Юный краевед
рабочая программа (2 класс)

Маркова Эльвира Григорьевна

Туристско-краеведческое направление дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_yunyy_kraeved_2019.docx65.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. СОВЕТСКА

Рассмотрена на

педагогическом совете

«   » августа 201_ г.

Протокол № __

от «__»  августа 201_ г.

«Утверждаю»

       Директор МАОУ «Гимназия №1»

                                              г. Советска

  ______________Е.А. Кобзева

Туристско-краеведческое направление

дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед»

Школы дополнительного образования

«ОКНО»  («Образование, культура, наука – обществу»)

для обучающихся 8– 11 лет

Срок реализации программы: 2019 - 2022 год

Разработчик:

Маркова Эльвира Григорьевна,

 учитель начальных классов

г. Советск

2019 г.

Пояснительная записка.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско - краеведческую направленность и предназначена для реализации на базе МАОУ «Гимназия №1» г. Советск.

Актуальность программы базируется на анализе социальной проблемы воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
  2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Школьники учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

Отличительной особенностью программы является то, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Конкретность, динамичность, эмоциональность — вот условия активного восприятия и усвоения исторического материала.

Значимость использования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знания младшего школьника в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, с помощью экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.

Сочетание методических подходов, практических занятий, спортивно-оздоровительных методик являются педагогически целесообразными.

 Цель программы  - формирование  у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Способствовать овладению начальных туристских и краеведческих навыков.
  2. Обучить навыкам ориентирования на местности.  
  3. Научить правилам поведения во время экскурсии.

Развивающие:

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
  2. Развитие интереса к родному краю, эмоциональных качеств у детей средствами экскурсионной деятельности.

Воспитательные:

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 8-11 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Программа рассчитана на 3 года обучения по 102 часа в год.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Юный краевед»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 45 минут.

Планируемые результаты освоения программы:

Образовательные:

- расширение кругозора  и повышение уровня краеведческих знаний  учащихся;

- привитие учащимся начальных туристских знаний, умений  и навыков;

Личностные:

-  укрепление психического и физического здоровья учащихся;

- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;

- обеспечение социальной адаптации учащихся;

-  привитие навыков здорового образа жизни.

Метапредметные:

- формирование познавательного интереса учащихся;

- выработка навыков поисково - исследовательской работы.

Регулятивные УУД У обучающихся сформированы действия:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  •  планировать свои действия на отдельных этапах музееведческой работы;
  •  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  •  анализировать причины успеха/неуспеха;
  •  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;  
  •  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; -
  •   проявлять индивидуальные творческие способности при составлении текста экскурсии.

Коммуникативные УУД У обучающихся сформированы действия:

  •  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  •  работать в группе, управлять поведением партнера;
  •  обращаться за помощью;
  •  формулировать свои затруднения;
  •  предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  •  договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение).

Обучающиеся будут знать:

  • основные термины, применяемые в музейном деле;
  •  историю музейного дела;
  •  основы музееведческой деятельности.

Обучающие научатся:

  • методике проведения поисково-собирательской работы;
  •  методике проведения  научно-исследовательской работы; - методике подготовки и проведения экскурсий.

Учебно-тематический план 2 класс.

№ п/п

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая

Практическая

часть занятия

часть занятия

/форма

/форма

организации

организации

деятельности

деятельности

1

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

3

Определение понятий туризм и краеведение. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Ее роль в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

2

Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов

7

Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов -краеведов.

Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности. Спортивная подготовка.

3

Общая характеристика края: история, география, природа

27

Знакомство с картой Калининградской области. Территория и географическое расположение края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы края: климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые. Туристские возможности края и района.

Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по городу, в музей города.  

4

Культурные и народные традиции

18

Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.  Население края.

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных достопримечательностей Калининградской обл. и своего города.

5

Природа и экология

18

Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Национальный парк «Куршская коса». Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок.  Природоохранная деятельность туристов.

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.

6

Сбор краеведческих материалов

27

Краеведческая работа - один  из  видов  общественно-полезной деятельности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.

Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, поля, рек и водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Посещение Калининградского областного историко-художественного музея, памятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами и  интересными людьми.  Оформление  туристко - краеведческой   газеты. Подготовка, организация  и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.)  по ходу экскурсии или туристской прогулки.  

7

Подведение итогов

3

Викторина по пройденному материалу

Учебно-тематический план 3 класс.

№ п/п

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая

Практическая

часть занятия

часть занятия

/форма

/форма

организации

организации

деятельности

деятельности

1

Туристско-краеведческая деятельность учащихся.

1

Вспоминаем изученное в прошлом году. Польза туристических маршрутов.

2

Основные правила поведения туристов – краеведов. Техника безопасности.

7

Правила поведения юных туристов на экскурсиях. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь в походе.

Туристическое снаряжение.

Прогулка в парк с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности.

3

Общая характеристика края: история, география, природа. Сбор краеведческих материалов

17

Знакомство с картой Калининградской области, понятием «полезные ископаемые», расположением их на карте.  

Трудовые ресурсы калининградской области.  Земледелие и животноводство области. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности. Наблюдение и забота о птицах.

Знакомство с близлежащими городами  Неманом, Славском.

Ведение дневника наблюдения за птицами. Отчет по наблюдениям за сезонными изменениями в городском парке.

Экскурсия на молочную фабрику. Забота о птицах в зимний период.

4

Изучение и охрана памятников истории и культуры.

8

Памятники и памятные места города. Праздник Великой победы.

Знакомство с культурно-просветительной работой в городе.

Экскурсия по памятным местам города. Торжественное возложение цветов к празднику 9 мая.

Доклады учеников о ветеранах (семейный архив).

5

Подведение итогов

1

Викторина по пройденному материалу

Учебно-тематический план 4 класс.

№ п/п

Тема учебного

занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретическая

Практическая

часть занятия

часть занятия

/форма

/форма

организации

организации

деятельности

деятельности

1

Туристско-краеведческая деятельность учащихся.

1

Вспоминаем изученное в прошлом году. Польза туристических маршрутов.

2

История нашей области.

7

Древние поселения. Племена Пруссов. Завоевания Пруссов рыцарями. Семилетняя война. Сражение при Гросс-Егерсдорфе. Вступление в Кёнигсберг. Русско-французская война 1807г. Сражение при Прейсиш-Элау и Фридландом. Восточно-Прусская операция.  Герои Восточно-Прусской операции.

Экскурсия в городской музей.

Возложение цветов к братской могиле.

3

Наш край. Природа и экология.  

7

Крупнейшие реки, озера области. Балтийское море.

Меры по охране окружающей среды. Лекарственные растения нашей области.

Экскурсия на Куршскую косу, в Музей мирового океана. Уборка территории. Творческое задание «Сохраним нашу планету». Забота о птицах зимой.

4

Организация туристического путешествия

12

Работа с путеводителем. Составление маршрута путешественника.

Азимут. Глазомерная съемка. Обеспечение безопасности туриста.

Транспортные схемы. 

Зимние игры. Ориентировка на местности. Изготовление схемы  маршрута. Измерения длин подручными средствами. Работа с компасом.

5

Экология

3

Меры по охране окружающей среды. Лекарственные растения края.

Уборка природной территории. Выполнение творческого задания на тему «Сохраним нашу планету».

5

Подведение итогов

1

Викторина по пройденному материалу

Календарный учебный график

2класс

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

Беседа

1

Что такое туризм и краеведение?

Класс

2

Беседа

1

Правила безопасности при туризме.

Класс

3

Экскурсия

1

Экскурсия в парк. Закрепляем правила безопасности. 

Городской парк

4

Беседа

Практическое занятие

3

Методы сбора краеведческого материала. Учимся вести календарь наблюдений. Составлять фотоотчёты.

Класс

Детский парк

5

Лекция, беседа

1

Где расположена наша область? Карта родного края.

Класс

6

Лекция, беседа

1

История родного края

Класс

7

Лекция, беседа

1

История родного города

Класс

8

Беседа, виртуальная прогулка

1

Топонимика нашего края.

Класс

9

Экскурсия

1

Экскурсия по историческим местам города.

Город

10

Экскурсия

1

Экскурсия в городской музей

Музей

11

Экскурсия

1

Экскурсия в детскую библиотеку

Библиотека

12

Доклад

1

Растительный и животный мир нашего края.

Класс

13

Беседа

1

Население нашей области.

Класс

14

Практическое занятие

1

Семейное древо

Класс

15

Доклад

1

Моя семья и семейные традиции

Класс

16

Беседа

1

Новый год в Кёнигсберге

Класс

17

Практическое занятие

2

Накорми птиц зимой

Класс

Детский парк

18

Спортивное мероприятие

1

Зимние игры

Городской парк

19

Беседа

1

Что такое экология?

Класс

20

Беседа

1

Экология родного края

Класс

21

Доклад

1

Экологические особенности нашей области. Особо охраняемые зоны.  

Класс

22

Беседа,

видио-урок

1

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел.

Класс

23

Экскурсия

Практическое занятие

1

Наш зелёный дом. Наведем порядок.

Городской парк

24

Беседы

1

Богатство нашего края – янтарь.  

Класс

25

Экскурсия

1

Тайны янтаря.

Музей янтаря

26

Исследовательская работа

1

Сезонные изменения. Отчёт по дневнику наблюдений

Класс

27

Исследовательская работа

1

Наблюдение за птицами

Городской парк

28

Практическое занятие

1

Оформление  туристко - краеведческой   газеты

Класс

29

Доклад

1

«Я помню! Я горжусь!»

Подготовка ко дню победы

Класс.

30

Экскурсия

1

Экскурсия в Калининградский историк-художественный музей

Калининградский историко-художественный музей

31

Викторина

1

Итоговая викторина «Знайка»

Класс

3 класс

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

Беседа

1

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия

Класс

2

Беседа

1

Правила безопасности при туризме.

Класс

3

Беседа

Практическое занятие

1

Гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе.

Класс

4

Экскурсия

1

Городской парк осенью

Городской парк

5

Лекция, беседа

1

Физико-географическая характеристика Калининградской области . Географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Калининградской области.

Класс

6

Доклад

1

Что я знаю о городах области?

Класс

7

Экскурсия

2

Экскурсия по близлежащим городам Неман, Славск  

Неман, Славск  

8

Лекция

1

Население Калининградской области. Трудовые ресурсы, распределение трудящихся по отраслям народного хозяйства.

Класс

9

Беседа

1

Все профессии важны, все профессии нужны. (приглашенные родители рассказывают о своих профессиях)

Класс

10

Презентация

1

Кем я хочу стать

Класс

11

Лекция

1

Сельское хозяйство Калининградской обл.

Класс

12

Доклад

1

Земледелие и животноводство области

Класс

13

Экскурсия

1

Молочная фабрика Залесский фермер  

Полесский район

14

Практическое занятие

1

Накорми птиц зимой

Класс

Детский парк

15

Экскурсия

1

Городской парк зимой

Городской парк

16

Спортивное мероприятие

1

Зимние игры

Городской парк

17

Лекция

1

Культурно-просветительная работа. Творческие организации города.

Класс

18

Экскурсия

1

Художественная галерея

ДХШ

19

Экскурсия

1

Театр «Новогодняя елка»

Тильзит Театр

20

Практическое занятие

1

«Искусство принадлежит народу»

Класс

21

Лекция

1

Климат Калининградской области. Климатообразующие факторы

Класс

22

Беседа. Практическое занятие

1

Анализ календаря наблюдения за погодой. Составление прогнозов погоды

Класс

23

Спортивное мероприятие.

1

Утренняя гимнастика, занятие спортом. Маршевая подготовка. Движение в походе, строй, темп, обязанности ведущего и замыкающего

Спортивный зал

24

Лекция

1

Туристическое снаряжение  

Класс

25

Практическое занятие

1

Составление списка снаряжения для 1,2-дневного похода.

Класс

26

Экскурсия

1

Городской парк весной  

Городской парк

27

Практическое занятие.

Доклад

1

Сезонные явления природы. Такой разный Городской парк

Класс

28

Исследовательская работа

1

Наблюдение за птицами

Санаторский лес

29

Лекция

1

Памятники и памятные места города

Класс

30

Экскурсия

1

Памятники и памятные места города

Город  Советск

31

Экскурсия

1

Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата  

Город Советск

32

Доклад

1

«Праздник со слезами на глазах». Доклад учеников о ветеранах ВОВ из их семьи

Класс.

33

Викторина

1

Что я узнал за год

Класс

4 класс

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

Беседа

1

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия

Класс

2

Лекция

1

Нащ край. Древнее поселение человека на территории Калининградской области. Племена Пруссов. Битва при Грюнвальде. Последствия завоевания пруссов рыцарями.

Класс

3

Лекция

Практическое занятие

3

Семилетняя война. Сражение при Гросс-Егерсдорфе. Вступление в Кёнигсберг. Русско-французская война 1807г. Сражение при Прейсиш-Элау и Фридландом. Памятные места и памятники данного периода на территории области.

Класс

4

Лекция

1

Восточно-Прусская операция советских войск 1944-1945гг.  

Класс

5

Экскурсия

1

Экскурсия в городской музей .

Городской музей

6

Лекция, беседа

1

Районные центры Калининградской области, которые носят имена героев Восточно-Прусской операции.

Класс

7

Лекция, беседа

1

Особенности родного края

Класс

8

Лекция, виртуальная прогулка

1

Крупнейшие реки области

Класс

9

Доклад

1

Характеристики крупнейших озер области

Класс

10

Доклад-презентация

1

Балтийское море

Класс

11

Экскурсия

1

Балтийское море

Куршская коса

12

Лекция

1

Транспорт и связь нашей области

Класс

13

Экскурсия

1

Музей мирового океана

Музей мирового океана Калининград

14

Практическое занятие

1

Умение работать с путеводителями, справочниками и другой литературой при составлении маршрута путешествия

Класс

15

Лекция. Практическое занятие.

1

План подготовки к путешествию. Выбор и разработка маршрута похода или путешествия.

Класс

16

Практическое занятие

2

Накорми птиц зимой

Класс

Детский парк

17

Спортивное мероприятие

1

Зимние игры.

Городской парк

18

Практическое занятие

1

Оформление газеты «Новый год-семейный праздник»

Класс

19

Экскурсия

1

Театральное представление «Новогодняя елка»

Калининградский драматический театр

20

Лекция

1

Азимут истинный и магнитный. Значение умения ориентироваться для туристов, приемы ориентирования на маршруте, движение по картам, по азимуту. Глазомерная маршрутная съемка.

Класс

21

Экскурсия

1

Применение на практике знаний полученных на предыдущем занятии

Санаторский лес

22

Практическое занятие

1

Изготовление схемы пройденного маршрута с использованием топографических знаков.

Класс

23

Лекция

Практическое занятие

1

Определение расстояний: шагами, по времени движения, по большому пальцу руки, с помощью спички

Класс

24

Экскурсия. Практическое занятие

1

Работа с компасом на местности. Глазомерная съемка участка местности

Детский парк

25

Беседа

1

Обеспечение безопасности туриста

Класс

26

Лекция

1

Меры по охране окружающей среды Калининградской области.  Лекарственные растения нашей области.

Класс

27

Экскурсия

Практическое занятие

1

Экскурсия на природу.  Уборка территории

Санаторский лес

28

Практическое занятие

1

Творческое задание на тему «Сохраним нашу планету»

Класс

29

Беседа

1

Великая Отечественная Война

Класс.

30

Экскурсия

1

Возложение цветов

Братская могила

31

Викторина

1

Соревнование краеведов

Класс

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: доклады, плакаты, поделки, отчёт, газета

Средства контроля: творческие задания, соревнования,  викторина.

Организационно-педагогические условия реализации программы модуля

Техническое оснащение занятий: термометр, барометр, компас, фотоаппарат, карта России, карта Калининградской обл., карта г. Советска, компьютер, проектор, музеи и исторические объекты Калининградской области.

Список литературы:

1. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.

    2. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы     Калининград: «Янтарный сказ», 2006

3. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970

4. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.

    5.  Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград:   РГУ 2003

6. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –

    Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное   издательство. 1985

7. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.

8. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области.    Калининград: «Янтарный сказ», 2008

9. Фёдоров  Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.

10. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.

11. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

кружок "Юный краевед"

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Игра "Юные краеведы", 4 класс.

На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...