Внеурочная деятельность "Юные краеведы"
рабочая программа

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy_2_klass.docx26 КБ
Файл yunye_kraevedy_3_klass.docx176.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные краеведы» 2 класс

                                           Пояснительная записка

    Рабочая программа курса  «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и авторской  программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

Цель и задачи курса

Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры». В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.

                                                   Содержание  курса

     Во 2 классе изучается III раздел курса «Азбука Смоленского края» С.А.Болотовой «Мир культуры», т.к. второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими и историческими понятиями.

                                     Жилища и предметы быта

      Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись,  «гороушина», храм, монастырь,  икона,  экскурсия, экскурсовод,  экскурсант, экспозиция, экспонат.

                                       Как одевались в старину

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки

     Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

                                    Праздники

     Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.

                                      Игры и хороводы

     Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность

     История возникновения письменности у наших  предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри

     Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

                                    Культура Смоленщины сегодня

     Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии,  художественнные и музыкальные школы и др.

     Практическая работа

     Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ярцево; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и уважение к жизни наших предков.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;

Предметные результаты

К концу 2 класса учащиеся должны знать: Предметные результаты

К концу 2 класса учащиеся должны:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Покультурно-историческомукраеведению

- как называли предков смолян, основные их занятия;

- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;

- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;

- подготовить рассказ, сообщение,   культурно-исторического содержания;

- элементы костюма смолян в древности;

- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;

- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников,

- ДеньгородаСмоленска;

- некоторые игры и хороводы прошлых лет;

- историю возникновения письменности у наших предков;

- виды православных храмов и их внутреннее устройство;

- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;

- правила поведения в храме;

- название некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;

- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры.

- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

  • подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания;
  • оперировать  моделями и схемами, самостоятельно изготовлять отдельные модели.

              Календарно - тематическое планирование  2 В класс

№ п/п

Названиераздела,

темыурока

Коли-чество часов (раз-дел)

Датапрове-дениязанятия

Примечание

       Раздел «Мир культуры»

    34

1

Введение. Давайте познакомимся!

    1

Чем занимается краеведение?

 С. 4-7

2

Наши предки

    1

3

В смоленской избе

    1

 С. 8-19

4-6

Предметы быта смолян

    3

Экскурсия в музей «Русская кузница» Адрес: ул. Ленина, во дворе дома №8

7

Во что одевались наши предки

    1

С.20-26, с. 123-124

8

Головные уборы, обувь, украшения

    1

С.27-36, с. 124 - 125

9-10

Как сделать пояс?

    2

С.126-127    Пр. раб.

11

Еда наших предков

    1

С.37-43, с. 127-131

12

Правила поведения за столом

    1

С.43-48, с. 122

13

Составляем книгу рецептов старинной русской кухни

    1

Пр.раб

14

Праздник «Русская кухня»

    1

Пр. занятие

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

    1

С.49-59, с. 138-140, с.142-144

16

Народные игры

    1

С.60-67, с.131-133

17

Разучивание детских игр

    1

Пр. занятие

18

Русский хоровод

    1

С.68-70

19

В гости к танцевальному кружку

    1

20

Какие библиотеки есть в нашем городе?

    1

Экскурсия

21

Храмы и монастыри Смоленщины

1

с.88-105, с.140-142

22

Правила поведения в храме

     1

С.123

23-25

Успенский собор

     3

Экскурсия в Успенский собор

26

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

    1

С. 95  Пр.раб.

27

 Создание копилки знатока

(стихи, песни о Смоленске)

    1

Пр. занятие

28

Культура Смоленщины сегодня

    1

С.106-113, с.121. с. 146-149

29

Как возникла письменность? Берестяные грамоты

    1

С.71-87

30-34

Создание рукописной книги пером и чернилами

    5

Экскурсияво Флёново

Резерв

  1 час

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
  • С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.

Дополнительная литература

1.Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия.- М.: Русская книга, 1996г.

2.Миловский А. Песнь Жар-птицы. Рассказы о народных праздниках -М.:Дет.лит.,1986г.

3. Терещенко А. Быт русского народа. - М.: Русская книга,1997 г.



Предварительный просмотр:

https://sun9-69.userapi.com/c857036/v857036681/9111f/V6DeTkcz_s0.jpg

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные краеведы» 3 класс

Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка «Юные краеведы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта НООи авторской  программы « Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников сдуховным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край;  об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы»,  в 4классе – «Мир истории».

Содержание курса

Вводное занятие.

Введение в блок  « Мир природы».

Природные особенности.

Смоленщина на карте России. Её площадь.

Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.

Климат нашего края.

Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые.

Их состав. Охрана почв.

Основатель научного почвоведения  В.В. Докучаев.

Полезные ископаемые.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф,  бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др.  

Их свойства и использование.

Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоёмы.

Водоёмы нашего края, типы водоемов.

Изображение водоёмов на карте.

Использование и охрана водоёмов.

Реки Смоленской области. Река Днепр, её притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля – приток Западной Двины. Река Вазуза – приток Волги.

Озёра Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др. Искусственные водоёмы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).

Растения.

Разнообразие растительного мира нашего края.

Растения хвойных и лиственных лесов.

Растения заливных, низинных и суходольных лугов.

Растительность верховых и низинных болот, охрана лесов, лугов, болот.

Грибы.

Грибы нашего края. Особенности строения и использования.

Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора грибов.

Смоленский лён.

Лён – культурное растение. Его виды: лён – долгунец, лён масличный. Выращивание льна на Смоленщине.

Продукция Смоленского льнокомбината.

Музей «Смоленский лён».

Животные.

Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Особенности внешнего вида, строения и жизни. (на примере отдельных представителей).

Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы.

Представление об экологических проблемах нашего края.

Охрана природы в нашем крае.

Красная книга природы.

Красная книга Смоленской области.

Категории охраняемых объектов  природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределённые и восстановленные виды.

Законы об охране природы.

Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др.

Правила поведения в природе.

Проверьте себя.

Контрольное занятие. Обобщение изученного материала.

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.

Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к природе родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • названия некоторых рек, озёр и водохранилищ Смоленской области;
  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленской области;
  • меры по охране природы;
  • нахождение некоторых особо охраняемых природных территорий;
  • правила поведения в природе;

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • определять, находить и показывать на географических картах  или картах-схемах изученные географические объекты;
  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
  • различать распространённые в Смоленском крае растения и животных;
  • различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения;
  • подготовить рассказ, сообщение  природо-краеведческого и культурно-исторического содержания;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе

                           Календарно-тематическое планирование  3 В класс

№ п/п

                     Тема

         Содержание

Дата

       Раздел «Мир природы»

1

Вводное занятие

Знакомство с учебником

2

Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь

3

Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат

Экскурсия в овраг

 4

Почвы Смоленской области

 5

Конкурс рисунка «Берегите почву!»

Творческая работа

 6

Полезные ископаемые

 7

О чём рассказывают камни?

Пр. занятие

 8

Водоёмы Смоленщины

 9

Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре»

Заочная экскурсия

10

Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины

Творческая работа

11

Растения леса нашего края

12

Викторина «Угадай, что в лесу растёт?»

Пр. занятие

13

Растения луга нашего края

14-16

Экскурсия в музей «Смоленский лён»

Экскурсия

17

Работа с гербарием

Пр. занятие

18

Растения болота нашего края

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

Творческая работа

20

Грибы

21

Игра «Съедобный или несъедобный»

Пр. занятие

22

Растения из Красной книги Смоленской области

23

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

24

Насекомые нашего края

25

Работа с коллекцией насекомых

Пр. занятие

26

Птицы нашего края

27

Изготовление макетов домиков для птиц

Пр. занятие

28

Млекопитающие нашего края

29

Викторина «Теремок»

Пр. занятие

30

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

31-33

Экскурсия в музей природы

Экскурсия

34

Сбережём природу родного края!

Итоговое занятие

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова.  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
  • С. А. Болотова. Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (2 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников.

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Программа внеурочной деятельности "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...