Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования
статья по логопедии

Валова Анна Сергеевна

Актуальностью, выбранной нами темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования. Система специального образования, которая предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагога, вовлеченного в образовательный процесс, содержит широкий спектр соответствующих специальностей, и в ней учитель-логопед является не менее значимым. Для реализации качественного обучения детей с особыми потребностями введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание профессиональной деятельности логопеда в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования.

Актуальностью, выбранной нами темы исследования, являются высокие требования к обучению и воспитанию различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования. Система специального образования, которая предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагога, вовлеченного в образовательный процесс, содержит широкий спектр соответствующих специальностей, и в ней учитель-логопед является не менее значимым. Для реализации качественного обучения детей с особыми потребностями введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.

Многочисленные исследования, таких ученых, как Марии Семеновны Певзнер, Татьяны Александровны Власовой, Владимира Ильича Лубовского, Клары Самойловны Лебединской и др., подтверждают, что обучающиеся с задержкой психического развития  являются основной и неоднородной  массой детей среди  других категорий, испытывающих трудности в обучении.

Частным и не менее актуальным вопросом   является организация содержания профессиональной деятельности  учителя – логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на этапе модернизации системы образования.

Новизна данного исследования обусловлена осуществлением вышедшего в свет проекта о профессиональном стандарте педагога-дефектолога. Данный документ предъявляет  особые условия и  требования к профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Проблемой является необходимость разработки требований к содержанию профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с задержкой психического развития в условиях модернизации системы образования.

Целью данного исследования является определение содержания профессиональной         деятельности учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.

Объектом изучения является – профессиональная деятельность учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.

Предметом изучения являются – особенности содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда в работе с обучающимися с задержкой психического развития.

Гипотезой данного исследования является предположение, что повышение качества логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при следующих требованиях  к соответствию профессиональной деятельности учителя-логопеда:

  1. результативной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися, нуждающимися в логопедической помощи;
  2. способности включения родителей в коррекционную работу;
  3. систематическом самообразовании и повышении квалификации специалиста;
  4. распространении и обмене опытом через участие в конференциях, семинарах, конкурсах различного уровня.

Данная исследовательская работа предполагала решение следующих задач:

  1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для решения данной задачи  была изучена нормативно – правовая   база в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья  в Российской Федерации, включающая в себя документы нескольких уровней: международный, федеральный, правительственный и региональный. Были рассмотрены такие  наиболее важные документы как, Конвенция о правах ребенка,  Конституция Российской Федерации, Закон об образовании,    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Проанализировать профессиональную деятельность учителя-логопеда на этапе модернизации системы образования.

Для работы и помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья учителю-логопеду необходимо  владеть не только  базовыми компетентностями, но и быть подготовленным специалистом в области различных видов социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-просветительской, диагностической,  собственно коррекционной деятельности.

  1. Изучить вышедший проект профессионального стандарта педагога-дефектолога.
  2. Выявить особенности речевого развития у обучающихся различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у детей с задержкой психического развития.

 Мы определили, что у различных категорий обучающихся с ОВЗ в той или иной степени проявляются речевые нарушения, которые влияют на развитие и обучение ребенка. Необходимость в профессиональной помощи учителя-логопеда данным категориям обучающихся подтверждается.  

Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. Комплекс нарушений имеет системный характер, что и определяет значимость логопедического сопровождения.

  1. Организовать и провести педагогическое исследование на базе муниципального образовательного учреждения средней школы №4 «Центр образования» города Тутаев, с целью выявления показателей и критериев оценки содержания профессиональной компетенции учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Проанализировать результаты, проведенного исследования.

  Анализ своей профессиональной деятельности в работе с обучающимися с задержкой психического развития за учебный период с  2014 по 2017 годы позволил установить взаимосвязь между содержанием деятельности учителя-логопеда и результативностью логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития.

Систематизация всех направлений и видов самообразования, обмен и распространение опыта, повышение квалификации позволило повысить уровень профессионализма.

Для оценивания профессиональной деятельности учителя-логопеда были выявлены и разработаны показатели и критерии  оценивания эффективности. Данные критерии были определены через анализ опроса учителей-логопедов образовательных учреждений города Тутаев. Значимым критерием оценивания эффективности профессиональной деятельности является положительная динамика коррекционно-развивающей работы с обучающимися, нуждающимися в логопедическом сопровождении. Важным показателем  оценивания выступает включение родителей в коррекционный процесс. Одним из критериев оценивания эффективности работы учителя-логопеда является  распространение и обмен опытом на различных уровнях. Необходимым критерием оценивания становится повышение уровня квалификации специалиста в области специальных знаний в работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанные критерии дали возможность оценить свою профессиональной деятельность в работе с обучающимися с задержкой психического развития и прийти к выводу о ее эффективности на этапе модернизации системы образования.

Гипотеза данного исследования, подтверждена. Повышение качества оказываемой помощи обучающимся с задержкой психического развития в условиях модернизации образования возможно при соответствии профессиональной деятельности учителя-логопеда определенным требованиям.

Данная работа будет интересна специалистам, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования, практикующим учителям-логопедам, администрации образовательных учреждений, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

В презентации описан опыт  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...

Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал содержит рекомендации учителя-логопеда для учителей, которые работают с обучающимися, имеющих тяжёлые нарушения речи....

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходим...

Презентация по теме "Система работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"

Цель презентации - оказать помощь учителям, предложив им базовые рекомендации и инструменты для работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).В презентации рассматриваются следующие вопросы:...