Работы моих учеников
творческая работа учащихся (1, 2, 3, 4 класс)

Буянтуева Виктория Ринчиновна

Научно-практическая конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_violetta.docx22.07 КБ
Файл npk_eko-azbuka.docx26.14 КБ
Файл npk_dorzhiev_mergen.docx19.95 КБ
Файл baatar_bair_hoyor.docx17.01 КБ
Файл stsenke.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Джидинский район

МБОУ «Боргойская СОШ»

Районная научно-практическая

конференция  учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация. История семьи.

                                                   Тема: «Что в имени моём? »

Автор :Мункожапова Виолетта,ученица  4 класса

                                                              МБОУ «Боргойская СОШ» Джижинского района

Домашний адрес: у.Боргой,ул.Гагарина ,

Телефон: 89025311309

                                                                    Руководитель:Буянтуева Виктория Ринчиновна

Телефон: 89834345781

2019 г

Оглавление

1. Введение.

 2.Основная часть:.

  2.1 Какие бывают имена.

 2.2 Характеристика моего имени.

  2.3 Виолетта   в истории.

3.. Заключение.

 6. Литература.

Введение

                                                                                                  Имена, имена, имена –

 В нашей речи звучат неслучайно:

 Как загадочна эта страна –

 Так и имя – загадка и тайна.

 В этой жизни, а может и в той,

 Под земною звездою небесной

 Охраняет любого святой,

 Не для каждого, впрочем, известный.

 А.Бобров. «Имена».

«Что в имени тебе моем?» - вопрошал Пушкин, и все последующие поколения отвечают на этот вопрос, раскрывая собственное понимание. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

 Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности.

  Виолка,  Виолетка, Виолетта– это мое имя! «Что в имени моем?». А правда, что? Вот тема исследовательской работы.

Цель работы:  выяснить значения и происхождения имени Виолетта

Задачи исследования:

Найти четкое определение понятия «имя»;

Узнать своё  уменьшительно-ласкательное имя;

В результате анкетирования выяснить знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;

Узнать знаменитостей с моим именем.

Гипотеза исследования: предположим, что имя Виолетта  нераспространенное в нашей стране.

Объект исследования: имя  Виолетта

Предмет исследования: истоки моего имени, частота употребления его.

Основная часть

1.Какие бывают имена.

Прочитав книгу «Имени тайная власть» Валерий Андреевича Миронова, я узнала, что человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.

 Имя – личное название человека, даваемое при рождении (по словарю С.И. Ожегова).

 Имена людей – это часть истории народов. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные имена. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Вот несколько имен характеристик: по внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой;; по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун; по профессии – Кожемяка, Селянин и др.,а у бурятского народа имена Алдар от слова алдартай, Бэлигто –бэлигтэй и. т. д.

 Кое-кто может не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Характеристика моего имени:

 Я попробовала отследить истоки моего имени.

Я начала исследование с формулирования основополагающего вопроса «Что в имени моём?» Виолеттой меня назвал мой папа Александр. Потому ,что  лучше  всего к имени Виолетта походит отчество Александровна

Цвет лиловый        

Камень аметист

Именины 19 января

Благоприятное растение: фиалка.

Дерево: ива

Покровитель имени: форель.

Счастливый день: четверг

Счастливое время года: лето.

Моё уменьшительно-ласкательное имя :.Виола, Вета, Вита, Вела, Летта, Веточка, Ветушка, Виолетушка.

Имя Виолетта действительно очень необычно не только по звучанию, но и по значению и  несет только положительный заряд  Имя моё пришло к нам из латинского языка, где слово viola обозначает «фиалка». Во многих языках это имя — синоним цветка.

Узнала ,что Виолетты  когда маленькие  наделены нескончаемым позитивом. Им нравится быть в центре внимания, организовывать друзей на интересные игры.  Иногда непослушны и упрямы. Открыты для окружающих, сопереживают чужому горю. Склоняется мое имя вот так: И. п (Кто?) – Виолетта

Р. п (Кого?) –Виолетты

Д. п (Кому?) – Виолетте

В. п (Кого?) – Виолетту

Т. п (Кем?) – Виолеттой

П. п (О ком?) –  о Виолетте

2.3 Виолетта в истории Кстати, именно Виолеттой  звали героиню известной оперы «Травиата», которую написал знаменитый и популярный в свое время итальянский композитор Верди.

Виолетта Нозьер (1915–1966) — известная французская убийца, по мотивам её жизни, преступлений и суда была написана книга и снят фильм;

Виолета Парра (1917–1967) — чилийская художница, певица, фольклорист, автор стихов. За сбор и исполнение народных песен получила национальную премию. Существует фильм, в основу которого положено жизнеописание этой женщины;

Виолетта Константиновна Кошева (род. 1940) — российский политический деятель, депутат Государственной думы второго созыва, бывший член Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи;

Виолета Динеску (род. 1953) — немецкая пианистка, композитор, педагог румынского происхождения. Автор ряда журнальных статей, профессор Ольденбургского университета, выступает с лекциями в США и ЮАР. Обладательница многих наград; Виолетта Трофимовна Бовт (1927–1995) — артистка балета, преподаватель, народная артистка СССР, выступала в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

5.Проводила анкетирование:

Знаешь ли ты, что такое «имя»?        

Хочешь ли изменить своё имя?

Знаешь ли ты значение своего имени?

 Кто дал тебе        имя?

Результаты исследования таковы:

Из 23 опрошенных учеников:

  • Никто не хочет изменить свое имя
  • Имена выбирают:
  1. Ламы в дацане – 1 чел.
  2. в честь кого-либо – 7 чел.
  3. по моде – 3 чел.
  4. по звучанию – 2 чел.
  5. остальные не знают – 8 чел.
  • Не знают значения своего имени – 10 чел.

Заключение

Роль имени в жизни человека очень велика. На протяжении веков шел процесс приспособления заимствованных имен к системе русского языка. В результате этого многие имена вошли в быт не в искусственных церковнославянских, а в народных формах.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком.

 Изучив свое имя, я сделала вывод:  

имя Виолетта  - одно из самых древних имен; существуют за рубежом и в России;

имя  Виолетта -  нераспространенное  в нашей стране .Моя гипотеза подтвердилась. Оно не очень часто используется в России, зато популярно во Франции, США, Италии и Англии, чуть меньше в других европейских и южноамериканских странах

Я сделала еще один вывод, что в современном мире выбор имени зависит:

 - во-первых, наиболее распространенными являются случаи выбора имени в честь родственников;

 - во-вторых, благозвучие имени и соотнесенность его с отчеством, фамилией;

- в-третьих, случаи употребления редких и своеобразных имен.

 Реже выбор имени зависит от случая.

 Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.

И в заключение хочется сказать, что плохих имён не бывает. Главное, чтобы не имя украшало человека, а человек имя.

Литература

1.Энциклопедия имен вашего ребенка: практическое пособие для родителей / Б.Ю. Хигир – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008,

2.Имени тайная власть/ В.А. Миронов. –М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000, .

 3.Грушко Е., Медведев Ю. Словарь имен. – Н.Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1996..

 4. Никонов В.А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988.

 5.Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991



Предварительный просмотр:

Джижинский район

МБОУ «Боргойская СОШ»

Районная научно-практическая

конференция  учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация.Экология.

Тема: «Эко-азбука Боргойской степи»

Автор :Сагалеева Сэржэма, ученица 4 класса

                                                              МБОУ «Боргойская СОШ» Джижинского района

Домашний адрес: у.Боргой,ул.Гагарина ,59

Телефон: 89835350752

                                                                    Руководитель:Буянтуева Виктория Ринчиновна

Телефон: 89834345781

2019

Оглавление. 

1. Введение ……………..……….. …………………………………………………………..

2. Основная часть. Реализация проекта «Экологическая азбука Боргойской степи» ….. …

2. 1  Подготовительный этап ………………………………………………………………….. 

2.2  Практический этап …………………………………………………….…........................

2.3  Аналитический этап ………………………………………………………..…………… ..

3.  Заключение. ………………………………………… ……………….......…………… ……

4. Литература……………………..……………………..……………………………………. ..

 5. Приложение……………………………………….………………………………… ….…..

1.Введение  

В настоящее время остро стоит проблема экологии по окружающей среды. В этом случае поможет экологическая азбука. 

Причиной  создания данной работы послужила обеспокоенность  и понимание нами, школьниками,  современных экологических проблем и желание  защищать окружающую среду.

Живя в селе, я  вижу, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, порушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы. 

Я считаю, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический   проект  будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране. В этом заключается актуальность данного проекта. 

III. Цель проекта: 

- способствовать сохранению уникальной природы  родного края. 

Задачи проекта: 

  1. Разработать экологическую азбуку родного края для всех учащихся; 
  1. Усвоить этические и правовые нормы поведения в природе. 
  1. Вести фенологические наблюдения; анализировать и систематизировать полученную информацию. 

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, беседа. 

 

 

 

 

 

 2.Основная часть. Реализация проекта «Экологическая азбука родного края» 

2.1. Подготовительный этап 

Растительный и животный мир села  Боргой достаточно разнообразен. Неумолкающий щебет птиц как звонкий школьный звонок радует каждого. Именно здесь начинается знакомство с природой, проводятся исследовательские работы, практические занятия. Если мы не будем охранять и беречь природу своего села и школьной территории в частности, то нарушится экологическое равновесие нашей местности. Я приняла решение о создании школьной экологической азбуки. 

Проводила среди учащихся анкету по теме «Природа родного края»

Первое, что я сделала, когда начала собирать материалы к проекту, обратилась к историческим фактам, разговаривала со  сторожилами  села, главой СП «Боргойское» Сагалеевым Э.С., провела социологический опрос среди жителей села Боргой о птицах и животных, обитающих на нашей территории.  Беседовала с Вандановой  Долгор  Дармажаповной  (учитель биологии на пенсии), Цыбикжаповой Энгельсиной Батуевной, Ринчиновой  ДулмаСурун Дамбаевной.  

По их словам,  на территории нашего села обитали такие животные как корсак, лисы, тарбаганы, зайцы, сурки.  Перелетные птицы останавливаются на отдых, такие как журавли и утки в больших количествах.  Раньше в конце 20 столетия выйдя за околицу леса можно было собрать дикий лук. Но сейчас, к сожаленью, за ним надо идти далеко. Местное население охотиться на тарбаганов, т.к. его мясо считается самым чистым и полезным. Шкурки используются для шитья шапок. Поэтому их  количество у нас уменьшилось намного.  

Что же делается в селе у нас, чтобы сохранить природу нашего края? С этим вопросом я обратилась к главе нашего СП «Боргойское» Сагалееву Э.С. 

Вот что он нам ответил:  дважды в  год на территории поселения проводятся Месячники чистоты, в котором принимают участие все жители нашего села. Наше поселение является неоднократным  Победителем в номинации «Самое чистое село».  В селе построен скотомогильник по всем требованиям ветеринарной службы. Несанкционированные свалки все уничтожены, есть только одна санкционированная свалка, куда население выбрасывает мусор. Наложен запрет на охоту на животных занесенных в Красную книгу.  

 

 

 

 

 Организационный этап:   

  Мы должны учиться у  сохранять  мир, перенимая  полезную привычку – не мусорить.

Работа по созданию экологической азбуки родного края началась с пристального изучения учебных программ .Я  выяснила, какие предметные учебные экскурсии предусмотрены по  окружающему миру. После этого была обследована местность, изучена литература о природе нашего края.  Экологическая азбука - это своеобразный учебно - просветительский кабинет  по изучению и сохранению природы. Моя экологическая азбука будет помогать изучать природу родного края.  

  1. Практический этап.   Боргойский заказник. История создания. 

Заказник расположен в непосредственной близости к селу Белоозерск, которое находится на берегу озера Верхнее Белое, в 20 км от районного центра — села Петропавловки.  Заказник создан в 1979 году во исполнение международной Конвенции «Об охране перелетных птиц и среды их обитания».

Цель деятельности заказника — обеспечение благоприятных условий для пролета птиц и их гнездования. 

Территория заказника включает в себя холмистый участок боргойской степи вдоль реки Джиды, на котором расположены три достаточно крупных озера: Нижнее Белое, Верхнее Белое, Каменный Ключ и несколько мелких озёр, в том числе имеющих временный, сезонный характер — в виде заливных лугов. Общая площадь водоемов составляет порядка 5 тыс. га. 

Открытый степной ландшафт заказника включает в себя степь, лесостепь, болотные, прибрежно-обводненные природные комплексы. Примечательная особенность — на поверхности почвы по берегам озёр нередко виден белый налет, так называемый «хужир» — выход солончаковых минеральных солей. 

Создание экологической азбуки родного края. 

Если и есть рай для птиц, то это, безусловно, Боргойский заказник – место массового перелета, отдыха, кормления и гнездования многих видов водоплавающих и околоводных птиц. Пик перелета приходится на конец апреля – начало мая, когда большая часть озера еще покрыта льдом.. Небо наполнено голосами журавлей и жаворонков. Подобное явление привлекает многих орнитологов, в том числе и зарубежных.  

Многие птицы остаются на гнездовье. Большое внимание уделяется «краснокнижным» видам. На территории заказника обитают: дрофа, беркут, сапсан, кречет, балобан, черный гриф, черный аист, шилоклювка и др. По соседству с пернатыми живут и типично степные жители: красная лисица, солонгой, тарбаган. В Красную книгу РБ занесены корсак, кот-манул, даурский еж, заяц-толай. Они редко попадаются на глаза, очень осторожны и ведут преимущественно ночной образ жизни. 

На пролете бывает до 10-20 особей лебедя-кликуна и хищные сапсан, кречет, балобан. Дрофа, обитатель открытых ландшафтов, встречается редко, чаще на северной границе заказника. Численность составляет примерно 5-8 пар. Осенью перед отлетом скапливается до 40-50 особей. Численность ее постепенно увеличивается. Черный аист встречается на увлажненных луговых участках вдоль реки Джида, около сел Нюгуй и Тасархой. Манул встречается крайне редко, его численность - 4-5 пар и не имеет тенденции к увеличению. Заяц-толай обычен для заказника и стал исчезать в связи с распашкой.

Изучив весь материал, я  приступила к работе: 

Буква А: Аист черный занесен в Красную книгу. В отличие от белого аиста, черный аист не любит соседства с людьми и никогда не поселится рядом с человеческим жильем. Поэтому интерес к этой птице вызван и тем, что образ ее жизни еще недостаточно изучен. 

Привлекает внимание оригинальное оперение черного аиста. Если смотреть на птицу сверху, она кажется полностью черной. А когда аист находится в полете, хорошо видны белые перья, покрывающие грудку и половину крыльев птицы. Создается впечатление, что птица одета в черный фрак и белоснежную рубашку. 

 Буква Б: Беркут — птица очень выносливая. Благодаря своему умению использовать потоки воздуха он может часами парить в воздухе, высматривая жертву. Орел беркут обладает мощным и сильным телом. Размер беркута составляет около 70-90 сантиметров в длину, размах крыльев в среднем 180-250 сантиметров. Самка беркута намного крупнее самца. Ее вес достигает 7 килограмм, а вес среднего самца от 3 до 5 кг. Птица беркут имеет характерный орлиный клюв крючкообразной формы, загнутый острым концом вниз. Еще одной особенностью являются перья на зашейке – у беркута они немного удлиненные. 

 

 2.3.Аналитическая часть. Изучив данное пособие, мы будем представлять себе ценность богатства родного края и более бережно относится к природе.   Разработали правила поведения на природе.

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе! 

• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком. 

• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы. 

• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками

Заключение. 

 Данное пособие позволит в красочной и доступной форме изучить природу родного края. Обладая таким природным богатством мы должны беречь первозданную красоту родного края. В «Экологическую Азбуку Боргойской степи» вошли как животные, занесенные в Красную книгу и просто обитающие в нашей местности. 

Работа над  проектом  завершена. Финалом данной работы была презентация брошюры «Экологическая азбука Боргойской степи».  Далее в этом направлении я хочу создать азбуку редких растений Боргойской долины.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:  

  1. Сайт Боргойского заказника 
  1. Красная книга Бурятии  

 
 

 
 

 
 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джижинский район

МБОУ «Боргойская СОШ»

Районная научно-практическая

конференция  учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Номинация. История семьи.

Тема: «Откуда я родом и где мои корни? »

Автор :Доржиев Мэргэн,ученик 1 класса

                                                              МБОУ «Боргойская СОШ» Джижинского района

Домашний адрес: у.Боргой,ул.Гагарина ,23

Телефон: 89085942418

                                                                    Руководитель:Буянтуева Виктория Ринчиновна

Телефон: 89834345781

2019 г

Оглавление

.Введение

Основная часть:

 1. Немного о себе.

2 Моя семья.

3.Откуда я родом и где мои корни?

.Заключение.

Список литературы

​ Введение

       Родина, Отчизна, Отечество. Они близки и по значению: Отечество- земля наших отцов, отчий дом- дом нашего отца. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную

Задачи работы:

1.​ Составить генеалогическое древо семьи.

2.​ Собрать исторический материал о моих предках.

Объект исследования: родословная семьи.

Предмет  исследования: моя семья  -мои корни

Методы исследования:

1.​ Опрос родственников.

2.​ Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

 Основная часть

 Что такое родословная? Родословная или родословие - это поколение людей твоего рода.

      Самой распространённой семейной традицией является сбор и хранение фотографий, вырезок из газет прошлых лет, писем, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. При составлении родословной своей семьи я узнал много нового о самых близких своих родственниках.

1.​ Немного о себе

  Имя Мэргэн мне дал в дацане Чингис лама. Мэргэн означает «меткий». Я родился 13 августа 2010 года в селе Боргой. По гороскопу я Лев. По характеру я активный, сообразительный, вспыльчивый, но отходчивый, общительный. Обладаю прекрасной памятью, охотно учусь в школе, люблю математику, чтение, рисование, физкультуру.

Мои увлечения: современные танцы, играть в футбол, мастерить из дерева. Очень люблю ухаживать за животными, играть с друзьями на улице, люблю, когда к нам приходят гости.

Любимое время года: лето, потому что, лето провожу на отаре помогая дедушке и бабушке с хозяйством.

Любимый автор: Агния Барто, потому что ее стихи добрые, веселые и они чему-то учат.

Моя главная мечта: чтобы у меня была дружная и крепкая семья.

Моя семья

Семья – это, что с тобой всегда.

Вот она, моя семья:

Папа, мама, брат, сестрёнка  и я!

Мой брат, Женя, родился 9 августа в 2005 году. Женя означает «благородный». Жене сейчас 12 лет, он учится в 6 классе. Женя очень любит и умеет красиво рисовать и еще любит смотреть программу про животных. Мой брат сильный, спортивный и добродушный. Я его очень люблю. У меня есть сестрёнка Сарюна.

Мой папа, Доржиев Хэшэгтэ Лубсангомбоевич, родился 19 марта 1984 года в с. Боргой Джидинского района. Папа очень нас любит. Он всегда мне помогает, если у меня что-то не получается. Мы с ним часто мастерим из дерева, разговариваем на разные темы. Еще он научил меня пилить ножовкой. Папа учит меня проигрывать с достоинством. Мой папа трудолюбивый. У него золотые руки в том плане, что все он делает аккуратно, надежно и долговечно. Мой папа самый добрый и самый лучший на свете.

Моя мама, Цыренова Арюна Чагдаржаповна, родилась 17 апреля 1988 года в с Боргой Джидинского района. Мама работает учителем в Боргойской школе. Мама с папой познакомились в Боргое. Моя мама строгая, она хочет, чтобы у меня все получалось хорошо, поэтому когда я делаю домашнее задание, она просит меня быть очень внимательным и аккуратным. Мама научила меня всему. Дома мама неустанно заботится о нас. Вместе с папой помогают по хозяйству дедушке и бабушке. А хозяйство у них не маленькое. Они держат много скота. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А еще она умеет вкусно готовить. Я очень люблю своих родителей.

         Откуда я родом и где мои корни?

1.​ Мои бабушки и дедушки

 Мой дедушка, Доржиев Лубсан-Гомбо Чимитович, родился 1 сентября 1957 года в селе Боргой. Он очень добрый дедушка.

 Моя бабушка, Доржиева Цыпылма Чоймболовна, родилась 12 июня 1954 года в селе Боргой. Моя бабушка без дела не сидит ни минуты. В доме у нее всегда чисто и уютно. И хотя ей уже 60 лет, она выглядит молодой и красивой.

Мой второй дедушка, Цыренов Чагдаржап Раднаевич, родился 5 августа 1965 года в селе Боргой. Мой дедушка работал шофером в колхозе «60 лет октября». Часто деда отправляли в дальние командировки, за время работы шофером дед побывал в Монголии, в Иркутской, Читинской областях. Также работал на стрижке, стриг баран, в день постригал 130 баранов. Становился 2-3 раза чемпионом района, и за это его наградили путевкой в Сочи, Москву. Мой дедушка знает все машины: ему не составит особого труда починить неполадки в машине.

Моя вторая бабушка, Цыренова Туяна Николаевна, родилась 10 июля 1968 года в селе Боргой. Работала в детском садике. Сейчас у них 3 внука и я у них самый любимый.

2.​  Мои прабабушки и прадедушки.

Мой прадедушка, Доржиев Чимит Хандуевич,1918 года уроженец Боргоя,участник Великой Отечественной войны.

Моя прабабушка, Доржиева Сэндэма Мункуевна, родилась 1 марта  1925 года в селе Нижний Бургалтай

Мой прадедушка, Цыренов Радна Очирович, родился в селе Боргой 12.03.1930 г. Всю жизнь проработал шофером в колхозе «60 лет октября». От района получал путевку и ездил в Болгарию.

Моя прабабушка, Цыренова Бубэй Дарицыреновна, родилась в 18.07.1930 году в с Нюгуй. Родила и воспитала 10 детей. Награждена медалью «Мать героиня 1,2,3 степени».

Мой прадедушка, Надмитов Николай Цырендоржиевич, родился в 26.12.1938 году в селе Боргой. Долгие годы работал кочегаром. Потом работал чабаном.

Моя прабабушка, Надмитова Евдокия Балдандоржиевна, родилась 21.04.1942 года в селе Боргой. Работала дояркой, поваром, уборшицей в школе, чабанкой. Воспитала 13 детей. Награждена медалью «Мать героиня 1,2,3 степени».

3.​ Мои далекие предки

      Мой прапрадедушка Палаг

Мой прапрадедушка Чимитов БалданДоржо,был знаменитым чабаном

Моя прапрабабушка Чимитова ЦыренХанда, была прадедушке помощницей

Мой прапрадедушка Чойдонов Цокто Ринчинович 01.05.1912г. Родился в селе Нюгуй.

Моя прапрабабушка Цыренова Дарижап Цыреновна родилась в марте 1911.

Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, я узнал родословную своей семьи. Мне было очень интересно узнать о профессиях наших родственников, как они жили и трудились в разные годы жизни.

 На примере моей семьи я понял, что любые трудности можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту.

     Теперь я знаю о своих корнях, всё для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги моего рода.

  Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.

     И в заключение я понял, что семья – это одно целое. В семье должен гореть очаг. Для меня семья – это все. Если в семье весело, то все смеются и радуются. Если грустно, родные люди всегда помогут.

    Я узнал много интересного о своей родословной и хочу в дальнейшем более подробно продолжить ее изучение.

 

Список использованной литературы

1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2009

3. Интернет ресурсы: «Как написать родословную своей семьи», «Где искать сведения о предках?»

4. Семейный архив (фотографии)

5. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. - М., Русский язык,1987.

6. Детская энциклопедия: «Папа, мама, ты и я»

 

 



Предварительный просмотр:

                                       

Конкурс литературных работ

Выполнил:  ученик 4 класса,  Олзобоев Нима

                                          Баатар Баир хоёр.

    Энэ дэлхэйн эртэдэ,нэгэ нютагта  аха ба дYY ажаhуудаг байгаа. Баатар гэдэг ахань  шамбай ехэ  бэетэй, шадал ехэ хYсэтэй, шалбагар зузаан уралтай, шал залхуу  hэн ха. ДYY       хYбYYн  Баирнь  дYYрэн сэсэн ухаатай, тусгаар олон  аргатай,тунгалаг хурдан бэлигтэй, тоhон тYргэн хэлэтэй, торгон нимгэн уралтай, онсо мэргэн  харбаатай ой бэрхэ юм hэн ха. Баир гээшэнь хYхюутэй, зугаатай,элYYр энхэ, Yбшэн зоболон мэдэхэгYй, харин Баатар ахань ходол муу шарайтай, эндэ тэндэ   Yбшэн зоболонгоо тоолоод суудаг байгаа.  Эжы аба хоёрнь      хYбYYдтээ дуратай гээшэнь аргагYй. Тиигээд Баатармнай юндэ иимэ муу шарайтайбдаа, юунээс болооб гээд лэ,  бYхы     эмшэдээр абаад ябаба, туса болохо  юм Yгы.

   Баир гээшэнь долоон дYримдэ дуратай         hэн. YглƟƟгYYР     эртэ босоод зарядка хэхэ,       сэбэр сайхан агаарта ябаха, тамхи, архи гэжэ юрэдƟƟшье   мэдэхэгYй, олон сайн  нYхэдтэе спортзалда наадаха. Харин Баатар гээшэ ахань дураараа унтаад лэ, планшетаа хараад, ябахань биршоог, эдихэнь горшоог, нYхэд  сYYдэр Yгы.Дуратай юумэ хээд лэ, аймшагтай муухай юумэндэ сураа, хэдэ дахин тамхи татаад YзƟƟ. ЮрэдƟƟшье  ƟƟРынгƟƟ бэе тухайгаа санангYй ябана.

      Баир дYYНЬ   ахадаа:- БY  тиигыш, ахамни, бэе гамныч, хоюулаа зарядка хэе, тамхи бY татыш, элYYР энхэ тамир байжа сураял!

     Ахань дYYГЭЭ    Дуулахаш дуурань Yгы, урдаасань энеэжэ байгаад лэ хэлэнэ:

                      БYхы юумэ намда хамаагYй, дураараа байха дурам хYрэнэ,

                      Тамхяа татаад, пивэ угаад байхам,

                      намда сургуульч хэрэгYй!

                      Иигээд  байхада гоёл даа!- гэбэ.

 Нэгэтэ Баатар ахань нэгэ жэгтэй газар орочобо.Харан гэхэдэнь тэндэнь тамхи пивэ хоёр иигэжэ боосолдожо байба:

     - Хэмнэй олон хүнэй тгƟƟр  муудуулжа чадааб, тамхи, пивэндэ оруулааб? Хэмнэй ехэ ажал хэнэб?

             Боосо боосолдохоор, хэрэлдэжэ эхилбэ. Тэрэ хэрYYЛ  шууяаанда  тамхи, пивэнYYД олоороо сугларба.  Аймшагтай ехэ дайн болохоо байна.

    Баатар ехээр айгаад, хоорондонь орожо асууба:

-Таанад хэн гээшэт, юундэ иимэ ехэ дайн хэхэе байнат, юугээ буляасалдаабта?

-У у, чи эгээл бидэндэ хэрэгтэй болооч!Хэмнэй эгээл хYСЭтэйб? – гэжэ тамхи хэлэбэ.

-Эгээн тYРYYН  Yзыштаа, тамхи татахууч  али пивэ уухуч?

 Баатармнай тамхи татахам гэбэ.

Татаыш, татыш ямар сайн юумэ гээд лэ, -тамхид ехээр баярлаад лэ Баатарые тамхи дары дары татуулна.

  Дуугаа дуулнад:

            Никотин, никотин уушхан соошни орохол даа!

            Гархаш Yгы, гархаш Yгы, уушханай ханяад хэхэш даа!

            Никотин шусан соошни орохол, тамхинда чамай дуратай  бологохол даа!

             Никотин YхибYYДтэ хэрэгтээл хааш, хэрэгтээл хааш!

            Тамхи зуугаад байхадаа крутой болонош даа, болонош даа!

            Туранхай , яс арас, Yбчэн болохош даа! –гэжэ байгаад лэ тамхинар чангаар дууланад.

-Чи, YшƟƟ пивэ уужа YзЭхэч,  манай боосоое илгаруулхын тYлƟƟ, - гэлдэбэ пивэ, тамхи хоёр.

 Саашань аймшагтай юумэ болобол даа. Мундуу ехэ  бэетэй Баатармнай ехээр ханяагаад лэ,тэмтэрээд лэ тэнхээ тамир Yгы унашаба. Ёолоно , бархирна. Шамбай ехэ  бэетэй, шадал ехэ хYсэтэй Баатарамнай муу,  Yбшэн  Yбгэн болошобо.

   -Хайшан гээд лэ эЛYYр энхэ болохобииб? –гэжэ байгаад Баатармнай усан нюдэ орилбо.

Тиихэ Yедэ Баир санаа зобоод,ахая бэдэржэ гарасан байгаа.

 Тамхи пивэ хоёрые  хяа наманаад, ахая абарба.

Баатар дYYгээ хараад, физкультура, спорт хYниие элYYР болгодог – гэжэ ойлгобо.

Тамхи пивэндэ шунгахагYйб, залхуугаа хаяхам, спорт, физкультура хэхэм!-гэбэ Баатар.

 -Тамхи пивэ горитой юумэ бэшэ!- гэбэ дYYнь.

 Баатар нээрээшье бодоод, олон юумэ ойлгоо, тамхи татадагYй хYн ямар гоё сайхан  гээшэб даа!

 Тамхи, архи, пивэ,  наркотиктэ «Yгы!» - гэжэ хэлээд, Баатар  спортзал мини-футбол наадахая гYйбэ.

  Тэрээнhээ хойшо аха, дYY хоёр эбтэй , элYYр энхэ, Yбшэн зоболон мэдэнгYй хододоо хоюулан физкультура, спортодо  бэе шунгагаа.Гэр бYлэнь баяртай,ехэ найр наадан хээ.

  Би тэрэ айлда ороод сок уугаад гараасам.



Предварительный просмотр:

Сценкэ: Шаб шара Yндэгэн

Автор:    Yргэн hайхан нэгэ  нютагта

               Yбгэн ба хYгшэн хоёр,

                Гангинаха нэгэ гахайтай,

                Гэрээ hахиха арзагар нохотой,

                Гуша гаран тахяатай  ажаhуудаг hэн.

               Нэгэтэ сэлмэг нажарай Yдэр,

               Нэгэ hайхан эреэн тахяань Yндэгэлшэбэ,

              Наран шэнги шаб шара, ялагар Yндэгэн гаргаа.

 ХYгшэн: Эй,    Yбгэн   тYргэн  бодыш!    

 Yбгэн: Юу болооб,  шимни    зYнгэлƟƟгYYш?

               Юундэ иигэтэрээ хашхараабши?

ХYгшэн:Yгы  харыш, би юу олообииб,

               YнƟƟхи тахяамнай YндэглƟƟ!

Yбгэн: YндэглƟƟ   hаа, YндэглƟƟ!

               Ямар минии хамаа юм?

ХYгшэн: Yндэгмнэй миин бэшэл, харин алтан юм !

Yбгэн: ƟƟ ! Юу хэлээш? Нээрээ алтан юм гY?

             Тиигээ hаа бидэ хоёршни баяжаабди даа!

ХYгшэн: Пээ, Оо, ƟƟ ! Юу гээшэнь ялалзанабдаа!

Yбгэн: Ой, гал  тYймэр болошобуушта!

ХYгшэн: Ямар hайхан Yндэг   юм! Гоё даа!

Yбгэн: Ягаа hайхан Yндэг   юм! Гоё даа!

              ХYгшэмни, хYнэй хараагYй, мэдээгY й байхада,

              YндэгƟƟ        тYргэн     хадаглалда!

Yн      тоншоно) 

ХYгшэн: Yгы гэртэмнай хYн,

                  Ямар хашартай  хYршэнэр бэ,

                   Яагаа сагаа оложо ерэнэ гээшэб!

Yбгэн:      YYдээ тYргэн тээглыш,

                 Yрзэгэр нохойгоо уяанhаань табиш!

ХYгшэн: Бишни YглƟƟдэр город ошохом,

                 Базааар дээгYYр ябахам,

                 Баяшуул, наймаашан тэндэ олон даа

                  Бараг сэнгээр YндэгƟƟ худалдахам даа!

                   МYнгэ  болгоод,

                    мYнƟƟ залуушуулын Yмдэдэг норково дэгэл абахам!

Yбгэн:       Шимни юу хэлэнэш,

                   Хэлэхэдээ хэмжYYрээ мэдэ,

                   Хэлэхэдээ Yгэеэ шалга!

                   Муу hайн дэгэлээр юу хэхэшниб,

                   Мощно томо коттедж абая!

 ХYгшэн:   Горхо хараагYй аад,

                    Гуталаа бY  тайла!

Yбгэн:     hайн гоё мебель абаад табихадь!

  ХYгшэн:     Тэнэг сэсэн хоер хƟƟрэлдэжэ шадахагYй,

                       Тэмээн ямаан хоёр мYргэлдэжэ шадахагYй тэрээнhээ удхатай!

                        Юу хэлээб гэнэш,

                        Бидэ хYнhƟƟ  муу  байнагYйбди даа,

                       Коттеджи абаа  хаамнай хYн зон энеэхэл даа!  

Yбгэн:     Хы, энеэхэ хYн зон энеэжэл байгал!

                 ХYниие  хэлэхэдээ, бYргэд болохо,

                 ƟƟрыень хэлэхэдэ ,  YндэгƟƟ   дараhан тахяа шэнги болошохо!

ХYгшэн:    БY хашхара!

Yбгэн: Би эзэн гYб али хэн бэ?

ХYгшэн:    Ээ, Yндэгэмнэй YмхирƟƟл,хайшаа Yгы болооб?

                    Ы-ы, тэсэршээл!

Yбгэн:  Зай, хYгшэмни, бY   гунигла,

               Иимэ юумэшни иимэл байхадаа,

                Хайшан гээд байгаабди, тиигээд лэ ажаhууял  даа,

                ХYн зонhоо муу байнаагуубди!

                hанаhан хэрэгнай бYYтээстэй  байг,

                 хэhэн ажалнай абьяастай байг!

ХYгшэн:    Дэгэл, хубсаяа оёод байхада болохо,

                    Гэр бараагаа заhаад байхада болохо даа!

                     Дэгэлээ шэнэhээнь гамная,

                     Нэрэеэ хухарангYй ябаяа!

Yбгэн: ХYлhэ гарагангYй олоhон юм хYнэй зƟƟри болохогYй!

             ХYгшэмни, YYдээ нээгыш!

              ХYршэмни ерыт, орыт манайдаа!

ХYгшэн: Ээ, хYршэнYYдни, орыт, ерыт!

                 Олон мYнгэтэй байханhаар,

                  Олон нYхэдтэй байhан дээрэ!

Yбгэн: Зуун  улаан Yхэртэй байханhаар,

              Зургаан hайн нYхэртэй байhан дээрэ!

Yршэнэр ерэнэ)

Нэгэдэхи хYршэ: hайн нYхэрhƟƟ бала халдаха,

                                Муу нYхэрhƟƟ муугай  бала халдаха!

Хоёрдохи хYршэ: Нэрэ олохо- наhанай,

                                Нэрэеэ  хухарха – Yдэрэй! 

Бултадаа хамта хатарна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Творческие работы моих учеников"

Презентация содержит материалы творческих работ моих учеников к Всероссийскому дистанционному конкурсу "Семейные каникулы"....

Работы моих учеников

Поделки и рисунки учащихся....

Творческие работы моих учеников ( 1-2 класс).

Ученики с удовольствием выполняют эти работы . Это их заинтерисовывает в  учебной деятельности и  дает стимул   в  дальнейшем   хорошо заниматься с учителем....

Творческие работы моих учеников

Презентации, сообщения ,творческие работы и проекты....

Творческие работы моих учеников

Исследовательские работы...

Творческие конкурсные работы моих учеников

Работы моих ребят, победителей Окружного этапа: Конкурса "Ради жизни на Земле", "Пасхальный Благовест"Победители окружного этапа "Фестиваль искусств-2017" в номинациях: ...