Главные вкладки

    Тема доклада: " Развитие осязания и мелкой моторики"
    учебно-методический материал

    Баева Татьяна Ивановна

    Данный материал раскрывает работу по развитию у детей мелкой моторике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gks_melkaya_motorika_doklad.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКС(К) РМ " Ардатовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IVвида.

    Тема доклада:

    " Развитие осязания и мелкой моторики"

    Подготовила

    учитель начальнх классов

     Баева Т.И.

    2015-2016 уч. год.

    «Дефект, по выражению Л. С. Выготского, «не только

    слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с

    одной стороны он нарушает деятельность организма,

    с другой – служит стимулом к повышенному развитию

    другой функции организма»

    Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому , что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации. Кроме того. в семье их не учат ощупывать предметы и действовать с ними в игре или посильном домашнем труде. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети с нарушением зрения не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. как это происходит у нормальтно видящих детей. Вследствии малой активности мышцы рук детей с нарушением зрения( особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными.Все это сдерживает  развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование предметно - пректической деятельности учащихся.

    Чтобы развивать осязание необходимы специальные коррекционные занятия, включающие осязание. мелкую моторику в процессе познания ребенком окружающего мира.

    В учебные планы для детей с нарушением зрения введен курс " Развитияе осязания и мелкой моторики" Ролью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного воспириятия предметов и явлений окружающего мира. А также обучение их приемам выполнения предметно - практических действий с помощью сохранных анализаторов.

    Дети должны овладеть приемами обследования предметов, познакомиться с набором той информации, которую можно получить с помощью осязания ( о форме, величине, материале предмета)

    Рспользоввание осязания и мелкой моторики следует применять не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях и уроках. В процессе изучения различных дисциплин имеются благоприятные условия для закрепления и совершенствования умений и навыков приобретенных учащимися на коррекционных занятиях.  Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участие осязательного тактильно - двигательного анализатора позволяют детям с нарушением зрения наиболее точно представлять предметы, пространство. что позволяет им успешно ориентироваться в малом и большом пространстве. Быть более активными. любознательными в процессе игры  и  обучения.

    Коррекционные занятия по развитию осязания строятся с учетом индивидуальных возможностей детей. уровня их развития и т.п. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или со всем  классом в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия или урока.  

    Среди учащихся с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило. дети с очень низкой остротой зрения - опираются, в основном на осязание, совершенно не используя при этом  имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания ориентировки в пространстве и практической деятельности..

    Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут  быть скорректированы в процессе формирования у них навыков бясенсорного или полисенсорного восприятия, т.е.рационального взаимодействия основания и имеющегося зрения, слуха, обоняния и др.

    Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства, физического воспитания и др.)

     Как известно,осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. К таким видам деятельности относятся следующие: обследование предметов. самообслуживание, ручной труд, занятия аппликацией, лепка, различные виды плентения, занятия способствующие подготовке руки и письму, а для слепых - и чтению рельефно - точечного шрифта и др. Перечисленные виды деятельности являются основой при планировании содержания коррекционных занятий по развитию осязания и мотрики рук.педагог может по  своему усмотрению некоторые темы осключить. заменить или дополнить. Все это зависит от педагогического опята и уровня развтьтя у ребенка осязания и мелкой моторики. При этом следует помнить  о том, что для формирования навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приемы. Это связано с тем, что одни упражнения в виде предметно - практической деятельности легче усваиваются слепым ребенком, а другие - ребенком с остаточным зрением, слабовидящим или страдающим косоглазием и амблиопией.

    Изучение практических действий детей с нарушением зрения во всех видах деятельности дает основание сделать вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, особенно там, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием происходит сложение. Практические действия носят замедленный характер.

    Дети с нарушением зрения труднее усваивают инструкцию, состоящую из нескольких действий, испытывают затруднения в процессе усвоения различного учебного материала, особенно там, где необходима зрительная ориентировка.

    Опираясь на все вышеизложенное можно сделать вывод, что восприятие детей с нарушением зрения обуславливается трудностями выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. Таким образом, необходимо вести систематическую работу по корректировке зрительного образа и компенсировать недостаточную зрительную информацию за счет развития полисенсорных взаимосвязей, когда в восприятии, регуляции и контроле предметных действий, наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности.

     При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.

    Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из 2-х частей:

    1. Упражнение для рук ( самомассаж, игры на пальцах. и т.п.). они необходимы для того. чтобы снять напряжение мышц кистей и пальцев рук. а также развить их подвижность и гибкость.

    2. Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно - практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику ( осязательное или осязательно - зрительное обследование предметов, лепка, конструирование. аппликационная лепка и др.)

     По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами педагог на одном занятии может объединить различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материалом программы.

    Предлагаемая примерная  программа рассчитана, в основном на дошкольников и учащихся 1 класса. Однако она может быть использована и в последующих классах. Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приемами предметно - практической деятельности.

    Примерная программа.

    1. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов.

    *  Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием пальцев.

    *учить различным действиям рукой и отдельными пальцами .

    2. Обучение приемам обследования предметов и их изображения.

    *учить соблюдению в определенной последовательтности при обследовании животных ( голова. туловище. хвост, ноги или лапы), растений ( овощи. цветы) , геометнических фигур, предметов домашнего обихода.

    *дидактические игры и упражнения: "Две руки идут навстречу друг другу", " Собери двумя пальцами палочки в коробок",Найди в замке место кде вставляется ключ", " Подержи мяч двумя руками. одной" и др.

    3. Выделение сенсорных эталонов формы.

    * учить различать с помощью осязания геометрические фигуры и находить эти формы в окружающих предметах

    * использовать дидактические игры и упражнения " Подбери себе пару", "Расставь фигуры по заданному образцу", "Найди в предмете, что у него прозрачного, треугольного, овальное и т.д" и др.

    4. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов:

    *учить различать свойства поверхности предметов;

    5. Формирование представлений в величине предметов;

    *учить детей различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов; наложение плоскостных предметов , измерением с помощью осязательных действий пальцев и т.д.

    6. Формирование приемов использования осязания в процессе ориенторовки в окружающих предметах:

    * учить определять поверхности( стен. пола, дверей и др), давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

    7. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов

    *учить детей классифицировать предметы по признакам и свойствам( круглые, пластмассовые, мягкие и др.)

    8.Ориенторование на плоскости с помощью осязания

    *учить выделять стороны,  углы, середину, учить размещать предметы по образцу и словесному указыванию.

    В ходе всей работы происходит использование дидактических игр и упражнений, что помогает демям легко узнавать и справляться с поставленными заданиями учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

     Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

    Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "

    В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Развитие осязания и мелкой моторики (базовый уровень)

    Рабочая программа курса " Развитие осязания и мелкой моторики"...

    Пособие "РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

    В пособии подготовлена подборка методического материала по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, а также развитию  умений и навыков осязательного восприятия предметов и...

    Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"

    Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...

    Консультация для родителей и педагогов «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

    Консультация для родителей и педагогов  «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения» представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены формы...