Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики" 3 класс
учебно-методический материал (3 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Программа внеурочной деятельности по математике "Знатоки математики", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бельск

«Согласовано»

Руководитель МС

________________

МКОУ СОШ с.Бельск

Протокол №________

От «______» _________ 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ с.Бельск

Толстикова С.Б.

Приказ №________

От «______» 2019 г

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

                                                          «Занимательная математика»

срок реализации образовательной программы 1 год

                                                   Педагог дополнительного образования

                                                          Козлова Кристина Васильевна

с. Бельск   2019г.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса положена программа авторов М.И. Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой,  С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

       Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

        Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

          Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Педагогические средства

1. тематические занятия

2. игровые уроки

3. физкультминутки.

Формы работы. Групповая, индивидуальная коллективная.

1.конкурсы

2.викторины

3.соревнования.

Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Формы контроля:

1.Тестирование

Содержание курса

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

2.Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.

3. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

4. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1 ч

1 раз

1 ч

34 ч

Учебно-тематический план программы «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Раздел 1. История математики.

9

1

8

2

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

3

Раздел 3. Решаем задачи.

10

0

10

Итого:

34

3

31

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

По плану

По

факту

1.

Раздел 1. История математики.

9

1

8

1,1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1

1

02,09

1,2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи

1

1

09,09

1,3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1

1

16,09

1,4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

1

23,09

1,5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

1

30,09

1,6

Решение задач

1

1

07,10

1,7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи

1

1

14,10

1,8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи

1

1

21,10

1,9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

1

28,10

2.

Раздел 2. Упражнения для развития логики.

15

2

13

2,1

Умножение. Упражнения, игры, задачи

1

1

11,11

2,2

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

1

18,11

2,3

Деление. Упражнения, игры, задачи.

1

1

25,11

2,4

Делится или не делится.

1

1

02,12

2,5

Решение задач

1

1

09,12

2,6

Новогодние забавы.

1

1

16,12

2,7

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

1

23,12

2,8

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

1

1

13,01

2,9

Игра «Веришь или нет».

1

1

20,01

2,10

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

1

27,01

2,11

Экскурсия в компьютерный класс.

1

1

03,02

2,12

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1

1

10,02

2,13

Математические фокусы.

1

1

17,02

2,14

Конкурс знатоков.

1

1

24,02

2,15

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

1

02,03

3.

Раздел 3. Решаем задачи.

10

10

09,03

3,1

Решение задач

1

1

16,03

3,2

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

1

30,03

3,3

Решение задач повышенной трудности.

1

1

06,04

3,4

Игра «Цифры в буквах».

1

1

13,04

3,5

КВН «Царица наук».

1

1

20,04

3,6

Задачи с многовариантными решениями.

1

1

27,04

3,7

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

1

11,05

3,8

Игра «Поле чудес».

1

1

18,05

3,9

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

1

1

25,05

3,10

Интеллектуальный марафон.

1

1

25,05

итого

34

3

31

Материально – техническое обеспечение.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)

-Наличие карточек с играми и заданиями;

Электронно-программное обеспечение:

- Презентации.

Технические средства обучения:

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер;

-Демонстрационный экран;

-Магнитная доска;

Литература:

1.        Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.        Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.        Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.        Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.        Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.        Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.        Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.        Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.        Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.        Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

12.        Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бельск

«Согласовано»

Руководитель МС

________________

МКОУ СОШ с.Бельск

Протокол №________

От «______» _________ 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ с.Бельск

Толстикова С.Б.

Приказ №________

От «______» 2019 г

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Занимательный русский язык»

срок реализации образовательной программы 1 год

                                                   Педагог дополнительного образования

                                                          Козлова Кристина Васильевна

с. Бельск   2019г.

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

          Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка.
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

 

Основная цель курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что русский язык не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Педагогические средства

1. тематические занятия

2. игровые уроки

3. физкультминутки.

Формы работы.

 Групповая, индивидуальная коллективная.

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

     В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Формы контроля:

1.Тестирование

                                                         Содержание курса

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

 Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

       Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

1 ч

1 раз

1 ч

34 ч

Учебно-тематический план программы «Занимательный русский язык»

Наименование разделов и тем

УКАЗАТЬ РАЗДЕЛЫ

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

Раздел 1.  В царстве слов русского языка.

20

16

4

2

Раздел 2.  Искусство красноречия.

14

12

2

Итого:

34

28

6

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательный русский язык»

 

Наименование разделов

 и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

Дата

По плану

По факту

1

Раздел 1. В царстве слов русского языка.

20

16

4

1,1

Сказочное царство слов .  

1

1

04,09

1,2

1,3

Путешествие в страну Слов.

2

1

1

11,09

18,09

1,4,

1,5

Чудесные превращения слов.

2

2

25,09

02,10

1,6

1,7

В гостях у слов -  родственников.

2

2

09,10

16,10

1,8

1,9

Добрые слова.

2

1

1

23,10

30,10

1,10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

1

13,11

1,11

1,12

Новые слова в русском языке.

2

2

20,11

27,11

1,13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

1

04,12

1,14 1,15

Синонимы в русском языке.

2

2

11,12

18,12

1,16

Слова- антонимы.

1

1

25,12

1,17

Слова - омонимы.

1

1

15,01

1,18

Крылатые слова.

1

1

22,01

1,19 1,20

В королевстве ошибок.

2

2

29,01

05,02

2

Раздел 2. Искусство красноречия.

14

12

2

2,21-2,22

В стране Сочинителей.

2

1

1

19,02

26,02

2,23-2,24

Искусство красноречия.

2

1

1

04,03

11,03

2,25

Праздник творчества и игры.

1

1

18,03

2,26- 2,27

Трудные слова.

2

2

01,04

08,04

2,28- 2,29

Анаграммы и  метаграммы.

2

2

15,04

22,04

2,30- 2,31

Шарады и логогрифы.

2

2

29,04

13,05

2,32

Откуда пришли наши имена.

1

1

20,05

2,33

Занимательное слообразование.

1

1

27,05

2,34

КВН по русскому языку.

1

1

27,05

                                                                Итого                        

34

28

6

Материально – техническое обеспечение.

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательный русский язык» необходимы следующее:

-наличие лингвистических словарей;

-наличие карточек с играми и заданиями;

-наличие текстов для работы на занятиях;

- Демонстрационный материал (таблицы, картинки, плакаты)

Электронно-программное обеспечение:

- Презентации.

Технические средства обучения:

- Мультимедийный проектор;

- Компьютер;

-Демонстрационный экран;

-Магнитная доска;

Литература:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  18. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...