Конспект урока по обучению грамоте
план-конспект урока

Баринова Марина Васильевна

Конспект урока по обучению грамоте

 

 Тема: « Знакомство с буквой М,м »

(УМК «Начальная школа 21 века»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_papku_portfolio.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте

 Тема: « Знакомство с буквой М,м »

(УМК «Начальная школа 21 века»)

учитель начальных классов

МБОУ «Школа  № 121»  

Баринова Марина Васильевна

Н.Новгород

2017 год

Учебный предмет

УМК

Обучение грамоте

«Начальная школа 21 века»

Тема урока

Знакомство с буквой М,м

Тип урока

Изучение нового материала

Задачи урока

Развитие познавательных  логических УУД анализа, синтеза, обобщения на основе знакомства с буквой Мм и звуками [м], [м'],   со способом чтения прямого слога, частью речи- местоимением (без введения термина);

Развитие познавательных общеучебных УУД на основе   чтения  по слогам с  переходом на чтение целыми словами;  умения выполнять звуко-буквенный анализ слов, развивать устную речь учащихся, фонематический слух;

Развитие коммуникативных УУД на основе умения слушать собеседника, определения способа взаимодействия , совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

 Развитие личностных УУД на основе работы в паре

Ожидаемые результаты

Предметные

- соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

- выполнять звуко-буквенный анализ слов;

- читать по слогам с  переходом на чтение целыми словами;

Метапредметные

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формировать умение ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

-понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя из  личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оборудование: Л.Е. Журова , А.О. Евдокимова «Букварь» 1 часть, интерактивная доска, звуковые схемы у каждого ученика, карточки с индивидуальными заданиями

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:соотнесение звуков и букв, различение гласных и согласных звуков, выделение в слове гласных звуков, навыки чтения по слогам и целыми словами.

Этапы урока и хронометраж

  1. Мотивационно-ориентировочный этап   (10 мин)
  • Актуализация знаний учащихся
  • Создание проблемной ситуации
  • Формулировка цели урока, темы урока
  1. Операционно-исполнительский этап (15 мин)
  • «Открытие» новых знаний
  1. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин)
  • Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
  • Самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Мотивационно-ориентировоч

ный этап

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!

- Но для начала давайте определим, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.(характеристика цветов по Люшеру)

-Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чем.

На уроках ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь,

Спинка прямо у тебя,

Это делайте, как я.

Руки мы вот так кладем

И заданий дальше ждем.

Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держатся за руки.

Психологическая поддержка.

Дети занимают свои места

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

 

Актуализация знаний.

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора

Из любого спора.

На доске  представлены 5 иллюстраций (см. приложение к уроку- слайд)- дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

- Выделите первый звук в каждом слове. Составьте слово.

- Как вы понимаете слово «дружба»?

Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда- не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- Дружба нужна всем- и детям и взрослым. Как вы думаете, с чего начинается дружба?

Выделяют звуки, составляют слово

Отвечают на вопрос учителя

Познавательные логические УУД: формирование  действий анализа, синтеза

Создание проблемной ситуации

Формулировка цели урока, темы урока

-Сегодня к нам на урок пришли Маша и Миша.

(слайд)

-Они были большими друзьями. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы и одного звука, а Миша говорит, что с одной буквы, но  с разных звуков. Как вы думаете, кто из ребят прав?

- Нам нужно их помирить. Что мы можем для этого сделать?

- Как нам помочь им узнать: кто из них прав и почему, чтобы они больше не ссорились?

Ответы детей

Учащиеся высказывают предположение,  о том, что нужно сравнить первые звуки в именах детей

Личностное УУД – интерес к способу решения.

Познавательное УУД-

постановка проблемы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Операционно-исполнительс

кий этап

Открытие  новых знаний .

Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек

У доски работают 2 ученика, остальные учащиеся составляют схемы слов, работая в парах.

Затем, под руководством учителя, проводится анализ и проверка выполненного задания.

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».

-Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный? Докажите.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую возьмём фишку для обозначения звука?

(Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова)

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?

- К нам на урок пожаловала новая буква.  Это буква Мм(слайд)

Маша и Миша помирились. (слайд) вы помогли им узнать, что   их имена начинаются с одной буквы М.

 На что похожа буква? Из каких элементов она состоит?

Физкультминутка

Игра «Светофор». Учитель показывает вразброс карточки трёх цветов. Если красную – дети стоят, жёлтую – хлопают себя по коленям, зелёную – топают ногами. Темп игры убыстряется.

Учащиеся составляют схемы слов

под руководством учителя, дети  выделяют звуки, дают им характеристику, проверяют выполненное задание

Ответы учащихся

Познавательное  УУД – моделирование. Выполнение предметных действий

Личностные:

- определять правила работы в парах;

- оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Познавательные логические УУД: формирование  действий анализа, синтеза

осуществлять самоконтроль;

Рефлексивно-оценочный этап

Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.

Ребята, буква М принесла нам интересные задания. Давайте сделаем ей подарок,  и все задания выполним правильно. Согласны?

 Из всех букв выбрать и зачеркнуть все буквы Мм (У каждого на парте задание на карточках)

ОьтМУцЪзоМЦуаАмМуЕпфРЁвомУврМмрОнаАчуЛдюиХАыМамаУаЩздАуМо

 Игра «Распредели слова правильно» 

Давайте поможем Маше и Мише разложить предметы, которые вы видите на доске (слайд).

Маша собирает предметы, в названиях которых есть звук [м],  а Миша предметы, в названиях которых есть звук [м'].

Чтение слогов (слайды)

Вышел ёжик погулять, грибов- ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей,

Я шёл и вам буковку нашёл»

- Какую букву нашёл ёжик?

Работа по учебнику стр. 62

Чтение слогов

Составление слов.

- Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно. 3 - 4 слова составить из букв разрезной азбуки( 1 человек у доски)

Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.63).

а) - Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками (Моя, моё, мой, мои)

б) Работа в парах

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «моя» («моё», «мой», «мои»). Проверка

Физкультминутка

Задание для нечитающих учащихся (под руководством учителя):

- Прочитайте начало предложений и закончите их.

- Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв (моё)

Задание для читающих учащихся (самостоятельная работа)

- Прочитайте стихотворение Г.Виеру «Бык мычит …» и ответьте на вопросы

Проверка

Чтение и анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».

а) Чтение стихотворения учителем (или  хорошо читающими детьми)

б) - О ком это стихотворение?

- Кто задаёт вопросы мальчикам?

- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный выбор?

- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

Учащиеся называют предметы , распределяют по группам

Учащиеся  читают слоги

Учащиеся составляют слова

Выполняют задание

Выполняют задание под руководством учителя

Читают самостоятельно, отвечают на вопросы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Познавательные логические УУД: формирование  действий анализа, синтеза

Познавательные логические УУД: формирование  действий анализа, синтеза

Познавательные логические УУД: формирование  действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Сегодня на уроке: (слайд)

Я узнал …

Я запомнил …

Я научился …

Я удивился …           

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук [м]?

- Перед какими гласными буква М обозначает твёрдый согласный звук?

- Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук  [м']?

- Перед какими гласными буква М обозначает мягкий звук?

Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

Учащиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...