Доклад на педсовете
материал

«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_lichnosti_silami_semi_i_shkoly.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Теме доклада: «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Цель: систематизировать опыт работы  ОУ по  созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.

Задачи:

1. Анализ школьной системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.

2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.

«Удивительный этот дом - школа!

          Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями  дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой». В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!

          И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»

Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.

А теперь -  реальность, которую диктует нам жизнь:

        Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.

     Появление ФГОС НОО ОВЗ – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  высокотехнологичном, конкурентном мире.

       Школьное  образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Таким образом,  на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентно способную  личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.

Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,

 Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена  хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

           

Наши  дети определяют творчество так:

  • Это «увлечения, которые не в тягость»,   которыми они готовы заниматься всегда;
  • это то, что человек делает своими руками и от всей души;
  • это проявление таланта, фантазии;
  • это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
  • вид  деятельности, в результате которой появляется  что-то  новое;
  • это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.

Как видите,  в этих двух определениях много общего.

 Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.

«Будь терпелив в ожидании чуда 
и будь готов для встречи с ним в ребёнке»   
          Ш.М. Амонашвили.

Кто же  в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается,  по результатам  опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители,  классный руководитель и педагоги дополнительного образования. Именно, взаимодействие  этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.

  Особое внимание уделяется   работе с   детьми.

- в школьной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации  детей

 -осуществляется психолого-педагогическая поддержка  детей;

- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);

- организуются  экскурсии, встречи с интересными людьми  для расширения кругозора  детей;

- ведутся  «Дневники успеха учеников или портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.

-привлечение  творчески   детей  в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.

Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году.

Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:

  • Первый -  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
  • Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
  • Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
  • Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.
  • Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.

Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:

  • Школа  (классный руководитель) информирует семью о планах работы

                         семья оценивает влияние  данной работы на детей,

  • школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,                                                

                            семья определяет меру содействия решению их,

  • школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,

                          семья откликается на приглашение, участвует,

  • школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
  •                       семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
  • школа  (класс) организует общее дело,

                                    семья участвует в общих делах.

Каждый классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:

Индивидуальные: посещение семьи, консультации.

Групповые:  заседание родительского  комитета, совета класса, консультации, беседы…

 Массовые: родительское собрание, праздники,

Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные. Детское творчество  неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт  обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.

Притча

  • Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?
  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

               И, подумав, добавил:

              - И мира тоже.

                                      Проект решения

  • 1. Продолжить  работу педагогических лекториев для родителей.
  • 2. Проводить индивидуальные тематические консультации

( социальный педагог, психолог, классный руководитель.)

3. Продолжить с целью более тесного взаимодействия школы и семьи проведение Дней открытых дверей.

  • 4. Классным руководителям использовать в работе положительный опыт воспитания в семье.
  • 5. На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять о недостатках семейного воспитания в конкретной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педсовет

доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...

Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"

В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Доклад к педсовету

Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....

Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".

Доклад можно использовать на педсовете....

Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».

ПРОЕКТНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ.  ПРАКТИКА  РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...