Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку
статья (4 класс)

Сергеевская (Заболотнова) Вера Сергеевна

Подготовка к ВПР в начальной школе – это систематизированное повторение учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vytuplenie_itogovoe.docx165.87 КБ

Предварительный просмотр:

   Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку

                                       Подготовила: учитель начальных классов МБОУ  «СОШ № 9

                                                         имени 63-ей добровольческой танковой бригады»

                                                                                                                     Сергеевская В.С.

        Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

Подготовка к ВПР в начальной школе – это систематизированное повторение учебного материала. (слайд2)

(слайд 3)  (слайд 4)https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0048/000989af-e5324120/img5.jpg

(Слайд 5)

При подготовке к проверочной работе по русскому языку мы много внимания уделяем умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках мы постоянно использовали орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

(Слайд 6)

Для отработки навыка написания слов с непроверяемыми орфограммами (словарными словами) я использую свою систему ведения словаря. Все словарные слова из каждой части учебника разделяю на группы. В 4 классе одна группа  состоит из 4 слов. В течение 1 недели мы работаем над этой группой: понедельник – записываем в словарь, ставим ударение, обращаем внимание на орфограммы; вторник – разделяем на слоги для переноса; среда – запись транскрипции, т.е. записываем слово так как его слышим; четверг – звуко-буквенный разбор 1 любого слова  в классе и 1 слово разбирается дома; пятница – словарный диктант (4 слова с этой недели и любые другие уже изученные слова). Также в пятницу обираются словари на проверку. Проблема только одна -  наличие самого словаря. Работа идет во всех направлениях  сразу. Также на уроке от словарной работы можно плавно перейти непосредственно к теме урока. Например, есть группа слов «3-7 февраля»: правительство, аппетит, космос, космический. Так как мы работали с разделом «Имя прилагательное», то мы могли найти лишнее слово, определить части речи, вспомнить признаки это части речи (что очень важно делать на протяжении всего курса начальной школы). Подобрать существительное к этому слову связанное по смыслу, определить род. Дальше вспомнить, что род прилагательных может изменяться, подобрать существительные другого рода, обратить внимание что изменяется в прилагательном – окончание. Далее велась работа по определению правил написания букв в безударном окончании прилагательных.

(Слайд 7)

Очень хороший показатель результативности усвоения тем – это тренажёры Узоровой О.В., Нефёдовой Е.А.. Их можно использовать на каждом уроке. Ребенок сам видит какие- сложности вызывает определённа тема; можно отследить рост качества знаний по теме. (слайд 8)

Также по большим разделам составляются опорные схемы, которые заполняются по мере прохождения раздела. Даже если некоторые темы были пропущены, дети могут друг у друга посмотреть эти схемы и заполнить пропуски.

Можно составить список всех изученных правил и раздать его детям. При проверке диктанта на полях отмечается не просто ошибка, а именно ее номер в списке. Так обучающийся сможет понять на какое правило ошибка, вспомнить правило на эту тему  и самостоятельно провести работу над ошибками.

9 ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ

  1. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Когда гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, их написание нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтоб эти гласные были под ударением.

Например: трава – травы; дома – дом; свеча – свечка; рядовой – ряд, лиса – лисы.

  1. Непроверяемая безударная гласная.

Если гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, но к ним невозможно подобрать проверочное слово, то написание таких слов надо смотреть в словарях или запомнить. Слова с непроверяемыми безударными гласными – это словарные слова.

Например: корова, собака, тетрадь, портфель.

  1. Парная согласная по глухости-звонкости.

Чтобы проверить написание парной по глухости-звонкости согласной, нужно изменить слово так, чтоб после этой согласной стоял гласный или согласный Н

Например: дуб – дубы; гриб – грибной; резкий – резок; флаг – флаги.

  1. Непроизносимая согласная.

Для того, чтоб проверить непроизносимую согласную, нужно изменить слово так, чтоб этот согласный звук произносился.

Например: солнце – солнышко, грустный – грусть, местный – место.

  1. Удвоенная согласная.

Слова с удвоенными согласными в корне слова надо запомнить.

Например: аллея, класс, группа, шоссе, коллекция.

  1. Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Запомни! ЖИ-ШИ пишу с И; ЧА-ЩА пишу с А; ЧУ-ЩУ пишу с У; ЧК-ЧН пишу без Ь

Например: жизнь, чащащука, ночной, кочка.

  1. Разделительные ъ и ь.

В словах пишется перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я пишется разделительный Ь

Например: вьюга, ручьи, листья, Воробьёв.

После приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ

Например: въезд, объяснение, съежился, предъюбилейный.

  1. Заглавная буква.

Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия (имена собственные) пишем с заглавной буквы.

Например: Юлия Юрьевна, Брянск, Десна, Россия, Бобик.

  1. Правила переноса.

1.Слова переноси по слогам. Например: ро-лики, роли-ки.

2.Слова из одного слога переносить нельзя. Например: слон, конь.

3.Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Например: у-хо или ух-о.

4.Буквы й, ъ, ь переносить нельзя. Например: чай-ка, подъ-езд, конь-ки.

5.Если в слове удвоенная согласная, то одна переносится, а одна остается на строке. Например: ал-лея, хок-кей.

(слайд 9, 10)

В помощь по отработке самой системы упражнений также можно использовать сайт «РешуВПР». Я эти задания распечатываю, разбираем с детьми, а затем (через неделю) обучающиеся выполняют эти задания самостоятельно. Далее опять проводится работа по коррекции ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эффективные методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся начальных классов...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР

Виды приемов, применяемых в ходе обучения, направленных на качественное написвние ВПР в начальной школе....

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ...

Презентация к вебинару"Практические приемы работы с обучающимися с ЗПР"

Данная презентация была подготовлена в рамках обучающегося вебинара для специалистов школы.В рамках презентации раскрыт опыт практической работы  тьютора с ученицей 3 класса на материалах кейса....

Формирование установок толерантного сознания у обучающихся начальных классов в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий

В статье рассказывается об опыте работы с обучающимися разных национальностей в процессе воспитательной работы школы....