Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
статья

Хохоева Нелли Бахаевна

Этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_etnokulturnyy_komponent.doc1020 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Байтогская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Хантаева В.Х.

Доклад на тему: «Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности»

Подготовила: Хохоева Н.Б.

учитель начальных классов I квалификационной категории.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. 

Этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.

     Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

    Одним из видов реализации этнокультурного образования в моей деятельности являются проекты, как долгосрочные , так и краткосрочные. Эта форма работы является одной из актуальных, позволяющих развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Метод проектов расширяет кругозор учащихся в области национальной культуры. Дети учатся слушать и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Они работают со справочной литературой, словарями, компьютером.  Каждый человек кровно связан со своей малой родиной,  своим происхождением и своими повседневными делами.  Вот почему изучение местной культуры и умелое вплетение её в учебно–воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребёнка.

     Источниками формирования самых положительных нравственно – психологических качеств, с точки зрения,  народных традиций воспитания детей,  являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, конкретные трудовые дела, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура народа.

      Ребёнок младшего школьного возраста по своей природе исследователь, который с большим интересом исследует и знакомится с окружающим миром. Стремление ребёнка к исследованию окружающей действительности предопределено и генетически. Очень важна именно ранняя организация проектно – исследовательской деятельности. Умения и навыки исследования, само постижения истины становятся особым стилем учебной деятельности, происходит трансформация обучения в самообучение. Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая  образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, изобразительного искусства и внеурочная деятельность.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте является помощь со стороны родителей.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

         Результатами такой деятельности являются долгосрочные проекты: «Конь в жизни бурят». В ходе этого проекта дети узнали происхождение  лошади, породы, масти  и значение этого животного для бурят. Путем поиска собраны загадки, пословицы, поговорки и стихи о лошади, которые были оформлены отдельными книжками.  Проект «Ветераны»  помог учащимся понять,  насколько страшной оказалась война 1941-1945 годов. Общение с живыми свидетелями той войны вызвало чувство сопереживания и в то же время чувство гордости за своих  бабушек и дедушек. Итогом этого проекта был проведен классный час «Дети – Герои Великой Отечественной войны », издан  специальный выпуск журнала  «Это день мы приближали, как могли», где был собран материал по ветеранам. Имеют место и краткосрочные проекты: «Мои домашние питомцы», «Мой любимый детский писатель», «Красная Книга» и др.

      Так же  я активно использую внеурочную деятельность и фольклорный кружок «Мушэхэн». Дети становятся участниками не только школьных мероприятий, но и муниципальных и сельских мероприятий. В прошедшем учебном году девочки моего класса стали победительницами межмуниципального детского фестиваля исполнителей бурятской песни «Баяртайб!» в номинации эстрадная песня. В муниципальном  конкурсе видеоролика «Восхваляем бурятский язык» в рамках месячника бурятского языка - заняли 1 место. Хамнуева  Виктория получила диплом за лучшее актерское мастерство в межмуниципальном  празднике Сагаалган в деревне Мурамцовка. В 2018 году  Тогмидон Виктория, Кускенова Дари и Хамнуева Виктория стали победительницами  областного  художественного конкурса «Сагаалган».

      Работа по этнокультурному направлению  в классе ведётся не только во внеурочное время, но и  на уроках окружающего мира, литературного чтения. Мои ребята участвуют в различных конкурсах, мероприятиях, посвященных родному краю.   К тому же это замечательная возможность объединить детей и взрослых общей целью, почувствовать радость от общения и совместного творчества.

Литература

  1.  Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе./А.Б. Бычков – М., 2000.
  2.  Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов./ Н.В. Матяш, В.Д.  Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.

 

Результаты  проекта:

Аппликация и рисунки.

Описание: Описание: E:\н.б\SDC18012.JPG                             Описание: Фото-1403

                        Описание: Фото-1404

Описание: Фото-1405


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы учителей по двуязычию, этнокультурного компонента.

http://www.yktnews.ru/obshchestvo/         Значительная часть нерусского населения Республики Саха не знает язык своей национальности. По последним социологическим опросам бол...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка

В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного ...

Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...

«Этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога»

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения велико...