Главные вкладки

    «Основные виды деятельности воспитателя в ГПД».
    материал (2 класс)

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Основные виды деятельности воспитателя в ГПД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_yanvar.docx26.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

    ДОКЛАД

    Основные виды деятельности воспитателя в ГПД

                                                                                                     Подготовила

    Воспитатель ГПД  Ивашкина Т.В.

    Атяшево

    Январь 2020 года

         

         «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают  другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». (Э. Гиббон)
    Учебная деятельность в ГПД
    Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания.  .     В  группе продлённого дня  в самоподготовке участвуют все, но, несмотря на общую программу,  уровень подготовки, требования педагога  слегка отличаться к разным детям. Более сильные дети помогают слабым, объясняют  принцип выполнения того или иного задания – обучая  учатся. Но принципы организации самоподготовки остаются едиными.
    - Самоподготовка проводится не ранее  14-45, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 30 минут. На самоподготовку отводится не более 1,5  часа.
    - Образовательная деятельность корректируется учителями, которые  сообщают воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информацию о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
    - Воспитатель   видит главной целью самоподготовки  в  ГПД не только выполнение домашнего задания. Гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.

    1. Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
    2. Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
    3. Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
    4. Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
    5. Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также   обращает  внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.

    Так, в условиях группы продлённого дня,  формируются жизненные компетентности, как целостная система. 

    Познавательная деятельность в ГПД

    Воспитатель ГПД, формирует отношение к любой деятельности, включая образовательную.  
    Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. («Как избегать конфликтов»,  «Как избегать конфликтов», «О внимании и понимании» т.п.) Как правило, такие беседы   носят общеобразовательный или воспитательный характер. Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный.   В свободное время   комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в себя творческие занятия, коллективные и индивидуальные формы досуга,  активную игровую деятельность. Например, при проведении занятия - «Скажем: «Нет!»  вредным привычкам».-   дети  изготавливают плакат по теме. Дают ему название  «Дерево жизни».   Кто- то рисует тёмную сторону дерева, кто-то светлую, другие  - вырезают  подготовленные привычки  вредные и полезные, третьи наклеивают, все помогают их правильно распределить на сторонах дерева. Все берут участие. Получается, что дети не просто слушают, но берут активное  и осознанное участие, применяют    полученные знания и учат других -  коллективная работа выставляется на всеобщее обозрение (они объясняют работу тем детям, которые не ходят в ГПД ), достигается  цель познавательная деятельности ГПД – раскрывает  потенциал детей, создаёт благоприятная психологическая  атмосфера, формирует навык   переключаться с одного вида деятельности на другой, а так же  максимально эффективно использует мощный педагогический потенциал игры.  

    Коммуникативная  деятельность в ГПД

    ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
    То есть,  дети осваивают общение:
    - деловое, светское ,например, на занятиях по теме «Телефонный этикет»,  дети получают попарно    задания: «вы ошиблись номером»,  «вы позвонили другу, а трубку взяла мама,  которая вас ещё не знает», «вы позвонили в школу, чтоб уточнить, когда начнутся занятия после каникул»  и т.п  Эти ситуации дети продумывают, инсценируют, а потом все вместе комментируют увиденное);
    - игровое. Учащиеся учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Например, во время игры «Много авторов» все садятся в круг. Воспитатель начинает рассказывать придуманную историю и останавливается на самом интересном месте.  Его сосед продолжает рассказ, сочиняет его дальше и тоже прерывается в  интересном месте. И так продолжается до последнего участника круга.
    Воспитатель ГПД  умело общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
    - воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
    - воспитатель  общается с учителями, которые информируют его о тех особенностях детей , которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
    - воспитатель ГПД общается с родителями детей, которые посещают группу продлённого дня, и может рассказать  им,  на что  важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.

    Спортивно - оздоровительная деятельность в ГПД

    Забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена воспитателем таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
    Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
    Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитателем ГПД проводятся беседы с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
    Воспитательная деятельность в ГПД
    В конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию -  нравственному воспитанию или воспитанию экологической грамотности.    Вовремя замечаются признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее и принимаются меры (беседы с ребёнком, вовремя оказывается помощь, организовываются игры  с участием отвергаемого ребёнка и т.п.). Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой.  Воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель сопоставляет, анализирует, опираясь на знания и  педагогический опыт. Достигается цель - воспитать достойного человека, сформировать основу характера. И именно поэтому воспитатель считает, что  функции в данном случае вторичны, так как влияние человеческого фактора в работе ГПД очень велико (сам соответствует тем требованиям, которые ставит детям). Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД   планомерно достигает поставленные цели и реализовывает задачи.  

    Художественно-эстетическое обучение

    Воспитатель группы продлённого дня прививает ученикам   осознанное отношение к сведениям об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа России.
    Для развития поликультурной  компетентности младших школьников в условиях ГПД,  она как бы  «переносит» учеников  в другую страну,  другой образ жизни «оживляет» коммуникативную ситуацию. Использует изучение разных народных игр.

    Предлагает  на занятиях иллюстративный материал, который  раскрывает содержание предложенной актуальной и аутентичной информации. Это и карты стран, изображения флагов, костюмы разных народов, и т.д. Дети сравнивают их.
    Занятия страноведения, ролевые игры  помогают ребятам понять и свою культуру, и культуру других народов.
    Формы работы,  способствующие социализации личности младшего школьника, накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей  общества:

    1. применение нетрадиционных форм проведения занятий  (занятие  – соревнование, занятие – экскурсия,   и др.);
    2. использование нетрадиционных форм учебных занятий (проектные занятия, творческие мастерские и др.);
    3. использование игровых форм;
    4. диалогическое взаимодействие;
    5. проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
    6. использование различных форм работы (групповые, командные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
    7. интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
    8. использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
    9. использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)

    Рефлексия   

    В    профессии педагога нет  предела  совершенству. То, что еще  вчера  казалось единственно  возможным, выглядит  сегодня безнадежно  устаревшим; появляются  новые  идеи  и желание что-то  изменить.    Поэтому воспитатель должен быть  в постоянном  поиске, задавая  себе  рефлексивные  вопросы:
    - Что она делает?
    - С какой целью?
    - Каковы  результаты этой  деятельности?
    - Как она этого достигнет?
    - Можно  ли  сделать  лучше?
    - Что она будет  делать  дальше?
    Рефлексия является обязательным условием саморазвития. В этом я солидарна со словами  В. Набоков «Мы можем узнавать о  предмете все  больше  и  больше, но вы никогда не  сможете  узнать о нем все; это безнадежное занятие».

    Вывод

    Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств     определяют способность педагога  воспитателя осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с учащимися, и в конечном счёте его эффективность и как учителя, и как воспитателя. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Обучение чтению как основному виду речевой деятельности"

    Статья посвящена проблемам и способам обучения английскому языку в начальной школе...

    Формирование основных видов речевой деятельности

    Раскрытие вопроса представлено в виде презентации. Возможно дополнение своими примерами...

    Формирование основных видов речевой деятельности

    Раскрытие вопроса представлено в виде презентации. Возможно дополнение своими примерами...

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

    Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

    Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся раздел "Математика"

    Раздел 7. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся  №    п/п Дата Тема урокаХарактеристика деятельности учащихсяи планируемые рез...

    Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся раздел "Окружающий мир"

    Раздел 7. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся  №    п/п Дата Тема урокаХарактеристика деятельности учащихся и планируемые ре...

    Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

    Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....