога и их возможная интерпретация учащимися:

  • руки спрятаны (за спину, в карманы) – напряжённое восприятие ситуации;
  • руки скрещены на груди – закрытость от информации, общения;
  • кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) – защита, оборона;
  • педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные ниже рта – критическая оценка;
  • пощипывание переносицы – напряжение;
  • педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания – неискренность, обман;
  • педагог прикрывает рот рукой во время слушания – сомнение, недоверие к обучающемуся;
  • педагог старается на вас не смотреть – скрытность, утаивание своей позиции;
  • взгляд в сторону от ученика – сомнение, отсутствие интереса к мнению;
  • слушающий слегка касается века, носа или уха – недоверие к говорящему;
  • педагог начинает собирать бумаги на столе – урок окончен или разговор окончен;
  • ноги или все тело педагога обращены к выходу – желание уйти;
  • рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи – превосходство;
  • педагог жестикулирует сжатым кулаком – демонстрация власти, угроза.

Недопустимо применение учителем любых жестов оскорбления и угрозы. Также при вызове учащегося для ответа недопустимо тыкать в ребенка указкой.

Не рекомендуются движения педагога в стороны (от окна к двери), лучше ходить по кабинету вперёд и назад.

Необходимо помнить и про дистанцию, не вторгаться в личное пространство школьников. Для общения на работе приемлема дистанция, не заходящая за пределы личной зоны (46 см – 1.22 м). Для того, чтобы не испортить впечатления о себе, рекомендуется не указывать пальцем на человека или предмет; во время разговора не хлопать учеников по плечу, крутить пуговицы на их одежде, не хватать за рукав; крутить в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах.

Педагог должен сдерживать свои отрицательные эмоции, у него не должно быть повышенного тона.

Соблюдение несложных правил этикета повышает авторитет педагога в глазах обучающихся, способствует гармонизации их взаимоотношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этикет в профессиональной культуре педагога

Общая характеристика педагогической культуры.1) Сущность и общая структура.2) Характеристика структурных компонентов.3)Педагогическая техника. Педагогические приемы в структуре педагогической техники....

Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»

Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Этикет и ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Освещаются вопросы, связанные со столовым этикетом детей дошкольного возраста, обученте культурно-гигиеническим навыкам и правила застольного зтикета для детей младшего дошкольного возраста....