ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
статья

Саввинова Евдокия Семеновна

Анализ теоретических источников по проблеме формирования экологической культуры младших школьников посредством народных сказок позволил выделить некоторые приоритеты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая культура младших школьников посредством народных сказок

Ценностно-ориентационная деятельность младших школьников                                     в процессе формирования экологической культуры может быть построена                          на основе народных сказок. Данная деятельность при этом направлена                                    на осознание учениками многостороннего значения природы для родного населения и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения традиционной и с позиций природоохранной деятельности современного человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием учащимся своей точки зрения.

Комплексный характер работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством народных сказок определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми.

Участие во внеурочной деятельности посредством народных сказок является важным элементом экологического воспитания младших школьников. Эта работа позволяет продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений                                     и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека. При этом разные ее как виды должны иметь общую цель, согласованные методы, способы осуществления, направленность на достижение общего результата в формировании экологической культуры. Приобретенные в условиях такого общения умения видеть и слышать природу через образы сказочных героев и осознания сюжетов сказки - такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, также способствует формированию экологических интересов.

Ознакомление с народными сказками в якутских школах на основе познания закономерностей развития природных объектов имеет ценное воспитательное значение. Так младшему школьнику прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края. Поэтому традиционное философское воззрение народа – это отношение к родной природе, традициям народа, что составляет главный критерий качества экологического образования в Якутии. Такой подход также относится непосредственно к качественному экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста в региональных условиях.

Общение с природой после восприятия сказочного сюжета помогает развивать у младших школьников такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу через сказку, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Непосредственное приобщение к родной природе через сказку дает ребенку более яркие представления. Поэтому посредством народных сказок уже в начальной школе создаются условия для повседневного общения детей с природой, где они получают первые элементарные знания о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....

Формирование экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности

В статье раскрываются вопросы формирования экэкультуры через проектную деятельность...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...