"Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie1.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.

   Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.

    По мнению Н.К. Платонова, способности – это «…совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней». Способности являются внутренними условиями развития человека, поэтому в трудах многих видных деятелей психолого-педагогической науки (А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н.Мясищева, К.К. Платонова и др.) подчеркивается важная роль способностей в процессе обучения.

    Важное условие развития творческих способностей – учащимся надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.

    Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

    Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

    Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения развития этих детей встает вопрос, как сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

    Пол олигофренией(нарушение интеллекта) понимают группу заболеваний различной этиологии, общим и типичным для которых является психическое недоразвитие. В первую очередь это проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом стабильного, не прогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальная недостаточность не исчерпывает всей картины олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств - эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

    Мышление таких детей характеризуется недостаточностью уровня процессов обобщения и отвлечения.  Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т.е. недостаточным оказывается абстрагирования, возможность образования новых понятий.

    Нередко у детей с нарушением интеллекта оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, отличается узким объемом. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

    Восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда дети с ОВЗ путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета.

    Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог-дефектолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах.

    Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, композиций из природных материалов, вышивки крестом, техники оригами, плетения бисером и т.д. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. На образном уровне ребенок держит «себя в руках» учится адекватно выражать свои чувства.

    Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок или заучивание каких-либо стихотворений не  является самоцелью, а  служит средством развития творческих способностей обучающихся.

    На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

 В педагогических словарях и энциклопедиях, в исследованиях ученых-педагогов 1920-1970-х годов чаще всего встречался термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с обучающимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха. Этим вопросом занимались ряд российских исследователей (И.Я. Лернер, Л.М. Румянцев и др.)

    В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 году, внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа».

    Таким образом, сегодня в связи с усложнением процессов социализации личности использование внеурочной деятельности как условия творческого развития современного школьника с нарушением интеллекта становится актуальной социально-педагогической задачей.

    Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся с ОВЗ 8 вида.

    Сущность и основные назначения внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ 8 вида и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

-творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-профессионального самоопределения обучающегося, необходимого для успешной реализации планов и перспектив.

    Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Все формы детского творчества для ребенка с ОВЗ – это шанс реализоваться в этом мире.  

Принципы организации внеурочной деятельности.

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъективности школьников с нарушением интеллекта, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников с ОВЗ, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – обучающимися, педагогами, социальными партнерами;

-основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно - деятельностным и оценочно – результативным;

-урочной и внеурочной деятельностью;

-региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников с ОВЗ.

3.Принцип вариативности. В школе-интернате культивируется широкий спектр видов(направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, поиска собственной линии для удовлетворения потребностей, желаний, интересов).

4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценным для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива и т.д.

В организации внеурочной деятельности выделяют три этапа:

1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

2. организационно - деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3. аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Для того, чтобы определить интересы детей во внеурочное время мною была проведена методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»

(составлена доцентом И.М. Витковской)

Цель: определение интересов и потребностей  школьников с ОВЗ.

  Карта интересов и увлечений учащихся

(составлена профессором Е.Н. Степановым)

Цель: выяснить основные интересы и увлечения учащихся класса и систематизировать информацию о них.

 

Заключение

  Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.  Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня.

С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности необходимо систематически проводить мониторинг и основываться при этом на выделенных в методических рекомендациях по внеурочной деятельности Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым уровнях результатов внеурочной деятельности, на базе которых образовательное учреждение вырабатывает свои критерии оценки. Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Второй уровень. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

                              Список литературы

1.В.М. Блейхер, И.В Крук «Практическая патопсихология».

2.www. Openclass. Ru

3.www. bibiofond. Ru

4.Начальная школа № 10 2009год

5.Начальная школа № 8 2004год

6.Начальная школа № 9 2011год

7.Начальная школа № 8 2013 год

8.Myhobbi. Net

9.Д.В.Григорьев, П.В. Степанов: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.

10.Рубинштейн С.Я. «Психология умственно-отсталого школьника»1986 г.,  

11.Коняева Н.П. «Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития» 2010 г., Владос

12.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, 1967г, м.

13.Выготский Л.С. Основы дефектологии

14.Выготский Л.С. Педагогическая психология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка. Актуальность создания данной карты индивидуального речевого развития обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лек...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования

Актуальностью, выбранной нами темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы обра...

Аналитический отчет Тема «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через методологическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса»

Цель предъявления аналитических показателей и материалов - провести анализ и оценку педагогической деятельности в  должности учитель - дефектолог  с 2018 по 2019 гг., определить эффективност...

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов

В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...

«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»

В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...